Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(16—15 вв. до и, э.)
История Среднего царства закончилась значительным ослаблением центральной власти. Напряженная социально-политическая обстановка внутри страны в период между Средним и Новым царством, в результате непрестанной борьбы отдельных номов между собой и волнений народных масс из-за страшного угнетения, еще усложнилась из-за нашествия из Передней Азии около 1700 г. до и. э. племен, известных под названием гиксосы. Они захватили Нижний Египет (Дельту), устроили там свою столицу — город Аварис и принудили правителей Верхнего Египта платить им дань. Государство, таким образом, снова распалось на области-номы. Власть гиксосов над Египтом держалась более ста лет. В упадок пришли экономика и культура. Борьбу за изгнание гиксосов и за новое объединение страны возглавили около 1600 г. до и. э. цари
XVII династии, правители Фив, столицы южной части Египта. Завершил эту борьбу Фараон Яхмос I, положивший начало XVIII династии, которая правила с 16 по первую половину 14 в. до н. э.
Являясь вождями в период войн за обладание Северным Египтом, фиванские правители получили снова возможность рассматривать земли всей страны — источник огромных доходов — как свое личное достояние. Власть фараонов новой, XVIII династии неизмеримо выросла по сравнению со значением фараонов Среднего царства. Их по-прежнему обожествляли. Однако огромную роль стало играть жречество, особенно столичное — в Фивах, служившее одной из главных опор царской власти. Возвеличивание широко почитавшегося в стране главного фиванского бога Амона, чей культ еще со времен Древнего царства был соединен с древним культом солнечного бога Ра, привело к объявлению культа Амона общегосударственным.
Второй силой, на которую опирались фараоны, часто вынужденные противопоставлять ее Политической, идеологической и материальной мощи жрецов — представителей древней знати, было постоянное войско. Оно стало необходимым вследствие активной захватнической военной политики фараонов в Сирии, Финикии, Палестине ив Нубии, где были завоеваны
обширные территории, При формировании главных отрядов войска — колесничников — цари XVIII династии, например Аменхотеп II и Аменхотеп III, отбирали их из широких средних слоев рабовладельцев. Людей этого же круга, в большой степени зависевших от милости царя,; назначали и важными чиновниками в сложной административной системе управления государством.
Широко развилась торговля внутри страны и Египта со странами Передней Азии и Восточного Средиземноморья.
Памятники культуры и искусства времени XVIII династии, в первую очередь, всячески прославляли могущество и международное значение Египта и его царей. Торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство, которое не порвало с традициями предшествующих периодов, проникли и новые элементы, например некоторые орнаментальные мотивы. В результате же победоносных войн в Нубии и Сирии в Египет поступали огромные богатства, В быту необычайно разбогатевшей правящей верхушки общества — знати появилось стремление к роскоши, пышности в одежде и украшениях, богатой обстановке жилищ. В связи с этим и перед искусством были поставлены новые задачи: для него стало характерным стремление к декоративности в сочетании с изысканным изяществом форм. Чрезвычайное обогащение страны способствовало также тому, что во всех главных городах Египта много строили, причем архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Даже за рубежами Египта прославилась его столица—Фивы, которые превратились в обширный, изобильный город.
Архитектура. Гробницы царей. Начиная с фараона XVIII династии Тутмоеа все цари стали устраивать для себя усыпальницы в ущельях и обрывах долины, называемой в наши дни «Бибан-эль-Молук» («Долина, или Врата царей»). Царские гробницы в это время, таким образом, окончательно отделились от заупокойных храмов. Эти гробницы представляют собой тщательно скрытые тайники, состоящие, как правило, из коридора, кладовой, помещения для саркофага, комнаты для канон, сосудов с царскими внутренностями, и для особо ценных даров. Стены помещений царских гробниц расписывали сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.
Наиболее же полно и ярко характер времени сказался в монументальном храмовом строительстве.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н. э.), построенный архитектором Сенмутом недалеко от храма фараона Ментухотепа, в долине Деир-эль-Бахари, является одним из наиболее ранних храмовых сооружений эпохи Нового. царства. Будучи близок по типу архитектуры к храму Ментухотепа, ансамбль храма Хатшепсут превосходит его, однако, по размерам и богатству декора стен. Само захоронение здесь отделено от храма: мумия царицы была погребена далеко от него, среди скалистых ущелий, в усыпальнице-тайнике.
Строго спланированный по одной оси, ансамбль начинался, как и предшествующие, пропилеями или пристанью у западного берега Нила. Далее дорога, длиной более километра, окаймленная справа и слева фигурами сфинксов, подводила к первому двору храма с портиком «на два крыла» и пандусом между ними. Поднявшись до пандусу, можно было попасть во второй двор, также с пандусом и симметрично по отношению к нему расположенными двумя портиками, на концах которых возвышались два осирических (то есть с атрибутами бога Осириса) колосса Хатшепсут. Далее находился третий, меньший по площади двор, окруженный колоннадами. Завершали же ансамбль в глубине его святилища — молельни, высеченные в скале.
Такая последовательность в распределении частей ансамбля способствовала постепенному нагнетанию приподнятого, мистического состояния участников культовых процессий.
Фасад храма, образованный четкими линиями портиков и соединяющих их пандусов, представляет собой, как и его план, гармоничное целое.
Храм возведен у подножия крутого обрыва Ливийского плоскогорья, прорезанного живописно выветрившимися вертикальными расщелинами. Колоннады портиков органично вписаны своим мерным ритмом в этот естественный величественный фон.
Стены храма покрывали раскрашенные рельефы, на которых среди культовых
сцен развертывался подробный рассказ об экспедиции в страну Пунт (современное Сомали), предпринятой Хатшепсут для вывоза оттуда драгоценных материалов и редких растений.
На территории ансамбля стояло свыше двухсот полихромно расписанных статуй Хатшепсут и богов, так как в это время заупокойные храмы начали посвящать не только культу обожествленного царя, но и культу богов, в этом случае — верховного бога Амона и богини Хатор.
На террасах были устроены пруды и посажены деревья. Таким образом, в парадное, пышное оформление этого гармоничного по планировке и всем формам ансамбля наряду с яркой окраской ряда его архитектурных частей, рельефов и статуй включалась и зелень растений.
Характерные черты храмов первой половины Нового царства. Для планировки и внешнего облика подавляющего большинства других храмов первой половины Нового царства характерны следующие признаки. Планы их были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части располагались по одной оси. Основные части — это открытый двор, окруженный колоннадой — перистиль, колонный зал — гипостиль, святилище и кладовые. Вокруг храма возводили глухую каменную ограду, соответственно прямоугольной в плане форме. Таким образом, храм — «дом бога» вторил своей схемой жилому дому в усадьбе богатого египтянина, которая тоже была ограждена стеной и заключала внутренние дворы, галереи, залы, где кровли покоились на столбах, и, наконец, интимные комнаты в глубине здания.
Фасады храмов имели вид так называемых пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) — двух башен, прямоугольных в плане, а по силуэту похожих на усеченные пирамиды, с прямоугольным проходом между ними. Пилоны и вход были увенчаны карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика, который продолжался и по наклонным ребрам пилонов. Перед пилонами, как и в Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога. По сторонам дороги располагали ряды сфинксов или овнов — барано-головых сфинксов, которые были священными животными бога Амона. Крупные статуи под открытым небом — во дворах, по краям парадных дорог, перед пилонами, вводились в качестве смысловых компонентов в культовые сооружения и стилистически органично включались в архитектурный фон. Уже издали ясно выделялись на фоне пилонов или между стволами колонн обобщенные, несколько гёометризованные силуэты и объемы сидящих или стоящих фигур. В строгой конструктивности этих произведений с особой ясностью проявились наиболее каноничные нормы исполнения, восходящие еще к эпохе Древнего царства. Мягкая, зачастую декоративная трактовка форм которая типична для многих заупокойных статуй Нового царства, сказывается в этих скульптурах лишь очень сдержанно — в характере проработки лиц и деталей одеяний.
Ярким примером могут служить гигантские статуи фараона Аменхотепа III, и теперь стоящие на своем прежнем месте, на западном берегу Нила,— так называемые Колоссы Мемнона, Когда-то они возвышались перед заупокойным храмом Аменхотепа III. Из аллеи сфинксов, подводившей к этому храму, происходят два ленинградских сфинкса, установленные ныне на берегу Невы, на набережной перед зданием Академии художеств.
Часто в храмах было по нескольку дворов и колонных залов. Гигантские колонны и мощные каменные балки архитравов поддерживали каменные плиты перекрытий гипостильных залов, имевших обычно более высокий средний проход. Сквозь зарешеченные проемы в верхних боковых частях центрального нефа в зал проникал свет.
По мере приближения к святилищу потолки помещений постепенно понижались, а уровень пола — повышался. Внутреннее пространство как бы сжималось, становясь все более скрытым, доступным для все меньшего числа людей — только для посвященных в тайны культа. На стенах, колоннах и пилонах храмов помещали врезанные в их поверхность рельефы, на которых изображали преимущественно культовые сцены, а также фараонов, в символических схватках побеждающих сонмы врагов.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1987 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!