Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек и его потребности 8 страница



По данным сравнительного исследования бюджетов свободного времени жителей малых городов различных стран, было установлено, что жители гор. Пскова в 1970 г. затрачивали в 7 раз больше свободного времени на самообразование, чем жители американского города Джексона и западногерманского города Оснабрюка.

Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Он включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физкультурой и спортом.

Здоровый образ жизни - залог формирования и удовлетворения разумных потребностей. Уклонение от здорового образа жизни - увлечение алкоголем, участие в сомнительных антиобщественных группировках - вытесняет из образа жизни накопленный потенциал гуманного развития, укрепляет в нем приоритет неразумных потребностей, ведет, в конечном счете, к деградации личности.

Во введении мы говорили о человеке-потребителе как типе человека западных стран XX века: каковы основные признаки образа жизни, формирующего человека-потребителя? Образцом для характеристики потребительского образа жизни может служить американский образ жизни, яркими красками нарисованного прогрессивным американским публицистом Майклом Девидовым и американским философом-марксистом Г. Парсонсом. Попытка выдать желаемое за действительное, бессмысленное поклонение культу вещей при отсутствии действительно прочных и надежных перспектив и вдохновляющих духовных устремлений - таково содержание американского образа жизни отражается в кривом зеркале моды. Как форма потребления чего угодно: кока-колы, сигарет, причесок, бестселлеров, секса, манеры общения -мода становится самоцелью американского образа жизни, средством коммерческой рекламы ежедневно обрушивается на обывателя, экспортируется в страны Латинской Америки, Африки, Европы и Азии.

Воспитав в значительной части американцев дух потребительства, навязчивая реклама добивается того, чтобы убедить их в причастности "к обществу изобилия" и завербовать их в ряды сторонников американского образа жизни. Иллюзорный мир "общества изобилия", созданный рекламой и доступный лишь незначительной части "власть имущих", способствует формированию "сознания удовлетворенности" и ни в коем случае не отражает того реального американского образа жизни, которым живут подавляющее большинство простых американцев.

"В этой стране, достигшей высокого уровня технического прогресса, - говорил на XV Всемирном философском конгрессе в Варне американский философ Г. Парсонс, - 40% населения живет в лишениях и бедности, в 1966 г. 8 млн. детей не посещали школы, 8 млн. человек регулярно употребляют марихуану и другие наркотики, 18 млн. алкоголиков. Растет сексуальная распущенность, преступность, полиция и государственные учреждения заражены коррупцией... Дегуманизация затронула межличностные отношения, спорт, сферу досуга. Чувство всеобщего отчуждения, враждебности, одиночества, скуки и беспомощности господствует во всех сферах жизни американского общества, в литературе и искусстве. Бандит, проститутка, киллер или аферист - самые "модные" герои большой прессы, книг, фильмов, телепередач, и такое положение в реальном образе жизни не только в США.

В этом свете представляется парадоксальным и недоступным разумному объяснению тот факт, что у московского посольства в США бесконечна очередь желающих выехать на постоянное место жительства в США. Приходит на память народная пословица: крысы бегут с тонущего корабля. Именно крысы, но уже в человеческом облике. Главные причины этого явления, на наш взгляд, -образование в душах людей чувства духовной пустоты, когда внешняя "вещная" сторона жизни превалирует над внутренней, духовной, и человек становится заложником потребительской психологии.

Убийственную характеристику американского образа жизни, а также некоторых русских "попугаев", восторгающихся прелестями капиталистического "рая", дает проживающий несколько лет в США русский (советский) публицист Константин Ковалев. Приведем одно его высказывание о пресмыкательстве новых русских. "Подражание Америке и пресмыкательство перед всем американским у наших верхов огромные. Этим российские верхи страдали и двести лет назад, когда с трудом владея родным языком с блеском картаво изъяснялись и писали по-французски, носили французские одежды, следовали французскому образу жизни и прочие, и прочие, в то время как теперь все большее количество российских "мишек" появляясь на экране, лопочут по-английски с американским акцентом, проявляя при этом во всем американские замашки".92

Варварская агрессия НАТО во главе с США против суверенной Югославии вносит отрезвление в головы тех людей, которые еще и сегодня слепо верят в превосходство американского образа жизни и вынашивают иллюзии переселения в его лоно.

Глава 6. Формирование потребностей 1. Формирование потребностей в условиях научно-технического прогресса

Техника, по определению Маркса, есть "овеществленная сила знания".93 Из этого определения вытекает, что неовеществленные знания, равно как и органы человеческого тела (ноги, руки, голова и т. д.) являются неотчуждаемыми силами человека, а, следовательно, определенностью техники не обладают.

Человеческий разум, используя материалы природы, превращает их в орудия труда, в средства транспорта, в оружия для обороны и завоевательных войн, в медицинские инструменты, в средства спорта и развлечений. История человеческого общества и общественный прогресс хорошо просматривается в прогрессе техники - от каменного топора до современного компьютера и космических кораблей. Они есть предметное воплощение технического прогресса.

Техника - это, прежде всего, средство человеческой деятельности. Как таковая она используется для осуществления тех целей, которые ставят перед собой отдельные индивиды, группы людей, нации или государства, следовательно, техника не создается ради техники, она всегда была, есть и будет средством для достижения какой-либо цели. Вне функционирования в качестве средства техника перестает быть сама собой, превращается в металлолом, в мусор.

В истории общества техника играла роль двуликого Януса. В зависимости от того, в чьих руках она находится, она может служить как умножению добра, так и распространению зла: углублению экологического кризиса, укреплению власти антинародных режимов, распространению болезней. Техника освобождает человека от изнурительного физического труда и, вместе с тем, порождает безработицу, она представляет высокоскоростные средства транспорта и, вместе с тем, чревата все более губительными транспортными катастрофами (пример, катастрофа весной 1998 г. пассажирского поезда в Германии, двигающимся со скоростью 200 км в час, в которой погибло около 200 человек и следствием которой было решение германского правительства об ограничении скорости движения поездов до 100 км в час). Техника способствует усвоению новых сфер природных ресурсов, она же приближает час экологической катастрофы. Перечень противоречивых, взаимоисключающих последствий технического прогресса можно продолжить. Все они подчеркивают мысль, что техника может служить как гуманным, так и антигуманным целям. Названная двуликость техники порождает неоднозначное отношение к техническому прогрессу на всем протяжении истории.

Еще в античной цивилизации существовало двойственное отношение к технике.

Если Геродот с радостью и восхищением описывает такие изумительные творения технического искусства как Афонский перешеек, мост через Геллоспонт, водопровод на Самосе, если Эсхил в своем "Прометее" объясняет фундаментальную человеческую миссию техники, то уже Софокл дает обоснованное доказательство опасной природы техники в знаменитом хорале из "Антигоны". Он говорит об ужасности человека, которая привела его к технике, о той чудовищной разрушительной силе, которую дала человеку техника. Так как человек с изобретением техники получил в свои руки неожиданное интеллектуальное средство, он находится на перепутье между добром и злом.94

Многие древние мыслители, например, Платон и Сократ, ставили созерцательное нравственно-эстетическое отношение к природе выше практического технического мышления. Они считали изобретателей орудий личностями низкопробного интеллекта. Техницизм как синоним прагматизма не довлел над умами древних греков.

Сами авторы технических изобретений (например, Архимед) считали необходимым пояснять, что они занимаются исследованиями отнюдь не для практических нужд, а ради развлечений. И мифологический Прометей - символ преобразования мира - не был человеческим существом и в силу этого переносил техническое творчество в царство божеских даров, которые человек всего лишь "находит".

Современная эпоха полна пессимистических предсказаний о последствиях научно-технического прогресса. Так, XV Всемирный конгресс по философии (1973 г.), посвященный проблеме "человек и техника" выразил полярность взглядов философов на эту тему. Западные философы, представлявшие страны с передовыми технологиями, относились к технике критически, отмечали ее дегуманизирующее влияние на человека, называли Маркса технократом за его высказывания о ведущей роли техники в структуре производительных сил.

Английский социолог Клитер предсказывал такое будущее, когда компьютеры и роботы вытеснят человека из всех сфер жизни и будут танцевать канкан на могиле последнего человека, упрекая его в том, насколько он был глуп, создав думающие машины.

С другой стороны, философы из Индии, Пакистана, Афганистана видели причину всех бедствий народов их стран в недостаточном развитии техники.

Более широкое по сравнение с техникой понятие технологии. Оно определяется на основе системного подхода и способствует уяснению места человека в непосредственном процессе производства.

Технология - это процесс производства, рассматриваемый с точки зрения активного осуществления целевой установки с оптимальным использованием средств труда (технических м человеческих), научных достижений, методов управления производством и контроля за качеством продукции.

Гуманизация технологических процессов означает не что иное, как перенесение на технологию модели функционирования человеческого организма, человеческой деятельности. Другим полюсом взаимодействия человека и техники в технологии является технизация человека, т. е. превращение органов человека и актов его деятельности, его интеллектуального потенциала в одно из средств (факторов), в инструмент достижения технической цели. Это, несомненно, дегуманизирующий признак технологии, так как он резко снижает возможности самореализации человека, его духовных и нравственных качеств, т. е. всего того, что подходит под емкое определение личности.

Создавая материальные ценности для общества, человек обесценивается, превращаясь в простую функцию технологического процесса.

Существует два способа устранения названного здесь дегуманизирующего признака технологического процесса. Первый, компенсирующий способ. Он состоит в том, чтобы компенсировать техническое отчуждение в процессе производства хорошей зарплатой и созданием условий для всестороннего развития личности за пределами производства. Человек из положения в себя бытия переходит в положение для себя бытия.

Второй способ состоит в гуманизации технологического процесса, в создании таких условий на производстве, чтобы и в технологическом процессе человек смог реализовать свои личностные и гражданские качества. Этот, второй, способ более трудный, он и должен быть предметом пристального внимания технического образования, его гуманизации.

Попытаемся сформулировать некоторые философские подходы к решению этой проблемы.

В различных формах человеческой деятельности преобладают различные, присущие этим видам деятельности, виды мышления, различные уровни человеческого разума. Основные уровни: аналитический разум, синтетический разум, диалектический разум.

"Технология есть кульминация аналитического разума, а компьютеры есть высший пример аналитического разума в действии. И чем больше прогресс компьютерной техники, тем больше опасности превращения аналитического разума в единственный способ мышления и технологизации всего человеческого разума" (Д. Джордж. США).

Подготовка инженерных кадров опирается на приоритетное развитие аналитического мышления. Это - аксиома технического образования. Опасность дегуманизации инженера, подготовки бесчеловечного инженера состоит не в отрицании этой аксиомы. Дегуманизация начинается там, где аналитический разум рассматривается не только как превалирующий, но и как единственный способ мышления будущего специалиста. Когда аналитический разум не ограничивается сферой технологии, но осуществляет свою экспансию на все другие сферы жизнедеятельности человека: культуру, духовную и нравственную жизнь общества.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней пребывания студента в вузе ориентировать на преодоление одностороннего представления на свою будущую техническую специальность. Надо, чтобы будущий технический специалист ориентировался на усвоение целого комплекса гуманитарных знаний, чтобы он формировал себя, прежде всего, как человек, а затем - как инженер. Именно так ориентированы многие технологические вузы западных стран, отводя на изучение гуманитарных дисциплин до 50% учебного времени.

Надо также учесть то обстоятельство, что не все проблемы, изучаемые техническими науками, являются чисто технологическими. Это и человеческие проблемы. Поэтому в программу технических дисциплин должны быть включены вопросы истории науки и техники, социальные и культурные предпосылки развития той или иной технической науки, место и значение той или иной конкретной науки "на карте знаний". Надо показать, что доминирование аналитического разума исторически ведет к радикальному атомизму, в котором все части разделены, независимы, дискурсивные.

Синтетический разум есть черта разума или черта разумного человека, форсирующая целостное мышление, систему или всеобщность. Этот тип разума, который рассматривает все элементы структуры в их взаимосвязи в рамках системы. Синтетический разум формирует модель универсального единства.

Синтетический разум формирует общечеловеческую позицию будущего специалиста. Это достигается преподаванием гуманитарных дисциплин: истории, культуры, политологии, эстетики, этики, языкознания, социологии. Функциональное назначение этого ряда дисциплин состоит в формировании образа личности в обществе, государстве, в усвоении системы социальных коммуникаций.

Формирование и развитие синтетического мышления будущих специалистов вполне подходит под название гуманитаризации технического образования. Из перечисленных дисциплин названного цикла наибольшей возможностью для формирования личности технического специалиста обладают: социология, эстетика, этика, языкознание. Но поскольку все эти дисциплины формируют преимущественно поведенческую (социальную) сторону личности специалиста и не вникают в деятельностную (профессиональную) сущность личности, они не могут претендовать на приоритетную роль в процессе гуманизации технического образования. Диалектический разум цементирует связь между первыми двумя уровнями мышления. Это тот аспект разума, который сдерживает нас от чувства полного удовлетворения от результатов наших аналитических и синтетических достижений. Это движение от одной перспективы к другой, от одной точки зрения к другой, гарантия от односторонности и закостенения. Это гибкость ума, побуждающая к смене методов, к плюрализму подходов, к поиску средств выхода из тупиковых ситуаций технического творчества. Это чувство того, что проделанный анализ не следует воспринимать за конец поиска, а синтез никогда не бывает полным.

Диалектическое мышление - масштабное, стратегическое. Первостепенная роль в решении этой задачи при подготовке инженеров отводится философии. Это достигается в органическом единстве мировоззренческой и методологической подготовки. Существенную роль в этом деле могла бы сыграть организация совместно с техническими кафедрами деловых игр, включающих решение экологических проблем будущими инженерами.

В этом свете мне представляется, что подлинная, а не мнимая гуманизация технического образования состоит в воспитании у будущего специалиста стремления и способностей к всесторонней реализации своей деятельной сущности во всех сферах общественной жизни на базе высокой профессиональной подготовки.

Итак, какие новые потребности формирует современный научно-технический прогресс, какие из старых потребностей он нивелирует или модернизирует с учетом современности? Учитывая виртуальную природу потребностей, их консерватизм и избирательность, их выборы разными людьми, следует сразу предупредить: нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Речь идет о тенденции, увлекающей большую часть людей в соответствие с реалиями новых технических усовершенствований, но не охватывающих всех без исключения граждан.

Наиболее общая потребность, формируемая техническим прогрессом и овладевающая большими слоями населения - это потребность в комфорте в широком смысле этого слова: в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций.

Особо следует сказать о разумности и условиях формирования потребностей комфорта.

Во-первых, о средствах транспорта. Вряд ли можно считать разумной потребностью в высокоскоростных средствах передвижения. Эта потребность формируется собственниками крупных капиталов, ищущих способы вложения этих капиталов. Пример: строительство высокоскоростной ж/д от Петербурга од Москвы. Вряд ли эта потребность (доехать до Петербурга за 3 часа) овладеет большим количеством населения. Значительно удобнее ехать до Петербурга 7 часов: вечером сесть в поезд, а утром прибыть в Петербург. Кроме того, существует ряд других проблем: экологические, экономические и др., которые создают ситуацию нецелесообразности строительства этой дороги.

И вообще, высокоскоростной транспорт (поезда, автомобили, самолеты) более чреват катастрофами и тяжелыми последствиями этих катастроф. Мы называли пример катастрофы высокоскоростного пассажирского поезда под Ганновером в 1998 году, в результате которой погибли 200 человек и вызвавшее распоряжение правительства об ограничении скоростей на железной дороге до 100 км/час.

Во-вторых, о новых средствах связи и коммуникаций: сотовые телефоны, Интернет. Эти средства связи приемлемы для ограниченного числа людей правоохранительные органы, торговле и др. Во многих других случаях использование сотовых телефонов приносит вред обществу: киллеры, воры, преступные сообщества. В прессе отмечалось о недовольстве людей, посещающих театры, когда некоторые посетители спектакля разговаривают по сотовому телефону во время спектакля.

Все эти нововведения в обеспечении комфорта должны проходить социально-гуманистическую экспертизу перед внедрением в массовое производство. Эти нововведения не должны навязываться населению по всем каналам информации; надо обеспечить абсолютно свободный выбор этих потребностей, сделать их доступными для массового потребителя, а не делать их исключительной привилегией толстосумов.

Следующая потребность, формируемая техническим прогрессом: многопрофильная ориентация специалистов. Технический прогресс приводи к моральному износу не только техники, но и технических специальностей: многие из них отмирают, когда специалист еще находится в расцвете сил. Надо ориентироваться на приобретение смежных специальностей, чтобы не оказаться без работы, выдерживать конкуренцию на рынке труда. И, наконец, у технических специалистов должна постоянно воспроизводиться потребность в гуманизации техники, о чем говорилось выше. Мы должны очеловечивать, одухотворять технику, чтобы не превратиться в "веселых" роботов (Маклюэн).

2. Формирование потребностей в условиях рынка

Рыночная эйфория, охватившая Россию с 1991 года, обогатила общественное сознание рядом новых понятий. Наряду с понятием "рынок", существующим с незапамятных времен, и понятием "рыночная экономика", с которой ассоциируется капиталистическая система производства и обмена, в России приобрело распространение и популярность понятие "рыночные отношения". Что это такое? Многие идеологи-рыночники толкуют рыночные отношения не только как отношения в сфере торговли и обмена товарами, но и как определенный тип производственных отношений и как систему общественного строя. Здесь рыночные отношения являются синонимом общественных отношений, т. е. из категории экономической они превращаются в общесоциологическую категорию. Правомерно ли такая подмена понятий? Поскольку перенос понятия "рыночные отношения" на оценку производственных отношений означает попытку поставить производную от форм собственности часть производственных отношений (торговля) в роль определяющего компоненте, то это в действительности выражает сознательную фальсификацию материалистического понимания истории, когда по образу народного сознания "не собака вращает хвостом, а хвост вращает собакой".

Трактовка современного этапа российской истории как периода рыночных отношений низводит к роли второстепенных, зависимых от конъюнктуры рынка, такие базовые сферы общественной жизни как материальное производство, наука, образование, духовная культура, то есть такие сферы жизни, к которым термин "рыночные отношения" не применим вообще или имеет третьестепенное значение.

Такова теоретическая оценка рынка и рыночных отношений. Если же рассматривать рынок с прагматических позиций, учитывающих повседневные интересы малых социальных групп, следует отметить, что рыночная экономика имеет положительные аспекты в общественной жизни. Рыночная экономика более оперативно реагирует на изменения в балансе спроса и предложения, тем самым не допускает перепроизводства товаров народного потребления.

Рыночная экономика прямо или косвенно влияет на формирование интеллекта, мировоззрения, моральных и правовых норм общества, что дает нам основание утверждать, что она создает рыночного человека (homo marceting).

Что представляет собой "рыночный человек" в условиях господства рыночных отношений в обществе?

Рыночный человек является антиподом человека социалистического общества по самой организации общественного труда.

Капиталистическая конкуренция и социалистическое соревнование - две взаимно противоположных формы проявления социально-деятельной сущности человека. Если капиталистическая конкуренция требует тайны сделки, глубокой секретности технологических нововведений, то соцсоревнование предполагает гласность, широкое участие работников в овладении новой техникой.

Конкуренция неизбежно сокращает число ее участников, вплоть до физического устранения конкурентов в сфере бизнеса, социалистическое соревнование расширяет число участников, приобщая все новые слои общества к овладению передовым опытом производства.

Конкуренция узурпирует способности, таланты, интеллектуальные силы многих, превращая их в собственность капитала, а самих участников в безликие символы буржуазного производства, соц. соревнование, напротив, обогащает всех его участников интеллектуально и нравственно. В конкуренции есть один стимул -денежный чистоган в долларовом эквиваленте, в соц. соревновании - материальное, интеллектуальное и нравственное взаимообогащение личности и общества.

Мораль рыночного человека. В обществе, функционирующем на базе рыночной экономики, отношения между людьми регулируются принципом "эквивалентности взаимного воздаяния". Рыночные отношения становятся здесь общезначимым эталоном, по которому строятся и нравственные отношения людей. Выгода, торгашеский расчет, принцип купли-продажи ложатся в основу нравственной оценки поведения. Даже собственно личные качества, в том числе моральные, становятся важными не сами по себе, а лишь в процессе их использования, продажи их на "рынке личностей".

Эквивалентность взаимного воздаяния означает, "что ты мне, то и я тебе, что общество мне, то и я обществу". Предполагается точный эгоистический расчет в обмене материальными ценностями, уважением, любовью и т. д. Эквивалентность воздаяния - высший критерий справедливости межличностных отношений. Здесь имеется "бухгалтерский подсчет" всех возможных потерь и выгод, которые будет иметь индивид, вступая в отношения с другим человеком. Бескорыстие и человечность не принимаются в расчет. Внешне гуманный смысл эквивалентности взаимного воздаяния в межличностных отношениях оказывается, в конечном счете, воплощением своекорыстия, эгоизма частного собственника, защищающего свою выгоду путем морализирования.

Обеспечение эквивалентности взаимного воздаяния становится навязчивой потребностью рыночного человека, заставляет индивида бдительно следить, чтобы его не надули в межличностных отношениях. Если ты совершил по отношению ко мне подлость, то и я тебе плачу тем же. Главный лозунг рыночной экономики - все на продажу: материальные ценности, честь, совесть и достоинство граждан, главная потребность, формируемая рыночной экономикой - потребность подешевле купить, подороже продать.

Свобода рыночного человека это - свобода торговать, обогащаться за счет спекулятивных сделок, уклонения от налогов. Здесь господствуют брокеры, дилеры, киллеры, рэкетиры и другие прохиндеи из воровского мира.

Вывод: рыночная экономика трансформирует потребности человека таким образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (интеллектуальных, нравственных, духовных, социальных), формирующих гармонически развитую личность. Поощряются и утверждаются к жизни низкопробные потребности, ориентирующие человека на материальное обогащение любыми средствами. Реализуя принцип "ничего даром", рынок формирует вражду между людьми, разрушает истинно русскую традицию соборности и коллективизма, способствует росту преступности и коррупции.

Неизбежным спутником и пропагандистом рыночной экономики является реклама. Вполне приемлемая и необходимая функция рекламы: распространение информации о новых товарах и услугах. Посмотрим, как эта функция выполняется сегодня в России.

За редким исключением рекламируются товары западных стран, в основном те, которые не находят сбыта в своих странах: сникерсы, марсы, жевательные резинки, спиртные напитки, автомобили, стиральные порошки, заморские (?), сотовые телефоны и пр., и пр. Эти товары рекламируют телевизионные компании, средства массовой информации и другие люди, которым платят за эту работу американскими долларами или дойч марками и для которых эти доходы являются средством личного обогащения.

На вопрос, задаваемый руководителям телекомпаний: почему они не рекламируют товары российских товаропроизводителей - был один ответ: российские товаропроизводители не имеют тех средств для оплаты рекламы, которыми располагают западные товаропроизводители.

На кого рассчитана эта реклама? Конечно, не на рабочих, крестьян и массовую интеллигенцию. Реклама рассчитана на "новых русских", на людей, разбогатевших на разграблении общественной собственности, на приватизации, на сформировавшуюся в России крупную буржуазию (Березовский, Гусинский, Потанин, Смоленский и другие).

В конечном счете, негативная роль рекламы состоит не в том, что она адресована людям с тугими кошельками, а в ее назойливости и бестактности. Она оказывает крайне отрицательное психологическое воздействие своим многократным повторением, прерыванием кинофильмов, концертов и других передач, навязывая те товары, которые подавляющему большинству телезрителей не нужны и даром. Часто бывают и рекламные ролики гигиенически неприемлемые: стирки грязного белья при помощи "Ариеля" и пр.

Рекламу распространяют десятки местных газет, выпускаются рекламные журналы до 150 страниц и более тиражом в 3 млн. экземпляров. Например, журнал "Экстра" выходит еженедельно, вкладывается в почтовые ящики бесплатно, и это в то время как в высших учебных заведениях нет бумаги на публикацию методических пособий студентам. Здесь есть единственный положительный момент: нет дефицита туалетной бумаги, на нее цены не растут.

Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Эта народная поговорка полностью проявляется в идейно-воспитательной направленности рекламы. На 99% реклама служит пропаганде американского образа жизни. Об этом свидетельствует подбор "подарков" на разных конкурсах - американская кукла Барби, все надписи на английском языке, подражание героям ковбойских кинофильмов, путевки для поездки в США и другие Западные страны, адресная направленность рекламы на молодежь: чего, например, стоит реклама жевательной резинки: "жутифрут без сахара" с демонстрацией восторга пустоголовых юношей и девушек. В результате такой обработки молодежи мы имеем угасание русского патриотизма, цинизм и повальное желание молодежи поехать в США и пр., и пр. Как тут не вспомнить завещание госсекретаря США Даллеса, сделанное им в конце войны в 1945 году. "Окончится война, и мы бросим все, что имеем, чем располагаем... все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Посеяв там хаос, мы незаметно, подменив их ценности на фальшивые, заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников и помощников, которые будут вдалбливать и насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - то есть всякой безнравственности: хамство, наглость, ложь и обман и, особенно, к русскому народу. Молодежь будем разлагать, развращать, мы сделаем из них циников, пошляков".95





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 492 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...