Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковные реформы Петра I



Весьма своеобразно складывались отношения Петра с церковью. Некоторые поступки царя заставляли людей сомневаться в истинности его веры. Например, шутовская свадьба князя-папы старика Бутурлина со старухой. Венчание состоялось в Троицком соборе Кремля и входило в программу торжеств по случаю Ништадского мира. Безусловно, Петр был верующим человеком, но специально богословскими вопросами он не занимался, ему были свойственны некоторый рационализм, терпимость и даже либерализм в делах религиозных. Особенно ненавидел он ханжество, был противником средневековых воззрений, составлявших основу народной христианской культуры, резко порицал монашество, считая монахов тунеядцами. «Большая часть монахов тунеядцы суть… большая часть бегут от податей и от ленности, дабы даром хлеб есть», – писал Петр в одном из указов.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким и Адриан (умер в 1700 г.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее – на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». Яворский не пользовался доверием в церковном мире. Через месяц царь восстановил прежний монастырский приказ и во главе его поставил светское лицо – боярина Мусина Пушкина. Все церковное имущество передано новому приказу. Духовенству были определены скромные денежные оклады. Петр смотрел на монахов как на бездельников и теснил их как только мог. Пострижение дозволялось: мужчинам – не раньше 30 лет, а женщинам – не раньше 40. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Вскоре Яворского заслонил новый любимец царя Феофан Прокопович. Он стал псковским архиепископом и по поручению царя в 1721 г. изготовил Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества, и образование нового органа – Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Синод состоял из небольшого числа лиц разного состава, назначаемых и сменяемых мирской властью по своему усмотрению. Президентом стал Степан Яворский, вице-президентами – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались –протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот мам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх».

Принятие духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо – обер-прокурор. Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. Бурную реакцию среди священников вызвало постановление Синода от 17 мая 1722 г., в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения. В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую светской властью. Тем самым Петр перешел от старой модели оцерковленного государства к модели огосударственной церкви. Петр ущемил и экономические права церкви, ограничив ее право распоряжаться огромными земельными богатствами, значительная часть доходов монастырских земель поступала теперь в государственную казну. Церкви пришлось смириться с навязанной ей ролью, стать послушным орудием в руках самодержавной власти, быть осведомителем и надзирателем над народом, что не прибавило ей популярности.

Непринятие петровских реформ выразилось в массовом осуждении поведения царя, которого называли царем-антихристом. И он своим зачастую «непотребным» поведением давал для этого повод. Так, любимым занятием Петра было спаивание своих приближенных. Забавлялся царь и тем, что заставлял какого-нибудь тучного сановника пролезать сквозь выбитое сиденье стула, «помогая» ему при этом ударом сапога. Зимой мог посадить без штанов на лед и держать до примерзания попавшего под руку вельможу, а затем лично отдирать несчастного. Не говоря о таких «пустяках», как вырывание зубов в ходе овладения стоматологической наукой. Это все выглядело шалостью по сравнению с его личным участием в пытках своих врагов и массовых казнях.

Завоевание балтийского побережья не разрешало проблемы торговли с Западом. Путь из внутренних губерний к портам Санкт-Петербурга, Риги и Ревеля был длинным и изматывающим. Плавание по Онежскому озеру было рискованным из-за противных ветров и течений, таких же опасных, как в открытом море. Следовательно, нужно было строить каналы. Петр начал строительство трех больших водных систем, которые должны были соединить Москву и внутренние губернии с Петербургом: Вышневолоцкий, Мариинский и Тихвинский. Выполнение его строительных планов потребовало ста лет. В то же время для улучшения сухопутных перевозок предпринималось слишком мало усилий. Строительство первой шоссейной дороги между Москвой и Петербургом началось в 1817 г., а завершилось в 1834 г. К 1870 г. в России было построено 10 тыс. км. шоссейных дорог; во Франции – 260 тыс. км.

Крупные реформы были проведены в области культуры и просвещения. Появилась светская литература, и была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром были основаны Пушкарская школа (1699 г.), школа математико-навигационных наук (1701 г.), медико-хирургическая школа, открыт первый русский общедоступный театр. В Петербурге были учреждены Морская академия (1715 г.), инженерная и артиллерийские школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей – Кунсткамера (1719 г.) – с публичной библиотекой. Царь поощрял создание начальных «цифирных» школ, а на горных заводах Урала –школ горных техников. Издавались буквари, учебные пособия, учебные карты. В 1700 г. был введен новый календарь с началом года с 1 января вместо 1 сентября и летоисчислением от рождения Христова, а не от сотворения мира. Согласно распоряжению царя 1 января 1700 г. в церквях состоялись торжественные молебны по случаю нового года. В декабре 1699 г. (7208-го по привычному для Руси счету от сотворения мира) Петр издал указ о перемене календаря. Со всем двором царь был на молебне в Успенском соборе. Служил митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, признанный вождь «латинствующих». Прошло всего 4 месяца с «новолетия» 1 сентября. Петр как бы убил текущий год. В народе царя называли «немчин», сын Лефорта. Изменение календаря имело прямое отношение к европеизации Руси: российский календарь приводился в соответствие с западным. В канун 1 января состоялось знаменитое острижение бород и переодевание дворянства сначала в венгерское, а затем в саксонское и французское платье (нижнее платье – немецкое).Многие считали, что брадобритие противно воле Бога, отменяет разницу полов, но не решались открыто возражать царю.

Тотчас после новогодних торжеств русским женщинам было приказано открыть лица. Заметим, что культурная траверсия пришлась на святки, т.е. на исконно русский театральный сезон, для которого характерно именно ряжение и маскирование. Петровская эпоха потребовала грамотности от женщин. Началось изучение иностранных языков. Первое последствие реформ для женщин – это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу западноевропейской светской женщины. Меняется одежда, прически – например, появляется обязательный парик. Кстати, парики, для того чтобы они хорошо сидели, надевались на остриженную голову. Женщины стремились как можно меньше походить на своих бабушек (и на крестьянок). Дамы кокетничали, вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более – в Петербурге с его зловредным климатом!). Из-за этого у дам уходило за год до 8 кг. румян, белил и другой косметики.

В 1699 г. в Москве открыли новую типографию, в которой планировали печатать, не церковнославянским, а гражданским шрифтом, книги светского научного содержания. Правда, первые книги, изданные на русском языке, появились сначала в Амстердаме. Посвящены они были светским наукам: истории, арифметике, астрологии, навигации, языкознанию и литературе. Это было начало поворота от чисто церковной литературы к научной. С 1703 г. выходила первая русская печатная газета – «Ведомости». В январе 1724 г., Сенат, в присутствии Петра утвердил проект основания Петербургской Академии наук с гимназией и научным университетом. Проект был составлен по поручению Петра, но открылась она в августе 1725 г., после его кончины. Было издано большое количество книг, начиная с учебников по различным отраслям знаний и кончая трактатами по истории и юриспруденции, фортификации и артиллерии, произведениями художественной литературы. В России появилось много образованных специалистов – не только по военному делу, но и в области металлургии, кораблестроения, геологии, географии, истории, юриспруденции. По приказу Петра I закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые, посылались за границу для обучения молодые дворяне. По распоряжению Петра были организованы и проведены многие экспедиции.

У Петра не было систематического плана проведения преобразований, их последовательность диктовалась военными нуждами и необходимостью иметь деньги на военные расходы («деньги суть артерии войны», писал Петр); административные реформы проводились «наспех» и не были согласованы ни между собой, ни с податной реформой. Серьезной оппозиции в правящем классе преобразования Петра не вызывали: «три-четыре заговора», вот и все, что насчитал В. Ключевский. Даже у царевича Алексея и его немногочисленных сторонников не нашлось опоры, и это доказывает, что дворянство приняло преобразования Петра. Другое дело — крестьяне и горожане, на которых легли непомерная тяжесть «службы» на «общее благо» и главная цена преобразований: грандиозное казацко-крестьянское восстание Булавина и восстание в Астрахани были потоплены в крови, а число беглых крестьян к концу царствования Петра достигло 200 тыс. человек.

Подведем итоги. Петр обеспечил независимость России и сделал ее одной из сильнейших стран Европы. Он создал крупную промышленность, но она была крепостнической и была поставлена в такие условия, при которых она фактически не могла развиваться по иному; условий для развития капитализма (и, следовательно, для оформления класса буржуазии) не было. Его политика в отношении города и торговли «затормозила» процесс оформления капиталистических отношений. Города были разорены. Крестьянство также было разорено: «Разорение явилось следствием хронического перенапряжения народного хозяйства», податная реформа закрепила и усилила крепостное право капитализм не получил благоприятных условий для развития. Петр создал государственный аппарат и бюрократию, которые укрепили самодержавие и крепостнический строй и успешно препятствовали развитию капитализма и «оформлению» класса буржуазии. В области культуры были созданы условия для развития культуры лишь привилегированных сословий, но были заложены основания новой инфраструктуры, на которых и смогла развиваться новая культура.

Какова же степень влияния деятельности Петра на развитие России? Приходится признать, что он не вывел ее на путь ускоренного экономического, политического и социального развития, не заставил ее «совершить прыжок» через несколько этапов, вообще не интенсифицировал происходившие в стране процессы (разве кроме развития армии, флота, промышленности и культуры). Его действия не были исторически оправданными и в максимальной степени соответствующими интересам развития России (опять- таки за исключением указанных областей). Напротив, эти действия в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России и создали условия для его торможения еще в течение полутора столетий.

И тем не менее, обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю (действительно необходимого для такой богатой ресурсами державы), создание промышленности (пусть и крепостнической, но представлявшей собой базу для развития капитализма), мощное ускорение в развитии культуры и создание возможностей для ее дальнейшего роста,— все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

М. Ломоносов называл Петра «богом» и «светом» России.

Н. Карамзин. “Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранное, государь унижал россиян в собственном их сердце. Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях». Н. Карамзин, размышляя, почему же именно такие методы взял на вооружение Петр, приходит к выводу о том, что «сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему о них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландиею». Карамзин считал, что Петр насиловал природу русского человека, резко ломал старый быт. Карамзин считал, что можно было обойтись без этого. Соловьев назвал Петра сыном своего народа, выразителем народных стремлений. Бросая общий взгляд на весь ход нашей истории, он следит за тем, как естественно развивались у наших предков сознание бессилия, как постепенно делались попытки исправить свое положение, как постоянно стремились лучшие люди к общению с Западом, как крепло в русском обществе сознание необходимости перемен. «Народ собрался в дорогу, – писал Соловьев, – и ждал вождя; этот вождь явился в лице Петра Великого».

В. Ключевский. « Он понимал, что донельзя, до боли напрягает народные силы, но раздумье не замедляло дела; никого не щадя, всего менее себя, он все шёл к своей цели, видя в ней народное благо: как хирург, скрипя сердце, подвергает мучительной операции своего пациента, чтобы спасти его жизнь”. Т.8.С.405. После Петра государство стало сильнее, но народ беднее. Т.9.С.439. Не было ломки старых учреждений для постройки новых, а был постепенный развал московских одновременно с возникновением петербургских. Т.9.С.440. Он действовал как древнерусский царь-самодур. Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага. Понимал только результаты и никогда не мог понять жертв. Т.9. С.441.

А. Герцен назвал Петра «гений – палач», добивался своей цели «топором и кнутом», что его преобразования были «прогрессивным террором». Герцен.XIV, 46, XVI,27; XIII, 23.

Н. Бердяев. Приемы Петра были чисто большевистские.

А. Солженицын. Переворот Петра I заменил устарелое, помещичье управление Русью — европейским канцелярским порядком; все, что можно было переписать из шведских и немецких законодательств, все, что можно было перенести из муниципально-свободной Голландии в страну общинно-самодержавную, все было перенесено; но неписанное, нравственно обуздывавшее власть, инстинктуальное признание прав лица, прав мысли, истины не могло перейти и не перешло. Рабство у нас увеличилось с образованием; государство росло, улучшалось, но лицо не выигрывало; напротив, чем сильнее становилось государство, тем слабее лицо. Европейские формы администрации и суда, военного и гражданского устройства развивались у нас в какой-то чудовищный, безвыходный деспотизм. Петр I уничтожил Земские соборы, даже отбил память о них. Взнуздал Православную церковь, ломал ей хребет. Россия потеряла миллион человек, т.е. каждого десятого. А за Петром - катил 18 век, не менее расточительный на народную силу (и с капризным дерганьем ломаной линии наследования, опять же по вине Петра).

С.Ф. Платонов. Пылкая, смелая преданность Петру и его делу отличает многих его помощников; страшная ненависть слышится в отзывах о Петре у многих поборников старины. Первые доходят до того, что зовут Петра «земным богом», вторые не страшатся называть его антихристом. И те, и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под влиянием его деятельности. И преданный Петру Нартов, двадцать лет ему служивший, и какой-нибудь изувер-раскольник, ненавидевший Петра всем своим существом, одинаково поражены Петром и одинаково не способны судить его беспристрастно. Когда умер Петр, и кончилась его реформационная деятельность, когда преемники, не понимая его, часто останавливали и портили начатое им, дело Петра не умерло, и Россия не могла вернуться в прежнее состояние. Плоды его деятельности – внешняя сила России и новый порядок внутри страны – были на глазах у каждого, а жгучая вражда недовольных стала воспоминанием.

Ф. Достоевский говорил, что «русская церковь в параличе от Петра Великого».

В. Ленин. Петр ускорил перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства. Т.36. С.101.

П. Милюков. Ценой разорения страны Россия была введена в ранг европейской державы.

Д. Мережковский. Я уже раз говорил и вновь повторяю и настаиваю: первый русский интеллигент – Петр. Он отпечатал, отчеканил, как на бронзе монеты, лицо свое на крови и плоти русской интеллигенции. Единственные законные наследники, дети Петровы – все мы, русские интеллигенты. Он в нас, мы в нем. Кто любит Пета, тот и нас любит; кто его ненавидит, тот ненавидит нас».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1483 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...