Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные теории поведения личности 6 страница



Маргинальный статус – позиция промежуточности, неопределенности в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей, культур, вступающих с ними в противоречия, будучи не принятым ни одной из них как полноправный член.

Маргинальная личность – комплекс психологических черт, характеризуют человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отяг-ченной противоречиями социально – ролевого конфликта.

Маргинальная группа – группа в обществе, объединяемая общими критериями, ха-рактеризующими ее окраинное или переходное положение (этнические, территориаль-ные, профессиональные, рассовые и др.)

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; био-маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящиеся в процессе незавершенного социального переме-щения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколения-ми; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемою «новые бедные»; религиозные маргиналы — стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако-нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Появление новых маргинальных групп связывают со структурными изменениями в постиндустриальных обществах и массовой нисходящей соц. мобильностью гетероген-ных групп специалистов, теряющих свои рабочие места, профессиональные позиции, статус, условия жизни.

22 вопрос: Понятия социального института. Функции социального института.

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

• Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты — это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества»[21]

• Неформальные институты — это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.[22]

Функции института:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.

2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

23 Формальные и неформальные социальные институты.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные.

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений.

Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

* экономические институты- банки, производственные учреждения;

* политические институты- парламент, милиция, правительство;

* воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Неформальные институты - спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам - рокеры, "дедовщина" в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. "Зеленые"), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

24 Институционализация: содержание, этапы и результаты.

Институализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, привидения их в систему, ориентированную на удовлетворение некоторых важнейших общественных потребностей

Социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества, называются социальными институтами. Социальные институты являются необходимыми предпосылками социальной стабильности и устойчивости общественного развития.

Становление социальных институтов – сложный и многоплановый процесс, называемый в социологии процессом институализации. Не все социальные явления в своем развитии превращаются в социальные институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами и социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы. Кроме того, процесс институализации отражает исторический процесс: в различные периоды истории на первый план могут выходить разные общественные потребности, что непосредственно отражается особенно на содержательной части социальных институтов. В процессе институализации происходит упорядочение хаотических социальных отношений, придание им смысла, содержания и определенной социальной направленности на выполнение необходимых и значимых для общества социальных функций.

Необходимо отметить, что процесс институализации – есть процесс возникновения нового согласно исторически сложившимся потребностям общества.

Формализуя процесс институализации, ученые выделяют несколько этапов, внутренне присущих становлению социальных институтов:

1.) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2.) Формирование общих целей;

3.) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4.) Появление процедур, связанными с нормами и правилами;

5.) Институализация норм и правил, процедур, т.е. принятие, практическое применение;

6.) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7.) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итогом процесса институализации принято считать установление четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Институционализация – это также и процесс поиска компромиссов и достижения согласия между различными социальными группами.

25 Основные социальные институты: семья, религия, образование.

Семья

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. вкл: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь

Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Священное(сакральное) – это то, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение.

Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,- вещь мирская, но она становится священной для православных как Тело Господне, когда освящается во время литургии.

Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты.

В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто обнаруживаются две формы религии – тотемизм и анимизм. Тотемизм –поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой. Разновидностью тотема является талисман. Анимизм – это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм - вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма – веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом).

Под образованием понимается устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей.

Не всегда образование существовало как отдельный социальный институт. Например, его не было в примитивном обществе, где вовсе отсутствовали школы.

А впервые этот институт появился в доиндустриаль-ном обществе. Только после Великой французской революции в индустриальных обществах образование стало отдельным социальным институтом и перестало быть элитарным и приобретшим массовый, демократический, доступный для многих характер.

Так как образование является социальной системой, которая имеет свою структуру, то в качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности, это педагоги и учащиеся, учебный процесс как вид социально-культурной деятельности.

Внутри системы образования находится человек, на него воздействует нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие. Это можно объяснить тем, что ведущей функцией образования является гуманистическая функция.

Понятие социализации как функции образования представляет собой включение растущего человека в общество, и сегодня оно расширено до уровня и включения личности в мировоззрение пространства.

Еще одной из важнейших функций образования является функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, сохранения устойчивости социальной структуры общества.

Пока общество стабильно и защищено, воспроизводство его удовлетворяет большую часть населения, тогда содержанием образования являются нормы и ценности данного общества.

Регулятивная функция образования заключается в функционировании социальных институтов и обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества с помощью создания шаблонов поведения. В результате этого поведение человека становится предсказуемым, человек ожидает и знает, чего ждать от окружающих его людей.

Интегративная функция образования заключается в сплочении между собой социальных групп, которое происходит под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей. В обществе все больше встречается функция активизации социальных перемещений, это связано с тем, что в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием.

Функции института образования делятся:

– на открытые – задачи освоения знаний, навыков, социализации;

– латентные – воспроизводство социального неравенства.

Еще одна функция, которую выполняет образование, – это социальная селекция. Эта функция характеризуется получением каждой личностью своего образования, которое является неодинаковым для всего населения. Следствием этого являются сертификация установленных образцов, занятие соответствующих мест на производстве, разделение труда и т. д.

Социальная структура образования выступает как формирование способностей личности быть мобильной, динамичной, обретающей устройство, главным образом не в опоре на традиции, а в динамическом развитии и самореализации.

26 Понятие и типы этносов.

Этнос (этническая общность)

(от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.

Непременными условиями возникновения Э. являются общность территории, языка и единство психического склада, а его характерными чертами считаются:

1) самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом);

2) территориальная целостность как условие формирования и существования Э.;

3) наличие антропологических (расовых) признаков;

4) проявление особенностей культуры (материальной культуры - орудия труда, жилье, одежда и т. д.; духовной культуры - система образования, наука, литература, искусство и т. п.).

Формирование Э. обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения Э. не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. Поэтому в отечественной науке делается различие между понятиями Э. в узком смысле слова (называемого этникосом) и этносоциального организма. К единому этникосу относятся все группы данного Э., где бы они ни проживали. Этносоциальный же организм обязательно сопряжен с государством.

К признакам, выражающим системные свойства существующего Э. и отделяющим его от другого этноса, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие самосознания, т. е. Э. является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других общностей.

В отечественной науке принято делить Э. на три стадиальных типа. К самому раннему типу относятся племена, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип Э. - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями. Третий тип Э. - нация возникает с развитием капиталистических отношений и интенсификацией экономических связей. Однако подобное трехчленное деление Э. не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей.

27 Нации и национализм.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

Политическая нация

Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения[2].

Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». Имеется в виду, конечно, не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.

Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчеркивают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).

Этнонация

Этнонация (теория социобиологического примордиализма нации) понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» (Volksgeist) в рамках немецкого «народнического» (volkisch) и расистского, ариосософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма). Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

В смычке национализма и расизма в Германии, как ни странно, решающую роль сыграли языковедческие исследования, у истоков которых также стояли националисты-романтики, такие как Якоб Гримм. Ими было обнаружено сходство между современными европейскими языками и санскритом, на основе чего было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям (языки-прародители и языки-потомки). Как видим, из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи говорящих на них народов, в частности из постулирования существования индоевропейской семьи языков был сделан вывод о биологическом происхождении всех европейских народов, и прежде всего немцев, от праиндоевропейцев, мифических древних «арийцев», которые наделялись идеализированными чертами.

Начиная с 1950-х годов ХХ века теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, — и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…». Речь идет о том, что исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно — в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже — в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке — ХХ веке, так что весьма проблематично возводить их к какому-либо одному этносу, более высокой ступенью развития которого якобы является данная нация. Например, французская нация образовалась в эпоху Просвещения и Великой французской революции в результате соединения различных по культуре народов — гасконцев, бургундцев, бретонцев и т. д. Многие из них продолжали существовать еще в XIX и XX веках, так до конца и не «офранцузившись». В связи с этим сомнительно выглядит выражение типа: «французская культура XII века». Более того, после распада колониальной системы в 1950 — 1960-е годы, в Азии и Африке стремительно стали образовываться новые нации, включающие в себя самые разнообразные этнические группы. И это при том, что еще несколько десятилетий назад народы Африки, которые впоследствии вошли в те или иные нации, даже не имели представления о такой общности как нация и национальность, их вместе с представлениями о национальном государстве и идеологии национализма им принесли колонизаторы-европейцы.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу]. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...