Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм



Сущность композиции.

Творческая деятельность архитекто­ра состоит в организации опреде­ленного пространства для разнооб­разных общественных потребностей как материального, так и духовно­го свойства. В кругу проблем, с ко­торыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художе­ственно выразительного произведе­ния. Композиционное творчество придает деятельности архитектора художественную специфику.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) ху­дожественного произведения, рас­положение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. компози­ция — это единство и целостность формы художественного произведе­ния, обусловленной его содержани­ем. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлени­ях: как живой процесс художест­венного творчества, т.е. решение конкретной композиционной зада­чи, и как ее реализацию.

Единство и целостность — основа композиции. Во всех опреде­лениях композиции постоянно при­сутствует ее основной признак — целостность формы. В свою очередь композиционная деятельность име­ет своей направленностью и конеч­ной целью достижение такого един­ства и целостности.

Началом структурного единства формы может быть ее монолит­ность, внутреннее равновесие ком­понентов. Например, простые не расчлененные на отдельные элемен­ты геометрические формы — шар, куб, конус, цилиндр и т.д. в своей изначальной законченности несут в себе единство.

Архи­тектурная композиция — это це­лостная художественно выразитель­ная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно­-техническим требованиям.

Композиция — это творчество, созидание. Нельзя овладеть компо­зицией, не приобретя собственного опыта в ней. Основные принципы формообразования учащиеся долж­ны испытать в ходе живой самосто­ятельной деятельности.

Таким образом, решающая роль в освоении основ объемно-простран­ственной композиции отводится практическому способу через поста­новку и решение творческих зада­ний.


ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВАХ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

В основе восприятия объем­но-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитек­турным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными.

Основные свойства объемно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса.

К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.

Каждое из этих свойств может изменяться в определенных преде­лах и иметь бесконечное количест­во состояний. При сопоставлении различных состояний свойств воз­можны самые разнообразные их со­четания.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очер­тания условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся фор­мы, образованные параллельно-пер­пендикулярными плоскостями, — куб и параллелепипед

К второй группе относятся фор­мы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные гра ни, — пирамиды, призмы, много гранники

Третья группа включает все те ла вращения и формы, образован ные криволинейными поверхностя ми, — шар, цилиндр, конус, фор мы с параболическими и гипербо лическими поверхностями и т.д

К четвертой группе можно от­нести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криво­линейные поверхности

В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур — кубы и паралле­лепипеды. Это объясняется следую­щими обстоятельствами:

· прямоугольные элементы наибо­лее удобны для организации жиз­ненных процессов и ориентации че­ловека в пространстве;

· прямоугольные элементы легко соединяются в группы;

· внутреннее пространство прямо­угольных элементов нетрудно раз­делить на им подобные пространст­ва меньшего размера;

· вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответ­ствуют наиболее развитой конст­руктивной стоечно-балочной сис­теме.

Формы других стереометриче­ских тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств.

Объемная форма характеризует­ся относительным равенством вели­чин по трем координатам. Наибо­лее типичные объемные формы — куб, шар. В этих фигурах измере­ния по всем трем направлениям равны

Плоскостная форма характери­зуется развитостью по двум коорди­натам при подчиненной третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед

Линейная форма характеризует­ся преобладанием одного какого- либо измерения над двумя другими

При измерении соотношений трех типовых состояний объемно­пространственной формы обнару­живается возможность перехода от объема к плоскости, от плоскости к линии.

Например, предельные состоя­ния формы — куб, квадрат, линия.

4.Положение формы в про­странстве.

Это свойство определяет­ ся по отношению: к осям коорди­нат, к зрителю, к другим формам.

Положение формы по отноше­нию к осям координат определяется наибольшей по площади поверхно­стью формы или доминирующей осью. По положению доминирую­щей оси форма может быть верти­кальной (по оси Н), горизонталь­ной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные (рис. 13). По ориентации наиболь­шей поверхности типовыми поло­жениями формы в пространстве бу­дут фронтальное, профильное или горизонтальное (рис. 14). Положе­ние формы по отношению к зрите­лю или другим формам определяет­ся в горизонтальной и вертикаль­ной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-далыпе, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частно­сти по отношению к горизонту — выше-ниже (рис. 15). По располо­жению между собой формы могут находиться:

на некотором расстоянии; примыкать друг к другу; врезаться друг в друга (рис. 16). Наиболее активное взаиморас­положение в композиции — врезка одного элемента в другой (рис. 16,в). Наиболее пассивное — примыкание (рис. 16,6).

3.Величина формы. Величина формы рассматривается как соотно­шение протяженностей формы по трем координатам, как соотноше­ние двух или более форм между со­бой: (больше-меньше) и по отноше­нию к человеку (рис. 17). Предела­ми ряда форм по величине будут равенство сопоставляемых форм или минимальные размеры одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринима­ются.

2.1. Масса. В физике масса оп­ределяется как количество вещестнствева, из которого состоит тело. В ху­дожественно-композиционном пла­не это свойство (масса) на основе ассоциативного восприятия рас­сматривается как массивность. Массивность — свойство объемно­пространственных форм имеет ряд особенностей:

· с изменением формы по величи­не, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большей по ве­личине форме соответствует боль­шая масса. Следовательно, большая форма воспринимается более мас­сивной

· массивность формы изменяется в зависимости от степени объемно­сти, плоскостности или линеиности ее. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела, куб, шар и другие объемные формы воспринимаются более массивными, чем формы при­ближающиеся по своим пропорци­ям к линейным

· массивность зависит от плотно­сти заполнения формы материа­лом. Одним пределом плотности массы является минимальное за­полнение формы, при котором обес­печивается сохранение этой формы, другим — максимальное заполне­ние формы (монолитная форма)

· на массивность форм влияет ма­териал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дере­ва воспринимаются по-разному. Стеклянный куб засчет своей про­зрачности воспринимается более

5.Понятие об основных свойствах. Фактура. Под фактурой подразумевается характер поверх­ности того слоя художественного произведения, который непосредст­венно воспринимается зрителем. В живописи это характер мазка обра­зующего красочный слой, в скульп­туре — обработка поверхности, в архитектуре — также характер по­верхности. Но исходя из общего оп­ределения объемно-пространствен- ной формы, фактурой можно счи­тать характер поверхности различ­ного масштаба — от шероховатости до степени расчлененности плоско­сти фасада многоэтажн го здания

Фактура в определенной степе­ни характеризует объемно-про­странственную форму и всегда яв­лялась одним из средств художест­венной выразительности. Поучи­тельный пример тому — три изве­стных памятника классической ар­хитектуры, в каждом из которых применен дорический ордер: Пар­фенон в Афинах и храмы в.Песту- ме и Акраганте на юге Италии.

Светотень. Свет обеспечива­ет возможность восприятия зрите­лем объема, поверхности и пространства

История искусства показывает, что свет всегда был важнейшим средством художественной вырази­тельности. Достаточно вспомнить живопись Ботичелли с четкой трак­товкой формы; свет помогает восп­риятию формы и в живописи Ре­мбрандта, главное — световая сре­да, которая заполняет все поле картины.

Аналогию можно видеть, если сравнить предельно ясную трактов­ку формы в архитектуре Египта, Греции и мастеров Ренессанса и певучую ускользающую форму архитектуры мастеров ба­рокко или работы архитектора Гау­ди. Неопределенность фор­мы, отсутствие четких границ эле­ментов формы определяет основную тему: игра светотени и разрушение геометрической определенности в построении формы.

2.2. Цвет. Различают цвет све­та, падающего на объемно-про- странственную форму или хромати­ческую структуру видимого спект­ра, и цвет тела, т.е. собственный цвет формы.

Цвет можно классифицировать по таким категориям:

· цветовой тон;

· насыщенность и яркость (или светлота); видимый спектр в свою очередь состоит из теплой гаммы (желтый — оранжевый — красный цвета и промежуточные состояния) и из холодной гаммы (зеленый — синий — фиолетовый цвета и про­межуточные состояния);

· ряд цветов от хроматических к ахроматическим —например, от красного к белому, от красного к серому или к черному.

Цвета, дающие в сумме ахрома­тический цвет, называются взаим­но дополнительными. Основные взаимно дополнительные пары: красный —зелено-голубой; оранже­вый —голубой; желтый —синий; желто-зеленый —фиолетовый; зеле­ный —пурпурный.

Исходными основными цветами служат три цвета: красный, жел­тый и синий. Смешанные попарно цвета. Сумма трех исходных цветов составляет белый (ахроматический) цвет.

Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, кото­рый может выявить, но может и зрительно деформировать, разру­шить объемно-пространственную форму. Примером разрушения фор­мы может служить военный ка­муфляж.

В архитектуре цвет непосредст­венно связан с основной компози­ционной темой. Достаточно вспом­нить цветовую среду русских хра­мов, создаваемую фресками и дру­гими цветовыми средствами, кото­рые обязательно действуют в согла­совании со световой средой.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3573 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...