Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ИнформацияЗнание



Схема 1.1. Соотношение объемов понятий <информация> и <знание>

Знание не зависит от личных качеств людей, занятых в этой области. Знание выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может содержать изрядную долю субъективных привнесений и оценок, например слухи.

Свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Если вам кажется, что научной теорией можно считать лишь такую совокупность утверждений об окружающем мире, которую никогда нельзя опровергнуть, то вы глубоко ошибаетесь. Ученые признают за своими теориями только частичную истинность. Это значит, что научная теория применима к ограниченному кругу явлений при определенных условиях и описывает узкий круг явлений, причем совершенно определенными средствами и методами. Научные теории не универсальны. Универсальными бывают только мифы и религиозные учения. Поэтому, говоря об ограниченности своих теорий, ученые видят в этом один из главных признаков научности.

Итак, научных теорий в любой отрасли знания (физике, социологии, математике, экономике) должно быть много, иногда очень много. Напротив, в религии одно учение, например христианство, объясняет все многообразие окружающего мира, исходя из одной теории, одной картины мира. Нередко религиозное учение обвиняют в противоречии. Это значит, что средствами единой концепции, созданной несколько веков или тысячелетий назад и позже лишь дополняемой, корректируемой, отчасти видоизменяемой, очень трудно объяснить постоянно изменяющийся мир. Приходится описывать его самыми общими (их называют философскими) суждениями, отвлекаясь от конкретных деталей. Напротив, научные теории должны быть максимально точными, основанными на цифрах и фактах системами знаний, которые легко изменять, опровергать и, если надо, отбрасывать.

Познание проходит две главные ступени - чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание - низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувствен-ные образы - это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явле-ний, познается только единичное.

На второй ступени - рациональном (логическом) познании - происходит выявление общего, существен-ного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Производя мыслительные операции с данными, получен-ными через органы чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и поня-тий отвлекается от многообразия окружающего мира и познает его закономерности.

Обе ступени процесса познания - чувственная и рациональная - находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют одна другую. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же между ними возникает ссора и одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно. Господство они стараются завоевать за счет умаления заслуг другого, сводя весь процесс познания исключительно к одной форме - чувственной или рациональной.

Процесс позна-ния включает и другие формы мыслительной дея-тельности, такие, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция. Ученые нередко опираются в своем поиске на интуицию, которая может оказаться истинной и ложной. Впрочем, и обычные люди на 70-80% доверяют своей интуиции, считая ее источником знания. Однако ученые имеют несомненное преимущество - они способны критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накопленному человечеством научному знанию либо к собственным экспериментам. В профессиональную обязанность ученых входят постоянная ревизия устоявшихся знаний и замена их новыми. Иногда они напоминают бригаду рабочих, занятых текущим ремонтом функционирующего оборудования, иногда - группу конструкторов, изобретающих принципиально новое устройство.

Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими мето-дами. История науки показывает, что интуиция является непре-менным компонентом научного знания и ее основная ценность состоит в нахождении и формулировании гипотез, которые после проверки могут стать истинными и обоснованными. Без интуиции невозможно создание научной теории. Собственно говоря, любая научная теория первоначально представляет собой совокупность предположений, или гипотез, которые затем проверяются опытом. В этом смысле интуиция - гипотетическая догадка ученого о сущности изучаемого процесса.

Однако только интуиция не может считаться убедительным источником истинных знаний об окружающей нас действительности. Часто она основывается на недостоверной информации, обрывочных сведениях. Интуитивное знание принимается на веру, оно не подвергается научной проверке и доказательству и служит скорее предварительной ступенькой к научному познанию. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае понимаются конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование - процесс научного изучения ка-кого-либо объекта (предмета, явления - материально-го или идеального) с целью выявления присущих ему закономер-ностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы, начиная с телескопа, барометра и кончая психологическими тестами. Исследование не стоит мыслить как одноразовую акцию. К примеру, знаменитый рационализатор труда Ф. Тейлор, живший в начале ХХ в., исследовал законы резания и шлифовки металлов 26 лет, а законы управления персоналом на предприятии - более 30 лет. Большинство ученых специализируются на одной-двух темах, скажем, на мотивации труда или девиантном поведении, и исследуют их всю жизнь, всякий раз добавляя нечто новое и пересматривая старое.

Исследование осуществляется с применением частных методов (методов, характерных для отдельных на-ук, - физики, химии, биологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, анало-гия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.).

Различают два тесно связанных между собой уровня науч-ного исследования: 1) эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический- формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, на основе которой формируется научная картина мира. Эмпирическое (от греч. empeiria - опыт) означает все, что человек получает с помощью чувственного опыта.Эмпирическим является знание, полученное опытным путем и отражающее реальное явление, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у Петрова рост 1 м 72 см.Теоретическим является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом эмпирических методов. С помощью органов чувств и соответствующих приборов физик видит след в пузырьковой камере Вильсона, но только с помощью теории он устанавливает, что на самом деле обнаружена электронная орбита. Точно так же, и социолог не может увидеть воочию сплоченность или солидарность, но знание об этих явлениях он получает на основе эмпирически наблюдаемых признаков, таких, например, как совместное проведение коллективом досуга или участие людей в демонстрации протеста.

Используя всего четыре метода - наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создает богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей ученый надежного и эффективного механизма их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. Когда говорят: механизмом пост-роения теоретического знания выступает логика, то подразумевают, что все сужде-ния теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу.

Логика - это наука о законах мышления, или учение о правилах связи между собой теоретических суждений, о правилах выведения одних суждений из других (неважно, обыденных или научных).

На стадии построения эмпирического знания прибегают к помощи статистики.

Основными компонентами научного исследования считаются: постановка цели и задач; предва-рительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; про-верка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных ре-зультатов. Итогом исследо-вания должно быть получение новых научных зна-ний, объективной истины, т. е. соответствия вновь сформулированного знания действительному состоя-нию объекта, а также намеченным программой иссле-дования практическим результатам.

Классическая концепция науки, доминировавшая на про-тяжении долгого времени, а именно от Аристотеля до пред-ставителей позитивизма, отличала научное значение от нена-учного тем, что характеризовала первое как истинное, всеоб-щее и аподиктическое (т.е. достоверное, основанное на логической необходимости). Произвольные конструкции, субъек-тивные мнения, интуитивные догадки и обыденное знание не отвечают одному из таких требований - критерию обоснованности, а потому и не отнесены к сфере науки, хотя все они могут соответствовать другому критерию - истинности. Иными словами, каждое из свойств необ-ходимо, но недостаточно, и только вместе они служат убе-дительным критерием научности.

Истина - отражение в сознании человека предме-тов и явлений такими, каковыми они являются сами по себе, вне и неза-висимо от познающего субъекта. Истина представляет собой объективно верное вос-произведение действительности в сознании человека. Но истина - не только достигнутый результат в виде суждений, понятий, теорий, она есть процесс движения от незнания к знанию, от знания ограниченного, приблизительного ко все более глубокому знанию. Истина, следовательно, не может рассматриваться как нечто застывшее, око-стенелое, неизменное отображение объектов действи-тельности. Вечных неизменных научных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, но только его часть. По мере прогресса познания новые знания, с помощью которых перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, раньше считавшиеся истинными. Кри-терием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых опытных данных.

Иногда говорят, будто истина присуща самим предметам и явлениям. Это неправильная формулировка. Нет столов истинных или ложных, а есть столы пись-менные и обеденные, школьные и канцелярские. Истина не является свойством самих объектов. Понятие истины распространяется только на человеческие мысли, которые действи-тельно могут быть или истинными, или ложными. В познании истине <противоположно> заблуждение, которое, по словам Гегеля, есть момент в развитии истины, тогда как о лжи этого сказать нельзя. Успехи науки не только приближают к истине, но открывают путь к заблуждению. Источником заблуждения может быть логическая ошибка в рассуждениях, не-верные факты и др. Ложь можно понимать как измышление о том, чего не было, и как сознательное сокрытие того, что было. В логике - науке о правильном рассуждении - ложность означает отрицание истинности, а истина - отрицание лжи.

Обоснованность или доказанность теоретического знания не зависит или в принципе не должна зависеть от того, достигли между собой согласия ученые или нет, считают знание истинным или нет. Для доказательства ис-тинности теории существуют внеличностные средства и механизмы - повторяемость эмпирических обобщений, данные эксперимента и т.д. Истинность доказывается исследованиями, повторными опытами, осуществляемыми учеными разных стран, независимо друг от друга.

Вы-сшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира. Философия (греч. phileo люблю + sophia мудрость) - это система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем другим наукам. Было время, когда все научные знания входили в философию, представляя собой отдельные стороны той или иной общей картины мира, его устройства и развития. Философия не только разрабатывала способы познания мира, но и обосновывала цель и смысл человеческой жизни.

Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущно-сти. Для философского мышления характерны не толь-ко всеобщность, но и целостность, системность по-стижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, на-блюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления. Философия дает науке целост-ное видение проблемы, умение в единичном высвечивать всеобщее, стремление связывать выводы в логически непротиворечивую цепочку. В недрах философии зародились практически все современные науки, в том числе и социология. Науки выделялись из философии по предметному принципу. По мере углубления познания отдельные стороны и области действительности становились предметом углубленного анализа частных наук - математики, астрономии, медицины и т.д. Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине, поэтому на каждом этапе познания для их более глубокого осмысления, обобщения очередной порции новых знаний ученые вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Подобная процедура позволяет привести в порядок многообразие знаний, выявить его структуру и внутренние законы. Философия продолжает выполнять регулятивную функцию методологии научного познания и сегодня. Ее значение не следует умалять, но нельзя его и преувеличивать, иначе все социологи вместо проведения полевых исследований займутся кабинетными размышлениями и спекуляцией. Такое в советской науке происходило всего 10-15 лет назад.

Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на дости-жения всех наук. Досто-инство философского метода заключается в получении обобщенной картины мира, т.е. в предельношироком теоретиче-ском осмыслении жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь. Философское исследование социальной жизни получило название соци-альной философии.

Социальная философия сыграла важную роль в выявлении конечных причин, вечных основ социального бытия, в понимании тех ос-новополагающих начал, на которых строятся взаимоотно-шения людей в обществе. Она имеет многовековую историческую традицию: античное учение об обществе, гуманистическая традиция Возрождения, учение французских материалистов о движущих силах деятельности человека, политические теории общества эпохи Просвещения, учение об общественном догово-ре (Т. Гоббс), естественных правах человека (Д. Локк), созданные уже в Новое время идеи <философии жизни> XX в.

По мере развития социальной философии внутри нее складывались особые направления знания (этнография, психология, конкретные социологические исследования и т.д.), а затем и отпочковывались в качестве отдельных наук с собственными методами, нередко позаимствованными из точных наук (математические, статистические и пр. методы).

Наука должна давать конкретное (и потому ограниченное определенной областью приложения) знание. Только благодаря своей ограниченности и осторожности наука способна прогнозировать будущее в той или иной области. Парадокс заключается в том, что вероятность наступления прогнозируемого события, явления отнюдь не стопроцентна. Так, если социолог, проведя соответствующие исследования, предсказывает вероятность того, что 72% малоимущих людей пред- или пенсионного возраста, проживающих в сельской местности, будут голосовать на ближайших выборах за коммунистов, то прогноз скорее всего сбудется. Оставшиеся 28% социолог относит на всевозможные отклонения. Может случиться, что часть малоимущего пожилого электората коммунистов, насмотревшись на злоупотребления местной администрации, состоящей из коммунистов, разочаруется в них и проголосует за демократов. Сколько их окажется точно, сказать не смогут ни статистика, ни социология, ни местные органы власти.

Приблизительность суждений социолога обусловлена и методологией выборочного обследования. Опрашивая 2 тыс. человек, социолог судит о 20 млн людей. В идеале выборочная совокупность призвана служить точной копией генеральной, но на практике абсолютной их точности достичь невозможно. Совпадение двух типов совокупностей - генеральной и выборочной - всегда будет примерным. Выборочная совокупность отражает генеральную совокупность в процентном соотношении. Что это значит? Если в генеральной совокупности (для простоты возьмем все население России в 146 млн человек) 52% женщин и 48% мужчин, 23% пенсионеров, 63% бедных и т.д., то и в выборочной совокупности должно сохраниться то же процентное соотношение. Даже если проигнорировать ошибку репрезентативности (отклонения процентной пропорции выборочной совокупности от генеральной), то все равно 2 тыс. опрошенных дадут весьма приблизительную картину мнений, присущую 146 млн россиян.

Тем не менее социология, несмотря на множество ограничений, дает существенную информацию. Встретив незнакомого человека - разведенную женщину, пенсионера или <нового русского>, - можно с большой долей точности предположить, как он будет работать, проводить досуг, строить отношения с коллегами и т.д. Идентифицируя незнакомого человека с его социальной группой (установив его <социальную прописку>) и зная, как ведет себя в целом данная социальная группа, возможно спрогнозировать поведение конкретного незнакомца. Так частная социологическая теория, оперирующая квантором существования, помогает нам в практических делах.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 891 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...