![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Древнерусское общество по многим духовным, ценностно- ориентационным чертам часто рассматривают как «дочернюю» зону византийской цивилизации. Однако несмотря на религиозную общность Древняя Русь по большинству своих сущностных форм социально-политического устройства и жизнедеятельности была ближе к Европе, чем к Византии.
Древнерусское общество было традиционным, основным социальным элементом которого выступала территориальная община. Каждый член этой общины занимал отведенную ему социальную «нишу» и являлся исполнителем определенной социальной функции. Поэтому традиционное Общество в Древней Руси было строго упорядоченным и иерархичным. Основу этого общества составлял эволюционный тип развития, представлявший собой такое естественно-историческое развитие, в ход которого люди сознательно не вмешивались. Поэтому традиционное общество было «закрытым» и перемены в нем происходили крайне медленно.
Древнерусское общество было многоукладным. С одной стороны, Русь была аграрной, земледельческой страной, где наряду с пашенным широкое распространение получило под- сечно-огневое земледелие, с другой — Древнюю Русь называли «Гардарики» — страной городов, в которых большое развитие получили ремесленное производство и торговля.
Крестьянское население Древней Руси жило общинами, основную часть которых составляли лично свободные общинники — «люди». Древнерусская соседская община («вервь») владела землей, имела свою территорию, где отвечала за порядок и поведение своих «людей». Общины находились в экономической зависимости от князя, поскольку последний являлся номинальным верховным собственником всей русской земли. Эта зависимость выражалась в выплате дани на нужды князя, его дружины и содержание государственного аппарата власти. Вначале дань собиралась в ходе «полюдья» (объезда князем
подвластной территории). Постепенно на смену «полюдья» пришел «повоз» (доставка общинниками дани в административные центры — «погосты»). Еще в правление княгини Ольги размер дани был нормирован.
По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Феодально зависимых, но юридически свободных общинников в Древней Руси называли смердами.
Во второй половине XI в. появляются «закупы» — крестьяне-смерды, взявшие «купу» (ссуду) деньгами, рабочим скотом, продуктами и обязанные отработать долг феодалу-вотчиннику с процентами. «Закуп» был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен возможности свободного передвижения. Если же «закуп» пытался бежать от своего господина, то его превращали в холопа (раба), хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе свободу.
При княжеских дворах и вотчинных хозяйствах было много «челяди», «холопов», «рядовичей» — так назывались различные категории лично зависимого населения. «Челядь» состояла из рабов-военнопленных, «холопы» были рабами, в которых в силу экономических обстоятельств обращались бывшие «смерды» и «закупы». Однако рабство на Руси хотя и получило широкое распространение в целом носило патриархальный характер. Более того, в отличие от античных рабов, челядины и холопы на Руси были защищены законом (например, господин наказывался за убийство раба, раба можно было использовать в качестве свидетеля в суде). «Рядовичами» на Руси назывались люди, которые заключили договор («ряд») с господином о службе и выполняли функции мелких администраторов (ключников, тиунов) или занимались сельскими работами.
Городские поселения у восточных славян появились еще в догосударственный период. Они зарождались на родоплеменной основе вследствие территориального слияния нескольких соседских общин. Эти поселения носили аграрный характер и были тесно связаны с прилегающей округой (волостью). В таких «племенных» городах находился князь с дружиной, существовал совет старейшин, собиралось народное собрание (вече); жрецы, а
позже православное духовенство исполняли культовые обряды. Это были «правящие» города с зачатками публичной власти.
В связи с образованием Древнерусского государства родо- племенные связи в X-XI вв. окончательно уступают место территориальным, а города становятся военно-административными, торгово-ремесленными и социокультурными центрами, хотя многие горожане по-прежнему продолжают заниматься сельским хозяйством.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!