Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тысячелетия до н. э.)



К концу периода Убайд, то есть к сере­дине 4 тысячелетия до н. э., центр эконо­мической и общественной жизни проч­но переместился в южные, наиболее пло дородные, осваиваемые районы Двуречья. Во второй же половине 4 тысячелетия до н. э. Шумер выдвинулся на первое место в культуре Передней Азии. Происходили постепенный распад первобытно-общинно­го строя и сложение основ классового общества, а также первых небольших го­родов-государств. В периоды Урук и Джемдет-Наср появилось каменное свер­ло — так называемая бутероль. В это же время было изобретено пиктографическое картинное письмо.

Архитектура. Создавались первые ирри­гационные сооружения и монументальные культовые и общественные здания. Наибо­лее характерен так называемый Белый храм в Уруке (Эане) конца 4 тысячелетия до н. э. с центральным двором и фасада­ми, оформленными лопатками, как и бо­ковые стороны платформы. Типичной чер­той является сооружение храма не в центре платформы. Этот прием создавал много разных точек зрения у людей, кото­рые поднимались но ступеням лестницы, выложенным из плит известняка. Не менее характерно отсутствие окон, кото­рые не были нужны в очень жарком кли­мате Южного Двуречья. Для притока воздуха и верхнебокового освещения слу­жили прямоугольные дверные проемы и небольшие отверстия —отдушины под потолком. Окраска стен храма — их побел­ка — являлась наряду с приподнятостью его на платформе средством, выделявшим здание среди жилых построек города.

К периодам Урук и Джемдет-Наср от­носится и единственный обнаруженный образец постройки общественного назна­чения—дом народных собраний, так на­зываемое Красное здание в городе Уруке (Эане) конца 4 тысячелетия до н. э. (рис. 5). Характерен его план: большой замкнутый двор с трибуной у одной из стен окружен мощными полуколоннами и колоннами из сырцового кирпича. Полу­колонны и колонны декорированы геомет­рическим орнаментом, который получен в результате своеобразного приема — при помощи забитых в сырцовую кладку ка­менных или глиняных обожженных кону­сов, плоско срезанные концы которых окрашены в красный, черный и белый цвета. Очевидно, эта оригинальная декорация является имитацией плетеных ци­новок. Подобная система украшения, поверхности исчезает в искусстве Дву­речья более поздних периодов. Вероят­но, внутри некоторых храмов имелись на­стенные росписи.Об этом можно судить по единственному дошедшему до нас об­разцу— настенным росписям из храма в Телль-Укайре конца 4 Тысячелетия до н. э. Сохранились переданные декоративно-вы­разительными силуэтами крупномасштаб­ные фигуры быков, леопардов и контра­стирующие с ними, оттеняющие их по ритму небольшие орнаментальные фризы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1396 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...