Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные теории поведения личности 8 страница



32 Социальный статус и социальная роль личности.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

33 Понятие, структура, виды, этапы социализации.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Теория Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2]Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о сексе или предохранении, чтобы исключить нежелательную беременность, а так же о том, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Содержательно, процесс социализации предполагает:

1) развитие самосознания и мировоззрения у индивида.

2) Усвоение индивидом знаний о структуре общества, роли и значения каждого социального института.

3) Усвоение индивидом доминирующих в обществе ценностей, на основе которых он формирует собственные ценностные ориентации.

4) Усвоение индивидом знаний, умений и навыков, которые позволят ему достичь определенного социального статуса и самореализоваться.

34 Социальное действие, социальный контакт, социальное взаимодействие: соотношение понятий.

Социальный контакт - процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами.

Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, то есть осмысленны и преследуют определенную цель. В этом отношении они отличают действия человека от животных, подчиняющихся инстинкту.

Следует помнить, что эти два условия существования социальных действий должны обязательно присутствовать вместе, то есть социальное действие должно быть направлено или ориентировано на других людей, а также должно быть осмыслено, иметь ярко выраженную цель. Условием возникновения этой цели должна быть потребность в удовлетворении какого-либо стремления или желания индивида.

Социальные взаимодействия

Действия людей в условиях социального окружения всегда связаны с реакциями других людей. Эти реакции являются следствиями предыдущих социальных действий. Все социальные отношения основаны на социальных взаимодействиях. Социальные взаимодействия составляют цепи взаимодействий, которые имеют разную длительность и разное содержание в отношении достижения целей. Каждый индивид может продолжать или прекращать взаимодействия, если позволяет ситуация. Одним из основных видов социальных взаимодействий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодействий.

В социологии считается, что взаимодействия представляют собой безликий вид социальных связей, который первоначально определяет возможность возникновения неравенства, дифференциации общества или социальной группы.

Социальные отношения

Высшим видом по своему значению и сложности являются социальные отношения. Социальные отношения определяются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и содержание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по сравнению с социальными взаимодействиями, они в большей степени осознаются людьми с точки зрения из значения и содержания.

Социальные отношения возникают из взаимодействий на основе потребности индивидов в каких либо ценностях или владении этими ценностями. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют разные оттенки. Любая потребность в ценности, удовлетворение этой потребности или ее блокирование могут привести к целому комплексу социальных отношений. Например, блокирование потребности в достижении определенного статуса могут привести к отношениям зависимости, власти, ненависти, неприязни, патернализма.

Совокупность социальных отношений определяет место человека в социальной среде, оказывает решающее влияние на его поведение.

35 Понятие и структура межличностного и социального доверия.

Доверие - как «уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-нибудь, чем-нибудь»(1) - является основополагающим базисом как межчеловеческих отношений, так и социальных институтов. Без большего или меньшего доверия невозможно совершения ни одного социального действия – идет ли речь о покупке в магазине, переходе улицы, воспитании ребенка, голосовании за какую-либо партию, заключении какого-либо контракта и т.д. Интерес к теме доверия обостряется в периоды бурных социальных потрясений и переходов тех или иных обществ к очередной исторической стадии, когда недоверие к политическому режиму со стороны широких слоев населения и оппозиционных партий становится ресурсом и катализатором трансформации общества. Но и в относительно стабильных обществах эта тема является популярной (2) в силу тех надежд, которые возлагаются на доверие при прогнозировании экономического роста и сохранении социальной стабильности. Однако при рассмотрении многочисленных исследований доверия (экономического, политического, социального) возникают некоторые вопросы относительно их методологии. В этих исследованиях в тех или иных вариациях воспроизводится вопрос «доверяете ли Вы…?», что предполагает одинаковое понимание доверия у респондентов, социологов и заказчиков. Но если у многих из респондентов отсутствует представление о то, что такое доверие, нет ясного осознания своих собственных предпочтений, то тогда результаты исследования начинают казаться несколько натянутыми. Не спасает положения (а скорее запутывает его) и деление вопросов по шкале доверие-недоверие или градация доверия по степени (доверяете полностью, не совсем и т.д.). Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как стремление респондентов выступить в ходе опроса в качестве эксперта (3). Таким образом, кажущая очевидность и простота данного феномена скрывает целый ряд аспектов и проблем, о которых ниже и пойдет речь.

1. Межличностное доверие

Если рассматривать структуру межличностного доверия, то ее можно, в качестве первого шага, выстроить по системе эквивалентного обмена: индивид А ожидает от индивида Б, что последний поступит в соответствии с определенными правилами (нормами, традицией и т.д.) и тем самым его действия будут соответствовать ожиданиям индивида А.

Из этой схемы, опирающейся прежде всего на экономические и юридические практики взаимодействия социальных индивидов, вытекают следующие выводы, необходимые для описания и анализа ситуации:

1.1. Для процесса доверия необходимо как минимум две стороны. При этом важен момент взаимности не только как условие взаимодействие, но и как предпосылка возникновения доверия. Такая взаимность означает определенное позиционирование взаимодействующих индивидов. Как описать ожидания индивида А, когда он доверяет индивиду Б? Здесь, в частности, можно говорить о чувстве субъективной уверенности индивида А относительно индивида Б (информации, полученной от Б, его будущих действиях и т.д.). В свою очередь, индивид Б – «человек, которому можно доверять», характеризуется как «надежный», т.е. ответственный, способный сдержать свое слово и обещание, не желающий причинить какой-либо материальный и моральный вред партнеру и т.д.(4)

1.2. Поскольку любое взаимодействие как обмен предполагает некий временной промежуток между действиями индивидов (исключая вариант одновременного «из рук в руки»), то появляется фактор времени, влияющий так или иначе на это взаимодействие. Поскольку один индивид действует первым, а затем ожидает ответного действия партнера, то действия инициатора содержат некий кредит доверия в возникающей временной паузе, разрыве между действиями. Так возникает ряд аспектов, связанных с временным фактором.

Прежде всего, доверие важно для повторяющегося взаимодействия – ведь если акт обмена однократный, то нет нужды в выстраивании сетки отношений с партнером. Поэтому повторяемость становится одним из императивных условий доверия – тот, кто хочет и дальше взаимодействовать, должен выстроить или придерживаться определенных правил. Из этого обстоятельства вытекает также такая важная черта доверия, как направленность в будущее – ведь кредит по отношению к партнеру выдается для достижения цели, т.е. будущего желательного положения дел. Но ведь решение о доверии кому-либо или чему-либо основывается на предшествующем опыте и тем самым означает связывание прошлого и будущего. Тем самым – явно или неявно - постулируется непрерывность социального взаимодействия. Таким образом, существования феномена доверия вводит историчность как характеристику отдельных индивидов и систем их взаимодействия. Напротив, возникновение недоверия означает разрыв и прерывание определенной традиции, ситуативное («здесь и теперь»), а не прецедентное определение ситуации. В этом аспекте оказывается эвристичной типология социального действия М. Вебера, и, прежде всего, выделение целерационального и ценностно-рационального действия. Если целерациональное действие – это каждый раз сознательное определение целей и средств, отказ от опоры на предшествующий опыт, то именно оно может стать выражением состояния недоверия. И наоборот, ценостно-рациональное действие с верой в незыблемую ценность какого-либо поведения, становится формой выражения доверия (5).

Далее, этот временной разрыв означает существование определенного риска при совершении данного действия, т.е. несовпадения ожидания с результатом - ведь партнер может поступить вовсе не так, как от него ожидали.. Но эта логика выводит на проблему определения характера ожидания: действующий индивид ожидает чего-либо только от данного партнера или это его общая установка по отношению ко всем людям и обществу? Другими словами, являются ли ожидания генерализованными или же они конкретизированы специально для данной ситуации? И если индивид допускает, что его ожидания могут не сбыться, то это проявление рефлексии по поводу прошлого опыта, готовность к разочарованию понимание неоднозначности происходящих процессов и вместе с тем надежда на то, что в данной ситуации все может произойти так, как это желательно. Так феномен доверия оказывается тесно связанным с феноменом надежды и если идеология и психология надежды культивируются в данной группе или обществе, то тем самым создаются и определенные предпосылки для возникновения доверия. Кроме того, доверие выполняет здесь - явно или неявно- мировоззренческую функцию, формируя определенное отношение к социальной реальности и оценку собственной позиции как стабильной, гармоничной и т.д.

Данная постановка вопроса позволяет уже ввести культурно-антропологический фактор культуры для более глубокого анализа и отказаться от диадической робинзонады. Одна из наиболее интересных попыток укоренения доверия в структуре человеческого существования предпринята Э. Эриксоном, который говорит о феномене «пра-доверия»: «Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности является чувство базисного доверия - формирующаяся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к себе и миру»(6). Однако если эта и подобные ей характеристики вполне достаточны при анализе доверия в таких сферах человеческого взаимодействия как дружба, любовь, семья, то при анализе доверия в экономической и политической сферах жизни общества возникают некоторые вопросы: возможно ли формирование доверия как длительно функционирующего феномена и каковы предпосылки его существования как определенного социального института? Если окружающий мир воспринимается индивидом или группой индивидов как враждебный, то откуда может взяться доверие?

2. Дедуктивно-системное доверие

В процессе возникновения или разрушения доверия всегда участвуют, как уже было сказано, минимум две стороны. Каждая из них может выступать не только в качестве отдельного индивида, но и группы (общества, культуры). Таким образом, если взаимодействуют два индивида, то мы имеем дело с межличностным доверием. Когда же в роли одной из взаимодействующих сторон оказываются социальные группы (хозяйственные организации, политические партии и т.д.), культурные ценности, нормы поведения, то речь должна идти уже о доверии к системе, культуре, т.е. о социетальных характеристиках доверия.

Первое, что отличает межличностное и системное доверие – это индуктивный или дедуктивный характер доверия как предпосылки или результата взаимодействия. Межличностное общение требует повторяющихся контактов «лицом к лицу» и именно в ходе его возникает доверие, распространяемое затем на остальных индивидов, которые прямо не были вовлечены в процесс взаимодействия и на отношение к различным сферам жизни общества. Напротив, в современной повседневной жизни мы часто встречаемся с ситуацией, когда мы не знаем лично того человека, от которого зависит наша жизнь и будущее. Это касается как поездки на общественном транспорте (автобусе, поезде, самолете и пр.), так и работы в какой-либо экономической или политической организации. Общение в „гемайншафте“, т.е узком круге(кружке, союзе) хорошо знакомых людей заменяется опосредованным взаимодействием. В результате индивиды «делегируют» свое доверие водителю, руководителю, президенту (7). В процессе экономической и политической деятельности индивиды вынуждены были доверять и в настоящее время доверяют экспертам (жрецам, партийным секретарям, экстрасенсам, системным аналитикам и пр.) в различных областях знания и тем принципам, которыми руководствуются последние. Так возникает необходимость априорно-дедуктивного доверия или, как формулирует это А.Гидденс, доверия к абстрактным системам (8), которым пронизано все современное общество.

Во-вторых, учет множество социальных ролей и статусов, которые имеет индивид, заставляет признать наличие социальной неопределенности и анонимности, которая была зафиксирована известным немецким социологом Н. Луманом в онтологической категории «комплексности»(9). При этом, согласно Луману, эта комплексность касается не только настоящего, но и будущего. Будущее всегда содержит значительно больше возможностей, чем их может быть реализовано. И эта многозначность и неопределенность будущего может быть снята доверием как определенной формой редукции этой комплексности (10).Как оценить эту редукцию?Ведь, с одной стороны, этоопределенное упрощение ситуации и сведение многозначности к определенным, уже известным смыслам, и, значит, некий риск неправильной оценки. Но ведь ожидание может оправдаться – и тогда можно говорить, что эта редукция выполняет определенную познавательную функцию. С другой стороны, доверие делает индивида свободным в его поле действий (и это уже прагматическая функция) – ведь он, в отличие от ситуации недоверия, уже не берет на себя бремя просчитывания ситуации, а также ответственности за принятие решения – он переадресует это другому индивиду и может обратиться к изучению других целей и возможностей своего действия и действий других. Видимо, исходя из такого рода обстоятельств, немецкий философ О.Больнов считал, что доверие - это ключ к решению проблемы экзистенциализма, выработка доверия к жизни или бытию создает перспективы выхода из кризиса современности (11). Это, в частности означает необходимости развертывания спирали доверия: доверие может начинаться с доверия к себе самому, т.е. своим собственным ожиданиям и прогнозам, затем переноситься на партнера, после этого возвращаться обратно к индивиду и наоборот, доверие к другому (чужому) может укреплять доверие к самому себе. В таком аспекте доверие выполняет коммуникативную функцию, способствуя поддержанию и развитию социального взаимодействия. Эти процедуры хорошо заметны в практиках социализации, в религиозных ритуалах и политических акциях. Соответственно, в любом обществе в тех или иных культурно-исторических формах возникает и существует определенная культура доверия (12). Это означает, что повторяемость определенных действий как ответ на некую потребность в соответствии с определенными нормами и правилами позволяет говорить о доверии как о некоем универсальном социальном институте, который существовал всегда, но только в последние десятилетия стал предметом усиленного анализа со стороны социальных теоретиков. Казалось бы, изложенные розовые картины эффективности межличностного и системного доверия должны обладать имманентной принудительной силой, однако ихрасхождение с реальной социальной практикой постсоветского общества настолько велико, что заставляет обратиться к краткому анализу последнего.

36 Социальная норма и отклоняющееся поведение.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквент-ное поведение.

37 Сущность и механизмы социального контроля.

Социальный контроль - совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества,которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям.

Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций).

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:

регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход выполнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каждом этапе. Если надзор практикуется в масштабе государства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только поступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граждан.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный.Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества - государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль - это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения - первичной группы.

Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию.

Социальный контроль через групповое давление осуществляется путем осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или мировоззрение которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. В зависимости от степени нарушения отдельными индивидуумами общеустановленных в данной группе норм, групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется по-разному еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, но которого осуществляется давление, а также от характеристик группы.

Социальный контроль через принуждение – социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...