Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[463] друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу[464] и будьте братьями, о рабы Аллаха...»[465]
Зависть (хасад) не ограничивается желанием иметь то же, что Аллах даровал другому человеку, а одно лишь такое желание обозначается словом “гибта”. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
] لَا حَسَدَ إِلَّا فِي اثْنَتَيْنِ: رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ الْقُرْآنَ فَهُوَ يَقُومُ بِهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَآنَاءَ النَّهَارِ ، وَرَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ مَالًا فَهُوَ يُنْفِقُهُ آنَاءَ اللَّيْلِ وَآنَاءَ النَّهَارِ[
«Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал (знание) Корана[466] и который читает его ночью и днем[467], и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем[468]».[469]
Если раб Аллаха будет постоянно размышлять о милостях, оказанных ему Аллахом, и о том, что Он даровал ему, обращая внимание на тех, кто в мире этом занимает более низкое положение, это удалит его от зависти и приблизит к выражению благодарности.
Хула и распространение сплетен
Хула есть такое упоминание человека о брате его, которое бы тому не понравилось, будь то упоминание о его физических качествах, его религии, его нраве, имуществе родителях детях, жене слуге, одежде, равно как и обо все другом, что имеет к нему отношение. Аллах Всевышний сказал:
âwur=tGøótNä3àÒ÷è/$³Ò÷èt/4=Ïtär&óOà2ßtnr&br&@à2ù'tzNóss9ÏmÅzr&$\GøtBçnqßJçF÷dÌs3sù4(#qà)¨?$#ur©!$#4¨bÎ)©!$#Ò>#§qs?×LìÏm§á
«… и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах - Приемлющий покаяние, Милосердный».[470]
Таким образом, мусульманину не разрешается упоминать о недостатках своего брата, даже если они присущи ему. Многие люди в качестве оправдания заявляют, что они упомянули о реальных недостатках того или иного человека и не возводили на него напраслину, однако это и есть хула, в противном же случае это было бы ложью.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , спросил:
](أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ ؟). قَالُوا: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ. قَالَ: (ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ) قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ ، قَالَ: (إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدْ اغْتَبْتَهُ وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ فَقَدْ بَهَتَّهُ)[
«Известно ли вам, что такое хула /гиба/?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, ,) сказал: «(Если) отзовешься ты о брате своем так, что это не понравилось бы ему, (это будет хулой)». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чем я скажу?» (Пророк, ,) сказал: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты злословишь о нем, а если он не таков, значит, возводишь на него напраслину».[471]
Что же касается сплетен, то это передача слов одних людей другим, цель заключается в том, чтобы посеят между ними раздоры. Подобные действия навлекают на человека гнев и наказание Аллаха. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал:
]أَلَا أُنَبِّئُكُمْ مَا الْعَضْهُ ؟ هِيَ النَّمِيمَةُ الْقَالَةُ بَيْنَ النَّاسِ[
«Не сказать ли вам, что такое “‘адх”[472]? Это сплетни, то есть разговоры, (которые ведутся) между людьми[473]».[474]
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, , проходивший мимо двух могил, сказал:
]إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ ، أَمَّا هَذَا فَكَانَ لَا يَسْتَتِرُ مِنْ بَوْلِهِ ، وَأَمَّا هَذَا فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ[
«Поистине, их[475] подвергают мучениям и мучают их не за большой грех[476], но все же (грех каждого) является тяжким: что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не прикрывался от собственной мочи[477]».[478]
Ислам призывает людей к взаимному согласию и любви и предостерегает их об опасности ненависти и раздоров, однако сплетни в наибольшей степени способствую разрушению устоев общества, так как они порождают в сердцах людей злобу и ненависть. Сплетни и ложь за один час могут испортить то, что другими средствами не удастся испортить и за долгий срок, а это значит, что мусульманин должен убедиться в истинности того, что он слышит, а не строить предположения. Аллах Всевышний сказал:
â$pkr'¯»ttûïÏ%©!$#(#þqãZtB#uäbÎ)óOä.uä!%y`7,Å$sù:*t6t^Î/(#þqãY¨t6tGsùbr&(#qç7ÅÁè?$JBöqs%7's#»ygpg¿2(#qßsÎ6óÁçGsù4n?tã$tBóOçFù=yèsùtûüÏBÏ»tRá
«О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, то постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не причинить вред (невинным) людям и потом не сожалеть о том, что вы сделали».[479]
Если мусульмане станут на деле соблюдать этот важный принцип, они обретут счастье и оградят себя от многих сплетен и домыслов.
Хула дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путем ее достичь невозможно, чему (может быть) шесть причин.
ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и при этом (притесняемый может) сказать: «Такой-то обидел меня в том-то».
ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. (В таких случаях человек может) говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, (следующее): «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», и тому подобные вещи в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие слова) будет запретно.
ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу /фетва/, когда (человек может) сказать муфтию (такие слова): «Меня обидел в том-то мой отец (или: мой брат; или: мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?» - или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надежнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке (или: муже), который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы еще вернемся, когда приведем хадис, передаваемый со слов Хинд[480].
ЧЕТВЕРТАЯ: предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет. Это (допускается в целом) ряде случаев(, например):
- (когда нужно дать) отвод таким передатчикам хадисов и свидетелям(, в правдивости слов которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, не только дозволено, но и обязательно в случае необходимости[481];
- (когда необходимо) спросить совета относительно того, (стоит ли) вступать с кем-либо в родственные отношения путем заключения брака[482], или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или жить с ним по соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о (человеке, про которого его спрашивают), но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, чтобы дать добрый совет;
- если кто-нибудь увидит, что человек, который занят изучением фикха, посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредит изучающему фикх; в подобном случае увидевший это должен дать (такому человеку) добрый совет и объяснить ему его положение при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо может случиться и так, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это - добрый совет, так пусть же это будет ему понятно;
- может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае об этом необходимо поставить в известность правителя, чтобы он сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или (хотя бы) узнал об этом и поступил бы с ним сообразно его положению, не оказался введенным им в заблуждение и постарался побудить его придерживаться прямоты или заменил бы его (другим).
ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предается пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (совершения иных) неподобающих дел; в таких случаях разрешается сказать о том, что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.
ШЕСТАЯ: представление; если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой или каким-нибудь еще, разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в том случае, когда цель (упоминания по прозвищу) состоит только в умалении достоинства человека, а поэтому будет лучше, если назвать его можно как-нибудь иначе.
Эти шесть причин упоминались улемами, и относительно большинства их мнение их было единодушным.
Несправедливость
Религия Аллаха запрещает проявлять несправедливость. Указанием на это служат слова Аллаха, которые передал пророк, :
]يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا فَلَا تَظَالَمُوا[
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» [483]
Всемогущий и Великий Аллах велит нам избегать несправедливости, последствия которой в обоих мирах будут ужасны. В мире этом несправедливый навлекает на себя проклятия обиженного, а пророк, , сказал:
«...и бойся жалобы притесняемого, ибо, поистине, нет такой преграды, (которая помешала бы) Аллаху (услышать ее) [484]!» [485] Что же касается мира вечного, то в нем несправедливость обернется для притеснителя густым мраком, на что указывают слова посланника Аллаха, :
]اتَّقُوا الظُّلْمَ فَإِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ [
«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, в День воскресения несправедливость (обернется густым) мраком [486]...» [487]
Наихудшим видом несправедливости является такая несправедливость, которую человек проявляет по отношению к самому себе, если впал в многобожие. Аллах Всевышний сказал:
øÎ)ur â tA$s% ß`»yJø)ä9 ¾ÏmÏZö/ew uqèdur ¼çmÝàÏèt ¢Óo_ç6»t w õ8Îô³è@ «!$$Î/ (cÎ) x8÷Åe³9$# íOù=Ýàs9 ÒOÏàtã á
«И вот сказал Лукман своему сыну, наставляя его: “О сынок мой, не поклоняйся ничему наряду с Аллахом: поистине, многобожие - великая несправедливость!”».[488]
Мусульманину, который нанесет своему брату по вере какую-нибудь обиду, следует как можно быстрее загладить ее. Если он присвоит что-нибудь, он должен вернуть это, если обидит человека словом, пусть принесет свои извинения, а если у него не будет такой возможности, ему следует обращаться к Аллаху с мольбами за обиженного, принести покаяние, молить Аллаха простить совершенный им грех и никогда не совершать этого впредь. На это указывают слова посланника Аллаха, , который сказал:
] مَنْ كَانَتْ لَهُ مَظْلَمَةٌ لِأَخِيهِ مِنْ عِرْضِهِ أَوْ شَيْءٍ فَلْيَتَحَلَّلْهُ مِنْهُ الْيَوْمَ قَبْلَ أَنْ لَا يَكُونَ دِينَارٌ وَلَا دِرْهَمٌ ، إِنْ كَانَ لَهُ عَمَلٌ صَالِحٌ أُخِذَ مِنْهُ بِقَدْرِ مَظْلَمَتِهِ ، وَإِنْ لَمْ تَكُنْ لَهُ حَسَنَاتٌ أُخِذَ مِنْ سَيِّئَاتِ صَاحِبِهِ فَحُمِلَ عَلَيْهِ[
«Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь еще, освободится от этого сегодня[489], прежде чем исчезнут динары и дирхемы, (ибо тогда,)[490] если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесенной) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него».[491]
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................................................................... 3
Глава первая: Мусульманская этика
Человек со своим Господом...................................................... 6
Отношение к священному Корану........................................... 10
Отношение человека к посланнику Аллаха, .................. 15
Отношение к сподвижникам, да будет доволен
им Аллах................................................................................ 19
Отношение к домам Аллаха.................................................... 22
Очищение души........................................................................ 26
Чистота...................................................................................... 29
Этика удовлетворения естественных
потребностей......................................................................... 32
Зубочистка (Сивак)................................................................... 35
О том, что соответствует естеству.......................................... 37
О том, что желательно делать перед сном............................. 39
О том, как следует есть и пить................................................ 42
О том, что касается одежды..................................................... 47
О том, как следует испрашивать благословения.................... 50
О правилах поведения в пути................................................... 52
Отношение к родителям........................................................... 55
Отношение к детям................................................................... 59
Отношение к женам.................................................................. 62
а) Права и обязанности мужа по отношению
к жене....................................................................................... 63
б) Права и обязанности жены по отношению
к мужу................................................................................... 67
Отношение к родственникам................................................... 70
Отношение к соседям............................................................... 73
Отношение к друзьям............................................................... 75
Взаимоотношения мусульманина с его
братьями по вере................................................................... 77
О том, как следует осуществлять призыв
к Аллаху................................................................................. 83
О том, как следует заниматься поисками
знания.................................................................................... 86
Как следует просить разрешения войти.................................. 89
Отношение к животным........................................................... 93
Глава вторая: Нравственные качества
Раздел первый: Достойные нравственные качества
Правдивость.............................................................................. 96
Честность.................................................................................. 98
Терпение.................................................................................. 101
Смирение................................................................................. 104
Великодушие.......................................................................... 107
Милосердие............................................................................. 111
Справедливость...................................................................... 112
Раздел второй: Дурные нравственные качества
Лживость................................................................................. 115
Вероломство........................................................................... 118
Гордость.................................................................................. 120
Скупость.................................................................................. 122
Завистливость......................................................................... 124
Хула и распространение сплетен.......................................... 127
Несправедливость................................................................... 132
[1] Этот хадис приводят аль-Бухари и аль-Байхаки.
[2] В одном из хадисов сообщается, что в ответ на вопрос о том, каким был нрав пророка,, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Нравом его был Коран”. Это значит, что пророк,, отличался всеми теми нравственными качествами, к восприятию которых Аллах призывает его и всех людей в Коране.
[3] “Калам”, 4.
[4] То есть не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.
[5] “Явное доказательство”, 5.
[6] “Пещера”, 110.
[7] Смысл этих слов в том, что в День воскресения каждому предстоит вернуться к Аллаху, и только от Него будет зависеть решение участи человека.
[8] “Корова”, 285.
[9] “Паук”, 45.
[10] “Верующие”, 1 – 2.
[11] “Пчелы”, 18.
[12] Этот хадис приводит Муслим.
*То есть следить за своим языком, глазами и ушами.
[13] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
**То есть следить за своими половыми органами.
[14] С этими словами Аллах Всевышний обращается к пророку,, повелевая ему передать их людям от первого лица.
[15] “Толпы”, 53.
[16] “Хаджж”, 32.
[17] Имеется в виду Хранимая Скрижаль.
[18] “Воскресение”, 77 – 79.
[19] “Пчелы”, 98.
[20] “Мухамад”, 24.
[21] “Закутавшийся”, 3 − 4.
[22] Аллах говорит, что Он Сам позаботится о том, чтобы собрать все содержание Корана в сердце пророка,, и научить его читать все айаты правильно.
[23] “Воскресение”, 16 – 17.
[24] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[25] Имеются в виду ангелы, записывающие дела людей и покорные воле Аллаха.
[26] Иначе говоря, прилагает большие усилия для того, чтобы научиться красиво читать Коран и выучить его наизусть.
[27] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[28] “Преграды”, 204.
[29] В Коране сказано: «Он − Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере» (“Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова “сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, “сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его.
[30] Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздает таким людям хвалу, принимает их дела и возвышает их.
[31] Этот хадис приводит Муслим.
[32] То есть забывается.
[33] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[34] “Женщины”, 80.
[35] “Комнаты”, 2.
[36] “Комнаты”, 2.
[37] Этот хадис приводит Муслим.
[38] Этот хадис приводит Муслим.
[39] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
[40] “Мухаммад”, 33.
[41] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[42] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной.
[43] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[44] То есть не называйте меня сыном Божьим.
[45] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[46] Под “нашим делом” подразумевается исламская религия.
[47] В данном случае речь идет о том, что вносится в религию вопреки велениям Аллаха и пророка,, а также их частным и общим указаниям.
[48] Здесь имеется в виду и то, что дело его не будет принято, и то, что следовать этому недопустимо.
[49] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[50] То есть избрал.
[51] “Трапеза”, 3.
[52] “Халиль”. Перевод этого слова как “ближайший друг” не вполне адекватен, поскольку имеется в виду такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы. То же самое касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим,, именуется в Коране “халилю-Ллах”, что же касается пророка Мухаммада,, то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!