Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации



Подавляющее большинство историков стремится «ввести в научный оборот» новые источники. Для этого историки работают в разнообразных архивах. В переводе с греческого слово «архив» означает «дворец правителя», «присутственное место». «Глиняные архивы» или «клинописные архивы» остались от самых древних цивилизаций.

Для воссоздания исторических событий историки должны выявить, расшифровать, проанализировать и истолковать информацию о прошлом. Ученые, действующие в сфере точных наук, любое явление или предмет воспринимают как безусловную реальность. А историкам приходится воссоздавать объект и доказывать, что это воссоздание является истинным.

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории России архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, переписи, рисунки, чертежи, схемы, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращённо – РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 года составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 года. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.

В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Родина».

Важными источниками для историков является периодическая печать с момента её появления – газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врёт, как очевидец!».

Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощрённой фальсификацией истории, с её целенаправленным искажением[15].

Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внёс в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во второй мировой войне. В 2009 году при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории. Российское руководство озаботилось состоянием исторической науки и исторического образования в стране, разработкой принципиальных основ государственной политики в сфере распространения исторических знаний.

Вопросы для повторения.

Для чего люди изучают и сохраняют историю?

Какие источники используют историки для получения достоверной исторической информации?

Могут ли историки быть абсолютно объективными?

Какие направления в современной исторической науке представляются Вам наиболее важными и перспективными?

Почему руководство современной Российской Федерации обратило особое внимание на историческое образование в стране?

Литература к главе 1.

Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие.- М.: Академия, 2008.

n Анналы экономической и социальной истории: избранное.- М.: Территория будущего, 2007.

n Белик А. А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие.- М.: РГГУ, 2009.

n Бердинских В. А. Ремесло историка в России.- М.: Новое литературное обозрение, 2009.

n Брачев В. С. Опасная профессия – историк.- СПб.: Стомма, 2005.

n Брачев В.С. Служители исторической науки: академик С.Ф. Платонов, профессор И.Я. Фроянов.- СПб.: Астерион, 2010.

n Бутормеев В. П. Символ власти: флаги, гербы, правители, награды, деньги всех стран и времен: иллюстрированный энциклопедический справочник.- М.: Белый город, 2006.

n Бычкова М. Е., Смирнов М. И. Генеалогия в России: история и перспективы.- М.: Изд-во «территория», 2004.

n Вейс Г. История культуры народов мира: Обычаи и нравы. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. М.: Эксмо, 2005.

n Вилинбахов Г. В. Русские знамена: очерки.- СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.

n Вовк О. В. Энциклопедия знаков и символов.- М.: Вече, 2007.

n Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли. М., 2005.

n Воскресенская И.В. Российская империя: полная энциклопедия сословий, титулов, чинов.- М.: Астрель: Олипм, 2009.

n Вульф К. Антропология: история, культура, философия.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского универсиетта, 2008.

n Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: учебное пособие для студентов вузов.- 3-е изд.- М.: Академия, 2009.

n Гринин Л. Е. История и математика: модели и теории.- 2-е изд.- М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009.

n Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы.- М.: АСТ: АСТ Москва, 2008.

n Данилевский Н.А. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. М., 2003.

n Дройзен И. Г. Историка.- СПб.: Фонд «Университет»: Владимир Даль, 2004.

n Дьяков Ю. Л. Историческая наука и власть: (советский период.- М.; Тула: Гриф и к, 2008.

n Жадько Е. Г. Сто великих династий.- М.: Вече, 2008.

n Жуков В. И. Большой этнологический словарь.- М.: Изд-во Российского государственного социального унвиерситета: Омега-Л, 2010.

n Згурский Г. В. Словарь исторических терминов.- М.: Эксмо, 2008.

n Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия.- М.: Наука, 2007.

n Историки России: Биографии/ Сост., отв. ред. А. А. Чернобаев.- М.: РОССПЭН, 2001.

n Историческая наука на рубеже веков /Отв. ред. А.А.Фурсенко.- М.: Наука, 2001.

n Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика (Под общ. ред. А.К. Соколова.- М.: РОССПЭН, 2004.

n Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н. П. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. М., 2005.

n Кильюнен К. Государства и флаги: энциклопедия.- 2-е изд.- М.: РОССПЭН, 2008.

n Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования.- М.: Наука, 2003.

n Козлов В. П. Основы теоретической и прикладной археографии.- 2-е изд.- М.: РОССПЭН, 2008.

n Крадин Н.Н. Политическая антропология. Учебное пособие. М., 2001.

n Кромм М. М. Историческая антропология: Пособие к лекционному курсу.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

n Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории.- М.: Территория будущего, 2006.

n Леонтьева Г. А. и др. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.

n Лурье С.В. Историческая этнология. М., 2004.

n Мартынов А.И. Археология: Учебник. 4-е изд. М.: ВШ, 2002.

n Мельцин М. О. Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология: вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие.- СПб.: Петербургский институт печати, 2006.

n Миллер А. Империя Романовых и национализм. Эссе по методологии исторического исследования. М., 2006.

n Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли.- М.: Государственная публичная историяеская библиотека России, 2006.

n Мурашев Г. А. Титулы. Чины. Награды.- СПб.: Полигон, 2001.

n Островский А.В. История цивилизаций.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

n Подоль Р.Я. Теория исторического процесса в русской историософии первой трети XX века. М., 2008.

n Потрашков С. В. Ордена и медали стран мира: (награды стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки: энциклопедия).- М.: Эксмо, 2007.

n Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики.- М.: Центрполиграф, 2007.

n Пушкарева Н. Л. Гендерная история и историческое знание.- СПб.: Алетейя, 2007.

n Рабкин А. А. Флаги и гербы стран мира: справочное издание.- Минск: Попурри, 2006.

n Рубинштейн Н. Л. Русская историография.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.

n Савельева И. М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: учебное пособие.- СПб.: Алетейя; М.: ГУ ВШЭ, 2008.

n Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. М.: Институт российской истории РАН, 2004.

n Слейтер С. Геральдика: иллюстрированная энциклопедия: (современно прочтение благородного языка геральдических знаков и смыслов).- М.: Эксмо, 2005.

n Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учебное пособие.- М.: Академия, 2007.

n Соболева Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета.- М.: Языки славянских культур: Знак, 2006.

n Соловьев С.М. История России с древнейших времен.- М.: Эксмо, 2009.

n Сычев Н. В. Книга династий: Древний мир. Европа. Азия. Америка. Африка. Океания.- М.: Аст: Восток-Запад, 2005.

n Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

n Тойнби А. Дж. Исследование истории6 (в 3 т.).- СПб.: Изд-во Петербургского университета; Изд-во Олега Абышко, 2006.

n Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961.- М.: Айрис пресс, 2008.

n Тойнби А.Дж. Исследование истории: в 3-х т.- СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006.

n Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций. М., 2001.

n Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

n Хвостов В. М. Теория исторического процесса: очерки по философии и методологии истории: курс лекций.- М.: КомКнига: URSS, 2006.

n Шахназаров Г.Х. Откровения и заблуждения теории цивилизаций.- М., 2000.

n Шевцов В. В. Историческая метрология России: учебное пособие.- Томск, ТМЛ-Пресс, 2007.

n Шпенглер О. Закат Западного мира. Очерки морфологии мировой истории: (в 2 т).- М.: Академический проект, 2009.

n Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2003.

n Щелоков А. А. Увлекательная геральдика: факты, легенды, открытия в мире гербов и наград.- М.: Эксмо, 2007.

n Щелоков А. А. Бумажные деньги: исторические факты, легенды, открытия: (в 2 кн.).- 3-е изд. М.: Эксмо, 2009.

n Щелоков А. А. Монеты: исторические факты, легенды, открытия.- 5-е изд.- М.: Эксмо, 2009.

Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире.

§ 1. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных.

Теории происхождения государства.

Ввиду особой роли государства на протяжении всей истории человечества его происхождение привлекало внимание и являлось предметом длительных споров.

История в терминах – государство.

История человечества показала, что государство по своей сути является высшей формой организации людей, человеческого сообщества, центральным институтом политической системы. Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С появлением государства появляется и собственно история, то есть зафиксированное в письменных источниках описание и осмысление того, как организована и развивается жизнь данного государства.

Возникло множество концепций происхождения государства или политогенеза[16].

Теологическая (религиозная) концепция (Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве) на протяжении длительного времени преобладала и считала происхождение государства результатом деятельности богов, высших сил. Китайцы считали, что их первый император переписал первые законы государства со спины священного дракона. Японцы считали своего первого императора сыном богини Солнца Аматэрасу. Похожие родословные были у первых правителей Древнего Египта, Греции и Рима. Так, по легенде, основателями Рима считаются (753 год до новой эры) Ромул и его брат-близнец Рем. Они были сыновьями Реи Сильвии и бога Марса. Но были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом. Ромул убил Рема и стал первым римским царём. Иван Грозный начинал родословную великих князей московских (ранее – владимирских) от первого римского императора Августа Октавиана. Слово “царь” означает русское сокращение имени Цезарь (кесарь), которое, начиная с Августа Октавиана, после смерти его дяди Гая Юлия Цезаря, пожизненного консула и диктатора Рима, носили все римские императоры.

Патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Н. К. Михайловский и др.) рассматривала государство как большую семью, в которой мудрый руководитель (отец) заботится о подданных (детях) и пользуется властью от имени всех и к общей пользе.

Психологическая теория (Цицерон, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Э. Фромм) связывала возникновение государства с наличием у различных людей импульсов, направленных к властвованию над себе подобными, или к подчинению.

Разновидностью этой теории можно считать волюнтаристскую теорию (политолог Дж. Ф. Мейтленд-Джонс), которая связывает возникновение независимых государств с волевой деятельностью той или иной “сильной личности”.

Одной из наиболее популярных является теория общественного договора (договорная концепция) – Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др. Она видит природу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают “борьбу всех против всех” и организуют жизнь на разумных началах.

В Англии, Америке и Франции теория общественного договора являлась теоретическим обоснованием происшедших революций. Считалось, что у народа есть право на свержение тех правителей, которые со своей стороны не выполняют принятых на себя обязательств. По мнению части российских историков, Рюрик был призван править русскими землями по договору с племенами ильменских словен, кривичей, веси и чуди. Петр I считал, что народ заключил с ним договор на осуществление правления, но тем самым отказался от своих прав раз и навсегда.

Марксистская теория связывала возникновение государства с появлением и развитием семьи и частной собственности, с возникшим разделением общества на класс богатых (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и класс бедных (рабы, крепостные крестьяне, пролетарии), на обладателей основных богатств (рабов, земли, капитала) и тех, кто зависел от этих собственников. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин рассматривали государство как орудие насилия, подавления в руках тех, кто владеет материальными богатствами данного общества.

Органическая теория (Г. Спенсер, И. К. Блюнчли, Р. Вормс) рассматривала государство и право как произведение сил природы, распространяли действие законов природы на общество.

Наряду с перечисленными наиболее распространенными теориями существует ряд менее известных вариантов разъяснения причин возникновения столь важного социального феномена.

Теория реципрокного обмена (востоковеда Л. С. Васильева) строится на предположении о том, что наиболее удачливые охотники племени, делившиеся с остальными членами племени добытой дичью, со временем приобретали особое положение. Племя в знак признательности признавало за лидером право на последующее перераспределение (редистрибуцию) добычи.

Гидравлическая (ирригационная) (К. Витфогель) теория объясняет возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (в Египте, Шумере, Китае).

Теория инцеста (К. Леви-Строса) считает важнейшим фактом в развитии человечества запрет инцеста (кровосмешения, половых отношений между близкими родственниками). Это событие стало исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновения государства.

При различии подходов многие авторы считают, что существуют некоторые общие закономерности возникновения государства:

это достаточно длительный исторический процесс;

этот процесс имеет объективный характер;

возникновение государства связано с необходимостью преодоления острых противоречий в обществе, а также противоречий между природой и обществом;

государство, возникнув на определенном этапе общества, становится одним из важнейших социальных атрибутов.

В настоящее время на земле существует около 200 государств, большая часть которых являются членами Организации Объединенных Наций.

Разные типы общностей в догосударственный период.

В догосударственный период древнейшие представители рода Хомо сапиенс (Человека разумного) объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. В эпоху древнего палеолита существовало «первобытное человеческое стадо». Этим условным термином обозначают начальный этап первобытного общества, его дородовой стадии.

Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества. Род представлял собой коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счёт родства при родовой организации общества ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в процессе политогенеза, с возникновением государства. Родоплеменное деление длительное время сохранялось у многих народов, например, у индейцев Северной Америки. Родовое деление сохраняется у некоторых народов в некоторых труднодоступных районах мира – в Австралии, Африке, Южной Америке.

В обобщённом виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45000 – 8000 лет до н. э.

2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000-3500 лет до н. э.

3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации – 3500 – 600 лет до н.э.

4. Период античных государств – 600 год до н. э. – 476 год н.э.

Первые государства возникли в глубокой древности, не позднее третьего-второго тысячелетий до нашей эры в регионах мира, наиболее благоприятных для жизни людей – Древние Египет, Персия, Индия, Китай.

Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.

Всемирная история представляет собой не что иное, как совокупность историй народов, составляющих человечество. Историческая наука наиболее развита у народов, сумевших создать и сохранить свою государственность. Исторические знания представляют собой один из важнейших элементов общественного самосознания, менталитета, единого коллективного «мы». В значительной степени историческая наука возникла в процессе этногенеза, возникновения и консолидации того или иного народа. В основе данного термина греческое слово ethnos – племя, народ. Этногенез включает не только начальные этапы возникновения какого-либо народа, но и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Для многих народов начальный этап этногенеза окутан дымкой преданий, легенд. Мифология у любого народа предшествует историографии.

Важную роль в становлении народов сыграли миграционные процессы. Миграция (лат. migration, от migro – перехожу, переселяюсь) представляет собой процесс перемещения людей, связанный, как правило, со сменой места жительства.

Сторонники теории моноцентризма считают, что Хомо сапиенс сформировался в одном каком-то месте, например, на северо-востоке Африки, а затем расселился по всему земному шару. Многие сторонники полицентризма считают, что предки человека жили уже 2-3 млн. лет в Африке, Азии и Европе, а Америка, Австралия и Океания были заселены людьми менее 100 тыс. лет назад.

Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других. В XX-XXI вв. миграционные процессы продолжались.

§ 2. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Восточный и античный типы цивилизационного развития.

В нашей стране многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку.

Уже в развитии древних цивилизаций историки находят немало общих моментов, которые позволяют специалистам говорить о восточном и западном типах цивилизационного развития.

Существует огромная литература по истории ряда государств Древнего Востока. К ним относятся Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н.э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н.э.).

Не меньше внимания историки уделили истории Древней Греции (II тысячелетие – 149 год до нашей эры) и Древнего Рима (753 год до н. э. – 476 год нашей эры).

В обобщенной форме эти два типа цивилизационного развития представлены в нижеследующей таблице-схеме.

История в схемах. Восточный и античный типы цивилизационного развития.

Цивилизации Древнего Востока Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)  
Экономическая сфера 1. Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью как основа личной несвободы людей.     2. Натуральное хозяйство преобладает и тормозит развитие рынка. 1. Возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства как основы личной свободы людей.     2. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулируемые главным образом гражданским (циви
Политическая сфера 1. Царская власть имеет деспотический, единовластный, наследственный, харизматический характер.     2. Управление осуществляется с помощью мощного государственного аппарата: центральная, региональная, местная власть, чиновничества. Преобладает принцип назначения сверху.   3. Верховный правитель опирается на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры.   4. Крупные многонациональные империи основываются на насилии. Войны преобладают над дипломатией в международных отношениях.   5. Суд опирается на обычай или писаный закон. 1. Впервые закладываются основы демократии, республиканской формы правления, принципы организации коллективной власти.     2. Власть осуществляется также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры   3. Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбирается населением, гражданами.   4. В основе военной организации лежит принцип всеобщей воинской повинности. Выполнение воинского долга- гражданская доблесть.   5. Появляются политические партии, межпартийная борьба за власть, другие элементы гражданского общества   6. Закладываются основы правового государства, судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных).
Духовно-культурная сфера 1. Высшие правители обожествляются, существующие религии освящают государственно-политическое устройство.     2. Художественная культура обслуживает интересы высшей власти и духовенства.   3. Общественное сознание отличается консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. 1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться.     2. Художественная культура обращена к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные возможности.     3. Для общественного сознания характерны дух соревнования, творчества, стремления изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе.

Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век).

В 1865 году Дж. Леббок впервые предложил разделить так называемый каменный век на палеолит (древний каменный век, свыше 1 миллиона лет – 12–10 тыс. лет до н. э.), мезолит (средний каменный век, занимающий период от 10 до 5 тысячелетия до н. э.) и неолит (новый каменный век, 5–2 тыс. до н. э.).

История в терминах – неолитическая революция. Под неолитической революцией сегодня понимается крупнейшее, глобальное изменение в производительных силах, сутью которого стал переход от хозяйства присваивающего, связанного с охотой, рыболовством, собирательством, к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия и животноводства. В результате неолитической революции человек сумел окончательно подняться над природой (не отрываясь от нее), выделиться из природного мира и стать само­стоятельным организатором своей жизни. Человек потребляющий трансформировался в че­ловека созидающего. Хомо сапиенс стал в полной мере отвечать этому понятию.

Неолитическая революция привела к возникновению человеческих сообществ, древ­нейших государств в районах, благоприятствовавших развитию земледелия. Эта великая ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ предопределила возникновение древнейших ло­кальных цивилизаций, которые в своей совокупности положили начало истории мировой цивилизации.

Стартовой площадкой, с которой началась настоящая история человечества, Человека, стала огромная территория, протянувшаяся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом северной широты. Эта полоса протянулась на 10 тыс. км с запада на восток и на 4 тыс. км с севера на юг. В эту полосу вошли территории Европы, Африки и Азии, прилегающие к Средиземному, Черному и Каспийскому морям, к Персидскому и Бенгальскому заливам. Это Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малоазийский, Аравийский и Индостанский полуострова. Это Южная Европа, Северная Африка, Ближний, Средний и Дальний Восток, Индия. Это территория, на которой и сегодня проживает 4/5 населения земного шара.

Самым главным фактором, предопределившим возникновение древнейших цивилиза­ций, были благоприятные природно-климатические условия. Евро-афро-азиатская древняя цивилизация формировалась в бассейне рек Нил, Тигр и Евфрат, в восточной части Средиземноморского побережья. Ареалом для Восточноазиатской цивилизации стал бассейн реки Хуанхэ, а для Южноазиатской – бассейн реки Инд. Названные водные артерии иногда называют «великими историческими реками», так как на их берегах возникли древнейшие цивилизации.

Доместикация или одомашнивание животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд и др.) улучшило питание людей. Животные стали использоваться для выполнения тяжелых, в том числе сельскохозяйственных работ.

Страна ариев.

Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (II-I тыс. до н. э.), говорившие на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов позволила ученым предположить, что изначально существовала праарийская общность (древниe арии), потомками которых являются исторические и современные арийские или индоиранские народы.

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку. Под властью глав семей находились люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот, количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды, занимавшие селения-общины. Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Во главе общества стояли жрецы, среди которых особо выделялись поэты-провидцы, и аристократическая верхушка, состоявшая из воинов-колесничих. Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности. Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия.

Страной или прародиной ариев в III-IIтысячелетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.).

Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.

Киммерийцы и скифы.

В Северном Причерноморье (от Кавказа до Фракии) в VIII-VII вв. до нашей эры располагались племена киммерийцев. Их стали теснить скифы и киммерийцы, захватив часть Малой Азии, смешались с местным населением.

Скифы сменили киммерийцев и обитали в Северном Причерноморье с VII века до нашей эры до III века нашей эры

В низовьях Днепра и Дона в V-IV вв. до н.э. у скифов в результате сложного политогенеза появляется государство во главе с царями. У скифов были развиты земледелие, скотоводство, ремесла (особенно обработка металлов), торговля с античными государствами Причерноморья, архитектура. В скифских «царских» курганах найдены выдающиеся произведения скифского и античного искусства, коллекции которых находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скифское государство представляло собой объединение народов Северного Причерноморья во главе со скифами. Образовалось в IV в. до нашей эры. Столицей был Неаполь скифский. Скифское государство было уничтожено готами в III в. нашей эры.

Современное российское Приазовье, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Сочи, плодородные районы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа являются территориями, на которых существовали древнейшие в России государственно-политические образования. На этой обширной территории происходили перемещения различных этнических общностей, развивались земледелие, скотоводство, ремесло, развивались внешнеэкономические отношения со странами Европы и Азии. Этот регион по-прежнему имеет жизненно важное значение для нашей страны.

Древние империи Центральной Азии.

Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы были богаты лесом, металлом (золото, серебро, медь, железо, свинец), мрамором.

В третьем тысячелетии до н.э. на территорию плоскогорья проникают из Азии так на­зываемые иранские племена. Около 670 года до н. э. одно из этих племен – мидяне – об­разовали государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгромили ассирий­скую державу. Однако в 550 года до н. э. они покорились другому племени – персам. Объ­единенное Персидское государство возглавил выдающийся полководец и государствен­ный деятель древности Кир (558–529 гг. до н. э.). По происхождению царский сын, Кир начинал свою жизнь как подкидыш, воспитанный пастухом. Он покорил Армению, Кап­падокию, Лидийское царство, где были захвачены огромные богатства царя Креза, пер­вого правителя, который стал чеканить металлические деньги. Кир подчинил себе Вави­лон, Палестину и Финикию. В этих землях поддерживались прежние порядки, почитались местные боги и традиции.

При сыне Кира Камбизе был покорен Египет, и Персия – вслед за Ассирией – стала, по существу, мировой державой. Персия была местом, где проводились крупные социаль­ные преобразования. При Дарии I (522–486 гг. до н.э.) страна была разделена на сатра­пии, которые облагались денежными или натуральными налогами. Впервые в истории чеканилась единая для всего огромного государства золотая монета – дарик. Сат­рапы могли чеканить серебряную и медную монету. Впервые в истории были устроены дороги: на них через каждые 20 км располагались почтовые станции, гостиницы, смен­ные лошади. «Почтовые смотрители» одновременно были «ушами царя», его информа­торами. Денежная система, дорожная сеть, разнообразие товаров, производимых в раз­ных частях Персии, обеспечивали устойчивое экономическое развитие, оживленную торговлю.

Персы занимали особое положение в государстве: служили в армии, были чиновниками, занимались земледелием и скотоводством, полностью освобождались от всех налогов и повинностей. Опорой царской власти была армия. Командующие пятью военными окру­гами подчинялись непосредственно царю.

В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен персидские жрецы, чародеи и волшебники, назывались маги (слово «магия» широко известно и в наши дни). Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Широко распространенным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Большое место в культе занимали священные растения, из которых делался опья­няющий напиток хаома.

Около 628 года до н.э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому приписывают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Ахурамазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией персов. Зороастризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по названию главной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Агура–Мазда (в греческой передаче Ормузд) создал все светлое, чис­тое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые стихии – землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнью (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вредное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бесплодие; ложь, зло и моральную нечистоту. Людям, вставшим на сторону светлых духов, Авеста обещала счастливую жизнь.

Основой резкого дуализма светлого и темного начал считается реально существовавший конфликт оседло–земледельческого и кочевого скотоводческого населения. Этой чертой иранская религия отличалась от других религий мира. Жрецы-атраваны приносили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп считался нечис­тым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями – землей, водой и огнем – осо­бые служители складывали голые тела в дакмах, специальных круглых башнях, где кор­шуны съедали мертвую плоть, а кости скатывались на дно колодца. Такие «башни молча­ния» до сих пор используются парсами, современными последователями маздаизма.

В отличие от других древних религий маздаизм включал в себя эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был родиться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с духом зла. До этого момента души почитателей Агура-Мазды пребывали в раю, а все остальные в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победителем мифического быка. Его «днем рождения» было 25 декабря – день зимнего солнцеворота (сравните «рождество Христово» по католическому обычаю). Зороастризм оказал значительное влияние на евреев, на Римскую империю, способствовал появлению многочисленных сект: манихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др. Сами иранцы в VII в. н. э. приняли мусульманство, будучи завоеванными арабами. Но маздаизм в первозданном виде сохранился у гебров (буквально – неверных) в Иране и у парсов в Западной Индии.

Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась включить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 году до н.э. после катастрофического разгрома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.

Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в третьем тысячелетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством.

На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, а затем в особенности персидские ковры были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.

Египетская, шумерская, индийская, китайская, еврейская и персидская цивилизации представляют особый интерес для познания путей, которыми развивалось человечество. В то же время нельзя не упомянуть и некоторых других культурно-исторических системах древнейшей исторической эпохи.

Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).

Слово «античный» в переводе с латинского языка означает «древний», «старинный». После гибели античного общества интерес к нему возродился в XIII–XV вв. и сохраняется до настоящего времени.

Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии, но фактически античная цивилизация связана с историей возникновения, развития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда центром притяжения многих народов было Средиземное море, Апеннинский и Балканский полуострова.

В архаический период (VIII–VI вв. до н. э.) на территории Древней Греции произошла цивилизационная революция, одна из важнейших в мировой истории. Необходимость бе­режно использовать ограниченные земельные угодья при сложном пересеченном горно-долинном рельефе местности в условиях угрожающего процесса денудации, то есть обнажения, выветривания почвы, была, по мнению А. Д. Тойнби, тем «вызовом», ко­торый побудил творческую мысль древних греков и обусловил их «ответ».

Во-первых, участки земли стали индивидуальной частной собственностью. Во-вто­рых, собственники земли объединились для совместного решения общих проблем в города-полисы. В Афинах в 594 году архонт Солон отменил все существовавшие долги, освободил закабаленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Афинские граждане были разделены на четыре группы в зависимости от размера их земельных владе­ний. Роль народного собрания значительно выросла, фактически родилась афинская демократия. В архаический период греки стали культивировать маслины. Оливковое дерево считается даром богини Афины жителям города. Действительно, оливковые деревья оказались весьма удачным приобретением. Их корневая система хорошо удерживала почву. Они были приспособлены к местным климатическим условиям. Маслины, оливковое масло являлись полезным, универсальным продуктом и отличным экспортным товаром.

В поисках новых территорий, пригодных для обработки земель, избыточное население греческих городов стало осваивать берега Средиземного и Черного морей. В Малой Азии и на островах Эгейского моря появились Эфес, Милет, Галикарнас. На восточном направлении по берегам Черного моря возникли Византий, Синоп, Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др. На западном направлении были основаны Массилия в Галлии, Сагунт в Испании и т. д. Колонии (в пер. с лат. поселение) имели собственную конституцию, граж­данство, свои суды, законы, монеты. Они были самостоятельны и независимы от мет­рополии («материнского города») и нередко превращались в крупные, самостоятельные центры. Создание колоний способствовало развитию мореплавания, торговли, росту жиз­ненного уровня горожан. Благоприятные материальные условия, наличие избыточного продукта, богатства, достаточного свободного времени способствовали духовному творчеству, обеспечивали развитие и востребованность интеллектуальных спо­собностей свободных греков. Немаловажную роль играло соревнование, дух соперниче­ства, которое греки называли «агон», а также амбиции знатных родов, отдельных политиков. Дух соревнования, противоборства, активность проявлялись не только в час­тых войнах, но и в Олимпийских играх (с 776 года до н. э.), в состязаниях поэтов, актеров и т. д.

Историки выделяют следующие основные факторы становления античной цивилизации:

- ускорение темпов культурной эволюции в основных цивилизационных зонах

- достижения агрокультуры и разнообразных ремесел

- развитие товарно-денежных отношений

- освоение письменности, новый уровень накопления знаний

- совершенствование законотворчества, его внедрение в политику и общественную жизнь

- возникновение и распространение морально-этических учений

- интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.

Временем наивысшего расцвета античной цивилизации стал классический период (V – первая половина IV в. до н. э.).

Последний, эллинистический период в истории Древней Греции открывается походами Александра Македонского. (356–323 гг. до н.э., царь македонский с 336 г. до н.э.).

История в лицах – Александр Македонский. Стал царем Македонским в 336 года до н. э. Прожил 33 года (356-323 гг. до н. э). Этот жизненный срок стал символом того, что может сделать выдающийся человек за сравнительно небольшое время. Была разгромлена Персия, одержаны крупные победы, завоеваны огромные территории, создана великая империя. Всё развалилось со смертью великого полководца и правителя Александра Македонского.

Античный Рим.

Римское государство возникло на Апеннинском полуострове. Вместе с островом Си­цилией «итальянский сапог» представляет собой естественный мост между Европой и Африкой. Природные условия полуострова позволяли заниматься как хлебопашеством и скотоводством, так и ремеслом, строительством (имелись строевой лес, медь и олово), мореплаванием.

Царский период в истории Древнего Рима окончился изгнанием рода Тарквиниев и установлением в 510 году республики.

В республиканский период, с 510 по 27 год до н.э., римляне создали развитую демокра­тическую систему, завоевали огромные территории[17].

В конце II в. до н.э. началась почти непрерывная политическая борьба, временами пере­раставшая в настоящую гражданскую войну. На протяжении нескольких десятилетий на развитие событий решающее влияние оказывали политические амбиции, лидерские ка­чества Мария, Суллы, Помпея, Красса, Цицерона, Марка Антония, Юлия Цезаря, Окта­виана и других выдающихся деятелей. Сложившиеся политические «партии» оптима­тов, выступавших за сохранение твердой власти сената, и популяров, которые считали возможным расширить участие населения в решении государственных дел, своей ожесто­ченной борьбой довели римскую республику до установления сначала диктатуры Юлия Цезаря, а затем Октавиана Августа. Огромную роль в событиях сыграла армия. Этот бурный период римской истории закончился в 27 году до н. э. установлением империи.

В январе 27 году до н.э. племянник Юлия Цезаря Октавиан заявил в народном собрании о том, что он слагает с себя чрезвычайные полномочия и «восстанавливает» республику. Однако сенаторы уговорили его остаться у руководства государством и преподнесли ему почетный титул Августа (что означало «почитаемый» или «возвеличенный богами»). Октавиан согласился, хотя сам никогда не использовал преподнесенный титул для обозначения своей власти. Подобные сцены «отречения» от власти как сильный полити­ческий ход впоследствии довольно часто разыгрывались в разных странах. В римской истории наступил новый период – императорский.

Третий и последний императорский период в развитии римской цивилизации продолжался еще полтысячелетия, с 27 года до н. э. до 476 года нашей эры или после Рождества Христова.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 13140 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...