Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выявление пространственной композиции



17.1. Приемы выявления. Приемы выявления направлены на создание выразительной компози­ции пространства, на организацию условий более ясного и доступного восприятия зрителем. Приемы вы­явления можно разделить на две группы, которые при создании композиции используются на раз­ных стадиях.

Первая группа приемов выявле­ния пространственной композиции. При построении композиции огра­ниченного пространства применя­ются приемы выявления, основан­ные на использовании основных свойств объемно-пространственной формы: вид, величина, положение в пространстве.

При использовании элементов различной геометрической формы пространственная композиция вы­является посредством сопоставле­ния однотипного или разнохарак­терного очертания поверхности объ­емов: прямолинейной, криволиней­ной, ломаной, сложной.

При использовании величины как свойства формы композиция пространства выявляется посредст­вом сопоставления нюансных и контрастных величин элементов и за счет силуэта, создаваемого ими.

Пространство Вышгорода в Тал­линне, улиц в Сан - Джеминьяно выявляется при зритель­ном сопоставлении архитектурных объемов по величине и при опреде­лении их местоположения в про­странстве, т.е. при возможности осознать, близко или далеко они находятся от зрителя. Это, в свою очередь, дает возможность опреде­лить величину пространства. В приведенных примерах развитие одних объемов по вертикали, дру­гих по горизонтали создают актив­ный силуэт, зрительные планы, ко­торые способствуют более ясному восприятию глубины пространства, выявляют его композицию.

Расположение элементов при построении выявляет пространст­венную композицию следующим образом:

при расположении элементов в единый фронт пространственная композиция выявляется их граня­ми, которые создают отсчет в про­странстве. На примере улиц и пло­щадей различных городов глуби­на пространства подчеркивается и выявляется гранями объемов соору­жений;

Вторая группа приемов выявле­ния пространственной композиции. Выявление пространственной ком­позиции приемами второй группы возможно лишь, когда композиция построена. Выявление на этом уровне связано с разработкой (дета­лизацией) поверхности элементов, организующих пространство: огра­ничивающих по периметру поверх­ности основания и перекрытия (в интерьерах).

Выявление поверхности элемен­тов, организующих пространство, обостряет восприятие пространства.

Таким образом, приемы выявле­ния фронтальной поверхности и объема можно считать приемами выявления пространства на завер­шающей стадии создания простран­ственной композиции.

Приемы выявления формы эле­ментов следующие: членение повер­хности, сопоставленные массы и пространства поверхности.

Членения могут быть различ­ными по характеру, полные, когда они целиком членят элемент в ка­ком-либо направлении; неполные, когда элемент членения частичен

Членения элементов, ограничи­вающих пространство, можно раз­делить:

по направлению: вертикальные, горизонтальные, наклонные

по очертанию: прямолинейные, криволинейные, ломаные, сложные

Например, на площади Делла Мадонна в Лоретто или в центре искусств во Вдузе

Метод перспективного сокраще­ния основан на психофизиологиче­ской способности человека видеть истинные размеры и форму объекта в изменяющихся условиях (рис. 348). Например, перспектив­ное сокращение одинаковых эле­ментов, расположенных в метро­ритмическом порядке, в частности колонн, ограничивающих улицы г. Пальмиры (рис. 349), дают зри­телю отсчет пространства, делают его более ясным для восприятия. Применение метода перспективного сокращения позволяет получить в архитектурном произведении жела­емые эффекты, такие, как иллю­зорное сжатие или удлинение про­странства, увеличение массивности или легкости элементов и т.д.

Метод наложения планов сво­дится к тому, что ’’формы передних планов, расположенных ближе к зрителю, частично заслоняют собой формы, расположенные на последу­ющих планах, возникает так назы­ваемое наложение (формы на фор­му), способствующее выявлению яс­ности взаимного расположения форм по глубинной координате [19, с. 115] (рис. 350). Этот метод осно­ван на способности человека соотне­сти аналогичные • свойства форм, удаленных от него на разные рас­стояния. Происходит сопоставление величины, геометрической формы, массы, цвета, фактуры, освещенно­сти элементов переднего и последу­ющих планов. Например, у зрите­ля, находящегося в пространстве боковой колоннады Казанского со­бора в Санкт-Петербурге (рис. 351) и смотрящего на основной объем сооружения, контраст между зате­ненными, крупными элементами колонн и освещенным куполом, со­здает ощутимую разницу в планах воздушной перспективы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1908 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...