![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Практическое занятие №1
Понятие о литературной критике
Задание
1. Выпишите из различных источников (словари, справочники, учебники) определение понятий критика и литературная критика.
2. Определите, как связана критика с литературой и литературоведением. Попробуйте различить главные задачи литературной критики и литературоведения, вникнув в метафорическое определение известного филолога ХХ века А. Белецкого: «Писатель – повар, критик – дегустатор, литературовед – исследователь химического состава пищи, ее реакции на организм и т.д.» С какими еще областями науки и культуры так или иначе связана литературная критика?
3. Дайте письменный развернутый ответ на один из вопросов (по выбору):
А) В черновом наброске задуманной Пушкиным в 1830 году статьи читаем: «Где нет любви к искусству, там нет и критики». Является ли предложенный Пушкиным критерий непременным для литературной критики? Во что, на ваш взгляд, превращается литературная критика без любви к художественной словесности?
Б) Прокомментируйте приведенный ниже отрывок из статьи Пушкина 1830 года «О журнальной критике»:
«Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство, не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных».
4. Задачи литературной критики (см. лекцию).
Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать литературный критик? Что такое критическая этика?
5. Профессиональная, писательская и читательская критика: особенности, стиль, жанры.
На основании следующих отрывков опишите некоторые приметы писательской критики.
А) «…мы здесь не претендуем произнести критический приговор в качестве присяжного критика; решительно уклоняясь от этого, - мы, в качестве любителя. Только высказываем свои размышления тоже по поводу одного из последних представлений «Горя от ума» на сцене. Мы хотим поделиться с читателем этими своими мнениями, или, лучше сказать, сомнениями о том, так ли играется пьеса, то есть с той ли точки зрения смотрят обыкновенно на ее исполнение и сами артисты, и зрители? А заговорив об этом, нельзя не высказать мнений и сомнений и о том, так ли должно понимать самую пьесу, как ее понимают некоторые исполнители и, может быть, зрители. Не хотим опять сказать, что мы считаем наш способ понимания непогрешимым – мы предлагаем его только как один из способов понимания или как одну из точек зрения» (Гончаров И.А. «Мильон терзаний»).
Б) «Некоторые из наших воззрений, быть может, поразят вас… своею необычностью; но в том и состоит особенное преимущество великих поэтических произведений, которым гений их творцов вдохнул неумирающую жизнь, что воззрения на них, как и на жизнь вообще, могут быть бесконечно разнообразны, даже противоречащи – и в то же время одинаково справедливы» (Тургенев И.С. «Гамлет и «Дон Кихот»).
В) «Цельна книжечка Бальмонта; тут – одно дыхание, одно веяние: свет от света. Нельзя разбирать отдельные стихотворения, а в стихотворении – строчки. «Фейные сказки» можно или принять, или отвергнуть без критики. Воистину: давно мы не вдыхали такой ароматной свежести. Мы так устали без ясности. Вот теперь мы отдохнули, и улыбнулись, и задумались.» (А. Белый. Рецензия на сб. К. Бальмонта «Фейные сказки»).
Практическое занятие №2
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 570 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!