![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Указанного типа являются два храма, возведенные в Фивах на правом, восточном берегу Нила и посвященные богу Амону. В результате архитектурных работ, которые продолжались на протяжении столетий, они были преобразованы в обширный и блестящий: по скульптурному убранству храмовый комплекс столицы. В наши дин храмы эти известны преимущественно ш названиям двух современных небольших арабских деревень — Карнак и Луксор.
Храм в Карнаке, древний Ипет-Рес, сооружали с начала 2 тысячелетия и по 1 в. до н. э. Однако последнее обстоятельство не лишило карнакский ансамбль единства и цельности. Основные его части создали талантливейшие архитекторы: Инени, при фараоне Тутмосе I в 16 в. до н. э., Аменхотеп, сын Хапу, и Аменхотеп Младший - при фараоне Аменхотепе III, в 15 в, до н. э.
Карнакский ансамбль грандиозен во всех своих частях. Мощны его пилоны, величественны гигантские статуи фараонов и обелиски. Обширны молчаливые пространства его дворов, окруженных колоннадами. Полон таинственного полу-мрака величественный гипостильный зал главного храма Амона с целым лесом тесно стоящих колоссальных колонн, наибольшие из которых имеют высоту 20,4 м, а диаметр 3,57 м. Все здесь рассчитано на создание впечатления сверхчеловеческой мощи, на то, чтобы сообщить вошедшему трепетное, приподнятое экстатическое или подавленное, приниженное состояние.
Храм в Луксоре, древний Ипет-Сут, был построен в два приема: архитекторами Аменхотепом Младшим, Гори и Сути при Аменхотепе III и при фараоне Рамзесе II архитектором Бекенхонсу, то есть в 15 и 13 вв. до н. э.
Луксорский храм Амона был вторым по размерам и значению в стране. Однако именно он оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие всей храмовой архитектуры Нового царства. Будучи построен почти целиком гениальным зодчим Аменхотепом Младшим, он оказался наиболее стройно выполненным, типичнейшим храмом эпохи.
Для Луксора характерна исключительно четкая планировка. К культовым помещениям и молельням со статуями богов в глубине здания ведет величаво распахнутая анфилада из двух дворов с портиками. За первым двором стройно вздымает могучие стволы большая прецессионная колоннада из четырнадцати колонн, поч ти 20 м высоты, с капителями в виде (Широко раскрытых цветущих метелок папируса. Эта колоннада, тип колонн, а также их обилие (всего в Луксоре 151 колонна) оказали влияние на оформление средних нефов гипостильных залов в храмах последующих периодов. Со своеобразной силой выражено ощущение могучей поддержки перекрытия ритмом близко сдвинутых, необычайно гармоничных по пропорциям, пучкообразных колонн в двойных колоннадах второго двора Луксора.
Скульптура. В скульптуре XVI11 династии, как ив архитектуре, главную роль играли придворные художники, в творчестве которых в эту эпоху гармонично переплелись две линии — официального искусства и искусства, предназначенного для частных лиц. Так, даже в царских статуях канонического типа из заупокойных храмов стали значительно определеннее передавать физиономически конкретные портретные черты. Особенно же это начало сказываться в скульптурных изображениях представителей знати — из частных гробниц. Традиционная идеализация, обобщение форм имеет своеобразный оттенок во многих пластических изображениях этого периода. Например, в деревянных фигурах жреца Аменхотепа и его жены Ран на и (середина 2 тысячелетия до н. э., Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) сдержанная торжественность общей композиции и трактовки легкого шага сплавлена с пленительной поэтичностью стройных, легких силуэтов. Эти стилистические признаки, которые вносили лирическое начало еще в пластику предыдущей эпохи — Среднего царства, при XII династии, особенно ясно видны в трактовке образа фараона при царице Хатшепсут.
Таковы, в первую очередь, статуи из заупокойного ансамбля царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахари начала 15 в. до н. э., изображающие ее в виде фараона, бога Осириса и сфинкса (Каир, Египетский (музей). Во всех изваяниях Хатшепсут есть портретное сходство. Однако в статуях больших размеров, 8 и 5 м высотой, входивших во внешнее монументально-декоративное оформление храма, намечено только общее сходство. Статуи же из центральных помещений храма, имевшие сугубо культовый характер, с большой проникновенностью, в очень мягкой манере, воссоздают индивидуальный облик царицы (мраморовидный известняк, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Именно в этих скульптурах проявился в полной мере новый официальный стиль портретов XVIII династии. Специфический облик правителя передан, но идеализирован так, чтобы создать образ одухотворенный, дышащий радостью жизни. Моделировка поверхности обобщенных объемов тонкая и даже изящная.
Мягкость, изысканная утонченность и декоративность в характере проработки фиванской пластики постепенно все усиливались. Такие стилистические приемы получили наибольший расцвет в середине правления XVIII династии, в годы царствования фараонов Аменхотепа II и Аменхотепа III. Эти особенности стиля органично и ярко сказались также несколько позднее в своеобразно реалистическом искусстве короткого периода Ахетатона, которое было завершением развития искусства всей первой половины Нового царства.
Одеяния статуй середины XVIII династии уже не обрабатывали гладкими полированными плоскостями. Их поверхность стали покрывать множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модные в эпоху Нового царства. В результате образовывалась живописная градация объемных планов и разнообразнейшая игра света и тени, что еще больше подчеркивала полихромная раскраска статуй. Так трактовали образы вельмож и их жен, например жены вельможи Нахтмй-1 на, наместника Нубии (известняк, конец 15 в. до н. э., Каир, Египетский музей).
Те же стилистические признаки ощущаются и в официальных статуях царей. Например, в облике двух сфинксов фараона Аменхотепа III из заупокойного храма этого царя с западного берега Нила (теперь на набережной Невы в Ленинграде) особенно привлекательны плавность и мягкость общих контуров и масс фигур. И у этих монументальных изваяний фантастических существ декоративно тонко прорезан рисунок гривы — «накидки» на плечах и груди.
Текучесть форм удлиненных, изящных фигур особенно привлекательна в малой пластике, в которой эти особенности стиля могли развиваться наиболее свободно. Она представлена довольно многочисленной группой изображений обнаженных танцовщиц, музыкантш и служанок в различных живых позах и поворотах. Вырезанные трехмерно и в рельефе, они служили изысканно-декоративными частями туалетных коробочек, ложечек или сосудов для ароматических масел. Такова, например, фигура плывущей девушки с цветком розового лотоса, в руках, служившим сосудиком для ароматического масла (середина 2 тысячелетия до н. э., Москва, Музей изобразительных искусств им А. С. Пушкина).
В период XVIII династии получил дальнейшее развитие и тип сидящей фигуры, формы которой скрыты под одеждой. Эту группу скульптур прекрасно характеризует кубообразная фигура вельможи Сенмута — приближенного и зодчего Хатшепсут, являвшегося также воспитателем ее маленькой дочери, головка которой изображена у него на коленях (черный гранит, начало 15 в. до н. э., Берлин, Государственные музеи). В этом официальном монумента-лизированном памятнике достигнута высшая для древнеегипетского искусства точка геометризма и статики фигуры.
Рельефы и росписи XVIII династии. От эпохи Нового царства сохранилось огромное количество рельефов и росписей. Это раскрашенные рельефы на колоннах, стенах и пилонах храмов в Деир-эль-Баха-ри, в Карнаке и Луксоре; а также росписи царских и главным образом частных гробниц. В период XVIII династии появились я первые образцы древнеегипетской графики на папирусах — иллюстрации к ритуальным заупокойным текстам, так называемой «Книге мёртвых».
В фиванских и других храмах — на их пилонах, стенах и колоннах помещали фризообразные рельефные композиции, в которых прославляли победы царей или представляли их во время совершения различных ритуальных обрядов. Ряд заново созданных композиций рассказывал о родословной фараонов, о происхождении их от богов. В таких рельефах появляется декоративная многоплановая разработка. Барельеф в тех местах, которые было необходимо выделить в связи с их смысловой значимостью, сочетали с высоким рельефом. Образовывались более интенсивные, контрастные тени по контуру той или иной фигуры или ее части.
Темы рельефов и росписей в царских гробницах были ограничены священными текстами и строго, плоскостно трактованными изображениями — иллюстрациями к ним (например, роспись в гробнице фараона Аменхотепа II, XVIII династия, 15 в. до н. э.).
Настенные же изображения в частных гробницах фиванского некрополя очень живописны и декоративны. Они отражают самые разнообразные стороны жизни и служебной деятельности вельмож, передают ритуал оживления тела хозяина гробницы для вечной жизни и, наконец, изобильный и радостный жертвенный пир. В разных помещениях в рельефы и росписи включены сцены работ в мастерских богатых поместий — гончаров, ювелиров, ткачей, изображения пахарей, сеятелей и жнецов за их занятиями. Показаны также охоты вельмож, прогон перед ними стад коров и овец, табунов лошадей. Гордясь и хвастаясь высокими должностями, эти чиновники приказывали помещать на стенах своих «вечных домов» сцены походов, захвата крепостей, сбора податей, приема даров от иноземцев, наблюдения за строительством храмов. Мягки, утонченны по прорисовке силуэты фигур. Многообразно проработаны различные планы рельефов — складки одежд, детали украшений, мелкозавитые пряди больших нарядных париков.
Как и ранее, четким, подчиненным их ритуально-магическому назначению, было построчное размещение сцен на стенах. Однако ближе к середине.периода XVIII династии, особенно со времен Тутмоса IV и Аменхотепа III, при сохранении сочетания профиля головы и глаза в фас, развернутых фронтально плеч и профиля ног, появилось значительно большее, чем ранее, разнообразие свободно, непринужденно переданных движений, поз, поворотов фигур в три четверти, со спины и даже в фас, живописное многообразие группировок.
Таким образом, коренным стилистическим своеобразием фиванских рельефов и росписей при XVIII династии (особенно в 15 в. до н. э.) было более определенное, чем ранее, проявление жизненной основы древнеегипетского искусства, при одновременном исполнении всех изображений в господствующем в эту эпоху духе изысканной декоративности.
Большое место в отделке частных гробниц заняли темперные росписи. В них значительно усилилась живописность цветовых сочетаний, в частности благодаря широкому применению тонов розовато-лиловых, желтых, голубоватых. Особенно характерно воспроизведение румянца, теней на лицах, разных оттенков светлой и смуглой кожи, просвечивающей через тонкие белые легкие одежды.
Многие новые черты эпохи проявились уже в рельефах храма Хатшепсут, передающих эпизоды экспедиции в страну Пунт. Наиболее же ясно они видны в росписях и рельефах фиванских частных гробниц (например, деталь росписи из безымянной гробницы с изображением г охоты вельможи в нильских зарослях, конец 15 в. до н. э., Лондон, Британский музей). Красочный, светлый мир возникает на их стенах. Многочисленные мелкие «штрихи» —детали делают эти композиции особенно жизненными и Конкретными. Радостно пирует вельможа Нахт с супругой, а под их креслом кошка с аппетитом поедает рыбу. Юноша из имения вельможи Мена несет на плечах антилопу, очевидно, также предназначенную для обильной трапезы. Юные служанки, танцовщицы, арфистки и лютнистки на пирах знатных люден — Рехмира, Кенамона и других услаждают слух и зрение присутствующих дам и господ нежными ритмическими звуками и движениями (например, музыкантши и танцовщицы из безымянной гробницы в фиванском некрополе, конец 15 в. до н.э.). Плавны и округлы силуэты и формы легких, гибких тел, удлинены узкие глаза, слегка прикрытые веками (например, в рельефе гробницы Рамеса, конец 15 в. до н. э.). Эти признаки-— свидетельство рафинированных вкусов — продолжали существовать как очень характерные и в искусстве краткого, но яркого периода Ахетатона, завершившего развитие искусства XVIII династии.
Художественное ремесло XVIII династии. На роскошной, часто позолоченной мебели, рукоятках опахал и посохов, изящных вазах и кувшинах из фаянса, золота и камня бесконечно варьируются переплетения упругих стеблей цветущих лотосов и папирусов, рисунок их цветков, фигуры резвящихся антилоп. Разнообразны сочетания тонов, изгибающихся полос на стенках маленьких сосудов для благовоний, так называемых амфорисков и вазочек из катаного многоцветного стекла. Прекрасно представляет это изощренное художественное ремесло эпохи кресло из гробницы Юи и Туи, родителей любимой жены фараона Аменхотепа III—Тии (Каир, Египетский музей).
ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА. ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ АМЕНХОТЕПА IV (ЭХНАТОНА)
(первая половина 14 в. до н. э.)
Концентрация огромных богатств в руках высшей потомственной знати и кровно связанного с ней жречества, в первую очередь жрецов фиванских храмов Амона, необычайно усилила их, особенно к концу правления XVIII династии, при фараоне Аменхотепе III. С целью ослабить эту, все возрастающую политико-экономическую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, сын Аменхотепа III фараон Аменхотеп IV (конец XV— начало XIV в. до н. э.) осуществил следующие решительные преобразования. Отстранив от главных государственных должностей чиновников из старой знати, он привлек из служилой знати людей, обязанных своим высоким положением не происхождению, а исключительно воле царя. Для того чтобы уничтожить самую основу идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, а истинным богом назвал Атона, солнечный диск, культ которого существовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из многих местных культов в областях Среднего Египта, но широко распространен не был. Себя Аменхотеп IV стал именовать сыном Атона и единственным, кто познал подлинную вору. Так как поклоняться отныне следовало непосредственно сиявшему на небе солнцу, последовали логическое запрещение любых его персонификаций, то есть воплощения в виде фигур человека или животных, а также ликвидация старых храмов. Святилища всех богов были закрыты, их изображения стали уничтожать, а храмовое имущество конфисковывали. Воспроизводить единственное божество было предписано только в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими руками. В связи со своими личными религиозно-философскими взглядами Аменхотеп IV стремился преодолеть также древнюю фиванскую художественную традицию, которая предписывала ту или иную меру идеализации всех изображений.
Царь потребовал; чтобы его физический облик, а также облик его жены и детей передавали наиболее приближенно к реальности. В течение первых четырех лет правления Аменхотепа IV и пребывания его в Фивах, еще до реформы в Карнаке, к востоку от главного святилища Амона был построен храм Ра-Горахте, бога солнца, одного из древних общегосударственных богов, связанных с солнечным культом. Один двор храма Ра-Горахте бы украшен более чем сотней гигантских осирических статуй царя. Однако уже эти монументальные скульптуры характеризует очень конкретная, реалистическая трактовка черт лица и всей фигуры Аменхотепа IV.
В результате чрезвычайного обострения взаимной неприязни царя и жрецов центральных храмов на шестом году своего правления Аменхотеп IV покинул Фивы. Вместе со всеми близкими и двором он переехал в совершенно заново построенный город Ахетатон — «Небосклон Атона», приблизительно в 150 км к северу от Фив. Для сооружения новой столицы была выбрана не заселенная прежде долина, где ранее не существовал какой-нибудь культ, а следовательно, не было старых храмов и их жрецов. Свое имя Аменхотеп изменил на Эхнатон — «Благой для Атона», а имя жены — царицы Нефертити — на Нефер-Нефру-Атон, то есть «Прекрасна красотою Атона». В наши дни возле руин Ахетатона находится арабское селение Эль-Амарна. По его наименованию время правления Аменхотепа IV — Эхна-тона и искусство этих лет часто называют амарнским.
Архитектура. Город Ахетатон, построенный по единому плану в течение пяти лет после религиозной реформы Аменхотепа IV, существовал всего лишь около четверти века. В связи с быстротой его сооружения и недолгой жизнью в архитектуру было привнесено мало нового. Археологические раскопки показали, как четко была организована его центральная часть с улицами, пересекавшимися под прямым углом. В центре города были возведены дворец и дворцовое святилище, главный храм Атона с его складами и жилищами жрецов, административные здания, казармы, а также дома-усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. Ближе к окраинам были расположены дома ремесленников и хижины бедняков. Таким образом, изучение города Ахетатона дало возможность установить характерное размещение построек по социальному признаку, как это было и в Кахуне, городе эпохи Среднего царства.
Новой чертой в храмовой архитектуре Ахетатона было отсутствие в ней многоколонных залов. Так как поклоняться надо было солнцу, сиявшему на небе, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками.
Главный дворец Ахетатона представлял собой прежде небывалый в архитектуре Египта, обширный комплекс из двух частей: приемной, парадной и личной, интимной с садами, дворцовым святилищем Атона и служебными, хозяйственными помещениями. Обе части, каждая из которых была окружена стеной, соединялись висячим крытым переходом, переброшенным через подводившую к дворцу дорогу. Входы во дворец имели форму пилонов. Среди парадных апартаментов торжественным убранством выделялся Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. Необычайно разнообразными были формы и роспись колонн в парадной и жилой частях дворца. Полы же в помещениях для отдыха фараона и его семьи были покрыты многоцветной росписью, которая передавала излюбленные в эпоху XVIII династии изображения бассейнов с лотосами, рыбами, порхающими в зарослях птицами и резвящимися быками, вокруг же фризы из букетов и ваз, а также фигуры пленников — связанных нубийцев и азиатов.
Скульптура. Период Ахетатона был очень кратким: время правления и деятельности самого Аменхотепа IV — Эхна-тона — около двадцати лет. И в эти годы, как и прежде, скульптура играла большую роль в смысловом оформлении дворцов, храмов и гробниц. Однако в связи е изменением официальных норм, на основе необычайного характера требований самого фараона к содержанию и форме изображений сложился особый, самобытный стиль искусства.
Резко своеобразен облик немногих сохранившихся статуй и рельефов самых первых лет правления Аменхотепа IV. Их отличает подчеркнуто конкретная, даже обостренная характеристика индивидуальных черт лиц и фигур царя, царицы и их дочерей, некоторая угловатость, резкость силуэтов и объемов. Чрезвычайно хорошо представляют эту своеобразную изобразительную манеру части колоссальных осирических статуй Аменхотепа IV из храма Фа-Горахте в Карнаке (Каир, Египетский музей), а также рельефы пограничных стел новой столицы из самого города, где изображена царская семья, которую осеняет Атон (Берлин, Государственные музеи).
Постепенно, через несколько лет после переезда Аменхотепа IV — Эхнатона в новую столицу, в круглой пластике и рельефах смягчились силуэты, появились большая успокоенность ритма плоскостей и линий, мягкость в переходах форм.
Все памятники физиономически конкретно, очень определенно воспроизводят тонкие черты аскетичного, одухотворенного лица царя. Отмечены болезненная узость его груди, слабость тонких рук и ног, что особенно бросается в глаза, так как женственные его бедра широки и массивны.
Аналогична передача физических признаков и царицы и маленьких царевен (например, на рельефе домашнего алтаря из Амарны с изображением семьи Эхнатона, Каир, Египетский музей).
Средства же пластического воплощения всех названных черт — выверенные тысячелетней практикой и издревле же канонизированные, то есть узаконенные, остались неизменными. В круглой скульптуре—это равновесие и статика при размещении объемов в пространстве. Таковы общие композиции наиболее ранних осирических изваяний Аменхотепа IV из Карнака, спокойно, фронтально стоящих, а также других фигур — с жертвенником в руках или коленопреклоненных. Традиционно сохранение за спиной многих фигур части блока, например в известняковых статуэтках немолодой Нефертити (Берлин, Государственные музеи) и первого преемника Аменхотепа IV Сменхкара с жертвенником (Каир, Египетский музей).
В рельефах и росписях времени Ахетатона тоже сохраняются многие каноничные черты: сочетание профиля лица с глазом в фас, условная четкая «развернутость» фигур на плоскости, декоративная уплощенная трактовка объемов — отсутствие линейной и воздушной перспективы, а также разномасштабность фигур в одной композиции. При распределении изображений на стенах, как и в течение предыдущих столетий, художники придерживались логической последовательности
развития сюжетов и симметрии их размещения, выделяя специальным линейным обрамлением большие композиции, занимающие целые стены.
Правда, в рельефах и росписях дворцов и гробниц Ахетатона появилось много сюжетов и бытовых деталей, не встречавшихся ранее (например, скульптурный набросок на обломке известняка с изображением юной царевны, поедающей жареную утку, Берлин, Государственные музеи), связанных главным образом с воспеванием любви, согласия, душевной близости между царем, царицей и их детьми. Таков и полный безмятежной радости «Обед царской семьи» — рельеф из гробницы вельможи Хеви в Ахетатоне. К этой же группе произведений принадлежит и рельеф с изображением «Оплакивания умершей царевны» из гробницы в Ахетатоне. Все позы и движения воздетых и заломленных рук приближенных передают их скорбь. Особенно же искреннее, глубокое человеческое горе воплощают фигуры стоящих у ложа мертвой девочки Нефертити и сжавшего ее руку, как бы поддерживающего ее Эхнатона.
Памятники этого периода создавали Талантливые художники фиванских мастерских с чрезвычайно высоким уровнем подготовки, умевшие осуществлять разнообразнейшие творческие задачи. Они были воспитаны в многовековых традициях фиванского искусства, которое ярко расцвело еще до периода Ахетатона — в течение всей XVIII династии. При Аменхотепе IV эти мастера работали сначала в самих Фивах, а затем в Ахетатоне. При раскопках в Ахетатоне было обнаружено несколько скульптурных мастерских, выполнявших статуи и рельефы для храмов, царских дворцов и по частным заказам знатных лиц. В помещении мастерской главного скульптора Тутмоса были открыты наиболее яркие памятники эпохи: парадные бюсты Эхнатона и Нефертити (Зап. Берлин, Шарлоттенбург, музей), незаконченный портрет юной Нефертити из песчаника (Берлин, Государственные музеи), статуэтка Нефертити в немолодом возрасте и портретная голова царевны Меритатон (обе в Берлине, в Государственных музеях). Все эти произведения отличаются чрезвычайно тонким, в физиономическом плане, воплощением образов, строгим отбором черт, наиболее характерных для каждого из изображенных в разные периоды жизни. По глубине индивидуальной характеристики к этой трупне скульптур с полным правом можно отнести и портретную голову матери Чменхотепа IV-царицы Тии -(Берлин, Государственные музеи).
Художественное ремесло нашло в краткий промежуток правления Эхнатона и его первых двух преемников — Сменхкара и Тутанхамона, также очень недолго Царствовавших, необычайно многогранное применение. Стиль произведений этой сферы творчества отличается образной и пластически-цветовой утонченностью и очень большой декоративностью. Наряду с обычной гаммой охристых, зеленых, синих, белых и черных тонов широко применяли оттенки— бирюзово-голубые, беловато-желтые, зеленовато-синие, фиолетовые.
Разнообразнейшие изделия высокопрофессионального художественного ремесла дали раскопки в фиванском некрополе — гробнице фараона Тутанхамона, второго преемника Эхнатона. Кровати и кресла, сундуки и ларцы, кубок и светильник в виде лотосов, жезлы и опахала, сандалии, ожерелья, перстни и другие предметы— все свидетельствует об изысканном ощущении своеобразной красоты каждого материала, будь то дерево, кость/ металл, стекловидный сплав — смальта или полудрагоценные камни (все в Каире, в Египетском музее). Так, очень тонко декоративна золотая портретная маска с мумии фараона с мягко прилепленным, глубоко психологически трактованным лицом и вставками из тёмно-синего лазурита на головном платке, красноватых, оранжевых и бирюзовых самоцветов и смальт — на широком ожерелье (Каир, Египетский музей).
Религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV — Эхнатона была заранее обречена на неудачу, так как остались неизмененными социально-экономическая основа и идеология древнеегипетского общества. В номах сохранились не утратившие там своих богатств и влияния родовая знать и жрецы. Не были физически уничтожены и высшая фиванская знать и жречество, которые люто ненавидели царя-еретика. Темный забитый народ продолжал втайне поклоняться древним богам, не в силах постичь философское своеобразие и суть новой веры. Сократился приток в страну рабов, золота, так как царь, будучи целиком поглощен осуществлением своих внутригосударственных преобразований, не предпринимал военных захватнических походов в Нубию и Сирию, как многие его предшественники в эпоху Среднего и Нового царства. Поэтому реформа не принесла Серьезных материальных преимуществ даже среднему слою рабовладельцев, на которых царь старался опираться. Таким образом, в самых различных кругах свободного населения Египта нарастало недовольство.
Вскоре после смерти Эхнатона в первой четверти 14 в, до н. э., при Тутанхамоне, старая знать и жречество, пойдя на соглашение с новой служилой знатью, полностью восстановили прежние порядки. Тутаяхамон переехал в Фивы, снова ставшие столицей страны. При четвертом же преемнике Эхнатона, царе Харемхебе, реакция особенно усилилась: уже почти полностью безлюдный город Ахетатон был «разметан», его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и самую память о правлении царя — «еретика из Ахетатона».
Однако искусство периода Ахетатона внесло много нового, и в этой области полный возврат к прошлому был уже невозможен. Искусство следующих, XIX и XX династий, развивая традиции всей XVIII династии, наследовало и образную глубину и эстетическую утонченность искусства Ахетатона.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!