Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Империи. 1 страница



В IV в. н. э. началось «великое переселение народов». Кочевые племена гуннов, при­шедшие из Средней Азии, потеснили племенной союз остготов (восточных готов), ко­торые прижали к границам Римской империи вестготов (западных готов). Последние получили разрешение поселиться за Дунаем в пределах Римской державы, но положе­ние их оказалось очень тяжелым, привело к затяжной борьбе с корыстолюбивым и над­менным Римом. В 410 году готы во главе с Аларихом заняли и разграбили «вечный город», «светоч мира»[18]. Затем различные «варварские» народы постепенно, одну за другой захватывают римские территории. Вандалы заняли Африку, англосаксы – Британию, бургунды – часть Галлии, франки – Северную Европу. Римлянам, правда, удалось в 451 году вместе с рядом «варварских племен» нанести поражение Атилле, после смерти которого гуннская федерация распалась[19]. Но Италия продолжала подвергаться нападениям. Население Рима страдало от голода и хаоса, сократилось до 20 тыс. человек. На форуме, где раньше решались судьбы всего мира, росла трава и пас­лись свиньи. В 476 году наступила развязка. Вождь германских наемников Одоакр сверг с престола последнего римского императора Ромула–Августула. Он стал наместником восточного императора в Италии, королем Италии и правил из Равенны[20]. Милитаризация и паразитизм, утрата гражданских доблестей и высокой морали, по­литические амбиции и личные качества римских деятелей привели высокоразвитую цивилизацию к закономерной гибели.

Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.

Германцы завоевали Западную Римскую империю. А часть Восточной Римской империи завоевали арабы. Они никогда не были подвластны Римской империи и не принимали христианства. У каждого арабского племени было свое божество. Общим для всех племен предметом почитания являлся черный камень, который находился в Мекке[21].

Огромное значение имело объединение арабских племен на основе ислама. Основате­лем ислама (в переводе с арабского «покорность») был пророк Мухаммед (570-632), уроженец Мекки, реальное историческое лицо. Он принадлежал к жреческому роду, но детские годы провел в бедности, рано остался без родителей. По роду занятий будущий пророк был торговцем, много путешествовал, был очень впечатлительным и склонным к размышлениям. Новое вероучение, которому было суждено стать одной из мировых религий, было обретено Мухаммедом как божественное откровение свыше[22]. Некоторые исследователи считают, что это произошло во время очередного эпилептического припадка.

Проповеди Мухаммеда не понравились жрецам Мекки. В 622 году из-за преследований новому вероучителю пришлось бежать в Медину. С момента «хиджры» (бегства) Мухаммеда из Мекки мусульмане («покорные Аллаху») ведут свое отдельное летоисчисление. В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуал бракосочетания, порядок наследования и прочие атрибуты[23].

В 630 году Мухаммед вернулся в родной город во главе вооруженного отряда. Жрецы и население Мекки после нескольких лет вооруженного противоборства приняли Мухаммеда и его новое учение. Победа укрепила авторитет Мухаммеда в Аравии. Представители различных аравийских племен заключали с ним союзы и принимали ислам.

Мухаммед организовал огромный религиозно-политический союз, во власти которого оказалась значительная часть Аравии. В сильном централизованном государстве, созданном Мухаммедом, верховный правитель был одновременно и религиозным вождем. Мухаммед стремился распространить свое влияние на Палестину и Сирию, но в 632 году умер, не оставив мужского потомства. По одной из легенд его отравили. Похоронен Мухаммед в Мединской мечети. Вождь, наследовавший Мухаммеду, носил название халифа. Арабское государство называлось халифатом.

У арабов в VIII–IX вв. основной формой земельных владений стали земельные участки, предоставляемые халифом в качестве пожалования. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. Арабские феодалы были обязаны военной службой. Значительная часть земель принадлежала мусульманским духовным учрежде­ниям. С этих вакуфных земель не собирали налогов и не требовали военной службы. Широкое распространение приобрела практика дарения земельных владений духовенству. Такие вакфы были номинальными, так как феодалы большую часть доходов оставляли за собой. Арабы не навязывали ислама в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стиму­лом для принятия новой веры.

Быстрый триумф и распространение ислама были обусловлены рядом обстоятельств[24].

Во-первых, мусульманство было молодой религией, но сумело творчески переработать и вобрать в себя многое из христианства, иудаизма, зороастризма и т. д. Ислам содержал привлекательную идею загробной жизни. В джанне («сад» по-арабски), мусульманском раю правоверного ждали тенистые сады с каналами и прудами, с реками молока, вина и меда. Обитателей джанны вознаграждали супругами-девственницами – гуриями. Им прислуживали вечно юные мальчики, а охраняли ангелы. В джаханнаме (ад), напротив, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т. д. Всем не мусульманам полагался только ад.

Среди 120 тыс. пророков, предшествовавших Мухаммеду, почетные места отводились Адаму, Ною, Аврааму, Моисею (Муса), Иисусу (Иса) и другим уважаемым персонажам. Правоверные считали, что в день Страшного суда Мухаммед и Иисус будут вместе вершить свой суд над людьми.

Во-вторых, новая религия отличалась простотой. Обращаемые должны были выполнять пять основных требований.

1. Признавать главный догмат – «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед – пророк его».

2. Молиться пять раз в день, обратившись лицом к Мекке.

3. Поститься один раз в месяц в году (рамадан, или рамазан).

4. Обязательно раздавать милостыню, своеобразный налог в пользу бедных (закят).

5. Не менее одного раза в течение своей жизни совершить паломничество в Мекку.

Эти требования были понятными, доступными, легко усваивались массами кочевников-скотоводов, воинами, торговцами Ближнего Востока.

В-третьих, для народов, принявших мусульманство, новое вероучение стало достаточным основанием для экспансионистских устремлений. Желание принести истинную веру, приобщить к ней другие земли народы стало для арабов идеологической основой ведения священной войны – газавата, которая давала воинам возможность обогатиться. Мощная экспансия арабов затронула огромные территории. К середине VIII в. под властью арабских халифов оказались Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступле­ние арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731 г.), у Константино­поля византийцами (718 г.), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд. Ни одно государство никогда не было больше его.

В-четвертых, важным преимуществом ислама стала его мощная консолидирующая, объединяющая сила, центростремительная тенденция. Новое учение не только указывало путь к спасению, содержало в себе идею развития, движения, распространения, но и предложило новую систему ценностей, представленную в Коране.

Мусульманская цивилизация обладала значительным творческим потенциалом и дала немало нового в разных сферах жизни.

Мухаммед и первые халифы (избранные наследники) создали особую разновидность государства, которое принято называть теократическим (теос – бог, кратос - власть). Государство Арабский халифат называют теократическим государством. В Арабском халифате (632-1258 годы) вся религиозная, военная и административная власть сосредотачивалась в руках халифов. После убийства четвертого халифа – Али – мусульманами управляла династия Омейядов (661-750 годы). Центром страны был Дамаск. В результате жестокой резни Омейядов сменили Абассиды (750-1258 годы), которые перенесли столицу в Багдад[25].

Халифат представлял собой военную деспотию. Ближайшим лицом к халифу был визирь, который отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.

Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20%. Все население платило поземельный налог – харадж – десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско. Немусульманское население платило дополнительную подушную подать, от которой можно было избавиться, приняв ислам. Быстрое распространение получил арабский язык.

Четкая организация войска, высокая маневренность, религиозный фанатизм (погибшему воину гарантировалось прямое попадание в рай), а также внутренние неурядицы, терзавшие государства соседей, все это позволило арабам осуществить огромные завоевания.

Однако уже в первой четверти IX в. первая мусульманская империя стала распадаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившего Ирана. В 1258 году арабский халифат прекратил свое существование с захватом Багдада монголами.

Арабы многое сделали для совершенствования орошаемого земледелия. Главным образом арабам мир обязан знакомству с такими полевыми, бахчевыми и садовыми культурами, как гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны, дамаскская роза, тростниковый сахар. У арабов не было серьезных конкурентов в коневодстве, овцеводстве, верблюдоводстве, в производстве многих продуктов питания, упряжи, транспортных средств, оружия, домашней утвари и т. д. Арабами был найден фосфор, указан способ приготовления чистого алкоголя и серной кислоты. На арабском востоке произво­дились бумага, керамика, различные стройматериалы, благовония, ткани (шелк, дамаст, муслин, атлас). Арабские географы составили фундаментальные описания тогдашнего культурного мира («Золотые луга» Масуди в X в., географическая энциклопедия Якута в XIII в. и т.д.). Арабская цифровая система стала общепринятой в мире. Считается, что она была заимствована у индийцев, но арабские математики ввели понятие «нуля». Многое сделали арабские переводчики для сохранения античных, китайских, индийских,

византийских текстов. Благодаря арабам происходило быстрое развитие производительных сил, культуры во многих районах. В Европе это был Пиренейский полу­остров, территория Испании.

Ислам был принят в Иране, для которого в этом приобретении оказалось больше плюсов, чем минусов. В средневековом Иране высокого уровня достигло ремесло. Из серебра изготавливалась великолепная посуда, украшения. Богатой отделкой и высоким качеством отличалось холодное оружие. Под влиянием ислама получило развитие храмовое зодчество (мечети), строительство крепостей, мостов, дорог, широко использовались орнаменты, керамика и т. д.

Мировое значение достижений иранской художественной культуры стало осознаваться постепенно. Поэма «Шахнаме», вобравшая в себя национальный эпос персов и таджиков и принадлежащая перу Абулькасима Фирдоуси (около 940-1020 годы), оказала большое влияние на литературу не только Востока и Запада отточенностью формы, идеями тираноборства, справедливости и гуманизма. Трудно назвать страну, где не было бы поклонников Омара Хайяма (ок. 1048-1122 годы). Его четверостишья – рубаи – проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. Будучи математиком, этот энциклопедист средневекового Ирана дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно. Образ романтического, загадочного Востока уже в 20-х годах XX в. вдохновил русского поэта С. А. Есенина на цикл великолепных стихов «Персидские мотивы».

История в схемах – Мусульманская цивилизация

Человек и природа Человек и Человек Мир Человека
1. Высокоразвитое усовершенствованное орошаемое (оазисное) земледелие; выращивание и распространение (культивирование) полевых, бахчевых и садовых культур (гречиха, рис, лимоны, тростниковый сахар и т.д.); развитое коневодство, овцеводство, верблюдоводство; производство продуктов, упряжи и т.д.     2. Развитое горное (руды, стройматериалы), металлургическое (оружие, посуда), ювелирное производств; легкая промышленность (шелк, муслин, атлас, благовония и т.п.). Строятся города, крепости, мечети, дворцы, используется водяное колесо римлян.   3. Усовершенствование колесного транспорта, регулярная почта, высокая мобильность.   4. Энциклопедии по географии (Эль-Масуди), арабские цифры для математики, введение понятия «нуля» в индийскую цифровую систему. Развитие астрономии, астрологии, химии. Переписка античных и византийских книг. Дом науки в Багдаде.     1. Преобладание системы власти-собственности халифов, султанов; единая налоговая система; особый статус мечети, вакуфных земель; восточный базар; Коран и экономика. 2. Мусульмане и немусульмане. Правители, мусульманское духовенство, воины и остальные.     3. Создание теократического государства, его особенности у арабов и турок, эволюция мусульманской политической системы.   4. Роль ислама в консолидации арабов, турок-сельджуков и других народов.   5. Шариат – свод мусульманского права. Коран о мусульманской семье, о правах и обязанностях мусульманина. Подготовка и роль кадиев.   6. Коран о мусульманском обществе. Ибн Аль-Асир – труды по всеобщей истории   1. Арабский язык и алфавит как одна из основ мусульманской общности и мусульманской цивилизации.     2. Мусульманская концепция предопределения жизни человека Аллахом. Фундаментализм, консерватизм, традиционализм, терпимость и гибкость в мышлении, менталитете мусульман.   3.»Канон врачебной науки» Ибн Сины (Авиценна) выдержал 30 латинских изданий в средневековой Европе – энциклопедия теоретической и клинической медицины.   4. Высокий уровень культуры наездников у арабов, особая система подготовки янычар, специфические состязания.   5. Запрет на изображение человека; высокий уровень декоративного, прикладного искусства, в частности орнаментов, украшений; переработка античных, византийских, китайских и индийских достижений; музыкальные инструменты, геральдика, арка в архитектуре; Ибн Аль-Араби, Фирдоуси и др.   6. Ислам – основа жизни и человекознания.

Человек и природа Человек и Человек Мир Человека

1. Высокоразвитое усовершенствованное орошаемое (оазисное) земледелие; выращивание и распространение (культивирование) полевых, бахчевых и садовых культур (гречиха, рис, лимоны, тростниковый сахар и т.д.); развитое коневодство, овцеводство, верблюдоводство; производство продуктов, упряжи и т.д.

2. Развитое горное (руды, стройматериалы), металлургическое (оружие, посуда), ювелирное производств; легкая промышленность (шелк, муслин, атлас, благовония и т.п.). Строятся города, крепости, мечети, дворцы, используется водяное колесо римлян.

3. Усовершенствование колесного транспорта, регулярная почта, высокая мобильность.

4. Энциклопедии по географии (Эль-Масуди), арабские цифры для математики, введение понятия «нуля» в индийскую цифровую систему. Развитие астрономии, астрологии, химии. Переписка античных и византийских книг. Дом науки в Багдаде. 1. Преобладание системы власти-собственности халифов, султанов; единая налоговая система; особый статус мечети, вакуфных земель; восточный базар; Коран и экономика.

2.

§ 3. Переход Европы от античности к феодализму.

Смена форм государственности.

Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Не­смотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через фео­дализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерус­ского государства, российской цивилизации.

В Европе с XVIII в. в отношении почти тысячелетнего этапа всемирной истории упот­ребляется понятие «средние века», то есть века между древностью и новым временем. Время раннего средневековья (V–X вв.) называют «темными веками», во всяком случае, применительно к Европе. Это была длительная полоса формирования феодальных отно­шений, зарождения и развития феодализма, генезис феодализма.

Франция стала страной классического феодализма. На основе феодального землевладе­ния возникла сложная иерархическая лестница, или феодальная пирамида, во главе которой стоял король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве. Ему подчинялись крупные светские и духовные феодалы – герцоги, графы,

архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей. Они считали короля лишь первым среди равных (пэров – от лат. равные) и были полными хозяевами на своих территориях. Крупным феодалам подчинялись средние – бароны и виконты, а последним подчинялись рыцари, включая так называемых однощитных. Феодалы в со­ответствии с местом в иерархии являлись вассалами своего сеньора: шли вместе с ним на войну, выкупали его из плена, выполняли различные судебно-административные функции и т. д.

Сеньоры или бароны владели 20-30 деревнями. Каждый из них был господином в своем владении, жил в замке (крепости) вместе с домочадцами и воинами.

Основная масса французских крестьян в VIII–IX вв. была закрепощена. Крестьяне (сервы) вели свое хозяйство на земле феодала, фактически являлись арендаторами этой земли. Поэтому они обязаны были работать на собственно господских землях при помощи своего рабочего скота и своих сельскохозяйственных орудий. Без разрешения хозяина крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать кому-либо свое имущество. Эти обязательства составляли суть крепостного права. Сеньоры обременяли крестьян различными повинностями и монопольными правами, например, крестьяне были обязаны молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом. Это была система баналитетов. Но господин не мог разлучить крестьянина с семьей, продав его. Лично свободные крестьяне – вилланы – составляли все уменьшавшуюся часть крестьянства.

В Германии процесс феодализации происходил медленнее. Государственная централи­зация, как правило, совпадала с моментами большой внешнеполитической активности. В первой трети X в. все германские герцогства составили одно королевство, которое стало называться Тевтонским по имени одного из германских племен. Немецкие короли стремились занять земли полабских славян (бодричей и лютичей). Оттон I захватил Северную и частично Среднюю Италию, в 962 г. короновался в Риме императором. Однако завоевания германских правителей были непрочными, требовали постоянных но­вых затрат, ослабляли государственность.

Многие деревни, особенно удобно расположенные в географическом отношении, постепенно разрастались и превращались в города. Для защиты от нападений жители насыпали вал и воздвигали башни. Такие защищенные места стали называться города, а жители – горожанами. Горожане были крепостными того господина, который изначально владел деревней. Свободны были только рыцари. Но со временем среди горожан появились купцы и ремесленники. Они зарабатывали деньги и покупали у своего

господина право на самоуправление.

Варварские королевства. Государство франков.

В политическом плане вторая половина первого тысячелетия нашей эры стала време­нем интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохра­нились в современной политической карте мира[26].

Важную роль в этот период играли германцы. Они жили на территории, которую занимает современная Германия. Римляне их считали варварами. Германцы умели возделывать землю и разводить скот. Но не умели ни читать, ни рисовать, ни строить городов. Жили они в селениях, в деревянных постройках. Германцы с вожделением смотрели на Рим, стремились поживиться за счет его богатств.

Готы, разделившиеся на остготов (восточных готов) и вестготов (западных готов), были одним из крупных германских этносов. В 375 году они вынуждены были покинуть свои территории, так как подверглись мощному давлению со стороны других варваров – гуннов. Гунны пришли из Азии и, истребляя всё на своем пути, вторглись в пределы Римской империи.

Сначала императоры Римской империи вели войну с готами, но затем они приняли их на службу. Это было опасное решение. В 410 году король вестготов Аларих восстал против римлян и разграбил Рим. Следующий вестготский король поселился со своим народом в южной Галлии и северной Испании. Эта страна стала называться королевством вестготов. Таким образом, первое варварское государство вестготов образовалось в юго-западной Франции и в Испании, между рекой Гаронной и горными массивом Пиренеями. В 419 году это государство было признано Византией.

Вытесненные готами вандалы сначала прошли всю Галлию, потом всю Испанию. Сначала они поселились в Андалусии, которая получила от них свое название. Потом переправились в Северную Африку, где основали свое государство и занимались грабежом и пиратством в Средиземном море. Вандалы были народом диким. Они уничтожали памятники, убивали священников и вошли в историю в термине «вандализм». Их королевство существовало недолго. Император Восточной Римской империи Юстиниан отнял у них Африку в 534 году.

Римские императоры были вынуждены отозвать из Галлии солдат на защиту основных территорий. Никто уже не охранял переход через Рейн. Этим воспользовались два германских народа, которые вторглись в Галлию. Бургунды поселились в долине Соммы и на Юре, они заняли долину реки Роны. Эта страна стала герцогством Бургундским. Бургунды были высокого роста и уже исповедовали христианство.

Франки жили небольшими общинами на территории современной Бельгии. Римские императоры приняли их на свою службу. Хлодвиг, глава одной из общин, сделался королем франков, завоевал всю Галлию, которая стала называться королевством франков.

Англия называлась Британией и принадлежала римским императорам. Римская империя и здесь сокращалась как «шагреневая кожа». Императоры Рима отозвали свои войска. Местное население для защиты против шотландских горцев призвало германцев. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 года переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств. Пришельцы почти полностью истребили местных жителей, которые их призвали. В VI веке в стране было четыре королевства: саксонское – на юге и три английских – на севере. Страна стала называться Англией.

Остготы поселились в Италии в 480 году и основали королевство остготов. Их король Теодорих (480-526) был другом римлян и управлял Италией по примеру древних императоров.

На Балканском полуострове в 395 году Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.

В 508 году германское племя лонгобардов перешло Альпы и поселились в долине реки По. Возникло королевство лонгобардов. Эта провинция с тех пор носит название Ломбардия.

На протяжении двухсот лет в Западной Европе произошли большие перемены. На смену Римской империи пришло несколько варварских королевств. Германцы, пришедшие с севера, стали утрачивать свой варварский характер. У римлян цивилизация потеряла ряд своих былых достоинств. Римляне уже не сооружали грандиозных дорог и памятников. Часть земель перестала обрабатываться и покрылась лесом.

Германцы были язычниками и были весьма привязаны к своей религии. С вступлением в пределы Римской империи они обратились в христианство. Христианами стали готы, вандалы, бургунды и лангобарды. В 496 году Людовик крестил франков. В варварских королевствах стали повсеместно признавать римского епископа, называемого папой. В конце VI в. миссионеры обратили в христианство англосаксов.

Меровинги и Каролинги.

Первой королевской династией во Франкском королевстве (конец V века – 751 год) стали Меровинги. Название династия получила по имени полулегендарного основателя рода – Меровея. Наиболее выдающимся представителем был Хлодвиг I.

Меровингов сменили Каролинги. Первым королем был Пипин Короткий, но свое название династия получила по имени Карла Великого, старшего сына Пипина Короткого.

История в лицах – Карл Великий. Карл Великий (742-814) в 768 году стал франксим королем. Он подчинил себе многие территории и народы Западной Европы (саксов, баваров, лангобардов и др.). от Атлантического океана до Карпат, от Ламанша до Средиземного моря и Балканского полуострова: современная Франция (кроме Бретани), Бельгия, Голландия, Швейцария, западная часть Германии, большая часть Италии, Корсика, Балеарские острова, северо-восточная часть Испании.

Разгромил аваров, воевал с датскими норманнами, с арабами, западными славянами, размежевал территории с Византией.

Карл Великий владел латинским языком. Был знаком с греческим языком, с церковной и светской литературой. Знал труды по математике, астрономии и теологии. Следил за достижениями в материальной и духовной культуре Византии, Багдадского халифата. Сохранял римское культурное наследие. Он создал ученый кружок при дворе, названный академией, куда приглашались многие образованные люди.

Карл Великий был набожным, считал своим долгом защищать святую церковь от язычников, покровительствовал папству, осуждал византийское иконоборчество. В Рождество 800 года Папа Лев III возложил на Карла корону Римской империи.

Карл Великий стремился укрепить политическое, экономическое и духовное единство своего обширного государства. При нем в хорошем состоянии поддерживались дороги, обеспечивалась безопасность передвижения по ним. Государство покровительствовало сельскому хозяйству, ремеслу, торговле, городам, внутренней и международной торговле. От императора исходила инициатива составления законов. В их подготовке участвовал широкий круг лиц. Представители императора контролировали деятельность местных властей, порядок несения воинской службы, выполнение общественных работ, поднесение ежегодных даров императору и т.д. Забота о науках и искусствах, о создании и расширении школьного образования, о процветании богословия и изготовлении книг позволяют историкам говорить о «каролингском возрождении»[27].

9 жен и наложниц обеспечили Карла Великого преемниками, но уже при его внуках созданная им империя распалась. В Европе повсеместно начался период феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – период ослабления центральной власти в феодальных государствах. Феодальная раздробленность наступала по причине усиления позиций крупных феодалов. Феодальная аристократия – князья, герцоги, графы – не хотели быть «при короле». Поэтому в феодальных обществах шла постоянная борьба между централизацией, стремлением центра усилить свой контроль, и децентрализацией, стремлением амбициозных феодалов самим побыть «королями», хотя бы в своей округе. В разных странах борьба двух тенденций была разной по продолжительности, но заняла не одно столетие.

Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.

После крушения Римской империи на протяжении почти тысячелетия на территории Европы правила жизни людей определялись мечом и крестом.

В Европе становилось все теснее. В ее восточной части, в местах расселения многочисленных славянских племен происходили сложные

политические и социально–экономические процессы.

В 830 году появилось Моравское государство (на территории современной Чехии). Оно подверглось мощному нажиму со стороны германцев с запада и кочевников угров с востока. Угры (венгры, мадьяры) пришли в Венгерскую долину еще в начале IX в., а в 896 году создали Венгерское государство[28].

Часть Моравской державы сохранила свою независимость. В XI в. чешский князь принял титул короля. В 960 году славянские племена, проживавшие по рекам Висле и Одеру, образовали большое Польское государство. В VII–IX вв. приобрело значительную мощь Болгарское государство.

В 829 году потребности обороны обусловили объединение англо-саксонских королевств – Нортумбрии, Мерсии и Уэссекса – в единое государство, которое с этого времени стало называться Англией. IX век прошел в борьбе англосаксов против датского влияния. Од­новременно шел процесс феодализации. На землях военно-служилого сословия (тэны) и крупных землевладельцев (эрлы) становилось все больше зависимых работников. Со­кмены считались лично свободными, но в судебном отношении зависели от землевладельцев. Гениты, владея землей, платили своему лорду оброк и несли не­большую барщину. Гебуры сидели на господской земле и были обязаны барщиной 2-3 дня в неделю в течение года. Коссетли (коттеры) за пользование небольшим участком несли постоянную барщину и другие тяжелые повинности. Единое государство, возникшее у англосаксов, стояло на страже интересов землевладельцев.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 985 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...