Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек и его потребности 1 страница



ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ОБЛОЖКА
ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

Глава 1. Бытие человека

Глава 2. Сущность человека. Личность

РАЗДЕЛ II. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Глава 3. Деятельность и потребности человека

Глава 4. Классификация потребностей

Глава 5. Потребности в ракурсе образа жизни

Глава 6. Формирование потребностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ

К введению

К главе 1. Бытие человека

К главе 2. Сущность человека

К главе 3. Деятельность и потребности

К главе 4. Классификация потребностей

К главе 5. Потребности в ракурсе образа жизни

К главе 6. Формирование потребностей.

Резюме по книге Н. Бережного "Человек и его потребности"

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").

Духовный вакуум породил тяжелые последствия для судеб миллионов людей, сумятицу в умонастроениях и выборе смысла жизни. То, что вчера казалось святым и незыблемым, сегодня растоптано безудержным стремлением к обогащению меньшинства и всеобщим унынием большинства, для которых утеряны социальные и личные ценности, ради которых стоит бороться за которые можно умереть.

Свидетельство тому является резко возросшая статистика самоубийств: только в армии за 1996 год покончили жизнь самоубийством 500 офицеров; за 16 месяцев (12 месяцев 1997 и 4 месяца 1998 г.) покончили жизнь самоубийством 614 военных. За два года войны в Чечне погибли 741 военнослужащий российской армии.*

Отсутствие осознанной сколько-нибудь отдаленной перспективы не побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.

Тип человека-потребителя - продукт американского и западноевропейского образа жизни, сформировавшегося в условиях капитализма середины XX века. Он противостоит российскому образу жизни, а России по признанию русского историка В. Кожинова, присущ идеократический образ жизни, в основе которого лежат не правовые законы, как в западных странах и не совокупность обычаев как в восточных странах, а идея, ради осуществления которой человек живет и борется.

Социально-психологический портрет человека-потребителя нарисовал социальный философ Э. Фромм в своей последней книге "Быть или иметь" ("То be or to have". N. Y. 1976).

Фромм разделял людей на две группы: на тех, кто стремится быть, т. е. стремится к своему всестороннему развитию, и на тех, кто стремится к безудержному обогащению, к накопительству материальных ценностей, денег, драгоценных металлов, престижных автомобилей и пр. Этот второй тип человека Фромм назвал "человек-потребитель" (Homo-consumers). Фромм писал: если Ф. Ницше говорил:"В XIX веке Бог умер", - то я говорю: "В XX веке человек умер".

Что имел в виду Фромм, утверждая о смерти человека XX века? Объяснение следующее. В обществе с гигантской индустрией и электронными средствами массовой информации, индивид, который не контролирует своей работы и отчужден от результатов своего руда, чувствует импотенцию, свою ничтожность перед созданными им грозными и анонимными для него машинами, он перестает быть деятельным человеком, т. е. он теряет свою сущность. Поскольку человек по своей сущности социально-деятельное существо, с потерей этой сущности он умирает как человек.

В этих условиях потребность в пользе большого потребления продукции промышленности превращает человека в прожорливого человека, в грудного ребенка, который обуреваем страстью потребления. Для него все становится статьей потребления: сигареты, ликер, секс, кино, телевидение и даже образование, книги и лекции.

Современная промышленность создает новые потребности и ловко ими манипулирует при помощи рекламы.

Алчность к потреблению становится доминирующей психической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование, чем больше он потребляет, тем больше становится рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода к потреблению становится сущностью человеческой свободы.

Человек-потребитель в его крайних формах есть психоаналитический тип алкоголика, наркомана, больного СПИДом. Он - продукт застойного потребительского общества, скроенного по канонам рыночной экономики.

Ставя вопрос "быть или иметь" Э. Фромм был не диалектичен. Само собой разумеется, для того, чтобы быть надо что-то иметь, а именно материальные условия своего гуманного развития.

Рассуждая диалектически, надо сказать, что накопление вещественного богатства не должно быть самоцелью, а лишь средством для своего всестороннего развития, причем средством, приобретенным собственным трудом.

Поэтому формирование разумных потребностей должно уберечь человека от двух крайностей: от превращения нищеты во благо, а человека в духовного аскета, с одной стороны, и от превращения человека в жирного кота, в подобие всепожирающего животного, с другой стороны. Осуществление этого гуманистического идеала в смысл индивидуальной жизни возможно в условиях жизни в обществе, устроенного на началах справедливости и свободы.

Итак, предметом настоящего исследования является человек и его потребности. При этом акцент будет делаться на человеческих потребностях. Это значит, что потребностей бесчисленное множество, и как мы убедимся, среди них есть и потребности нечеловеческие и откровенно античеловеческие.

Большинство базовых потребностей изучается конкретными науками: биологическими потребностями занимается биология и медицина, материальными потребностями - экономика, социальными потребностями - социология, душевными потребностями - психология, и, наконец, духовными потребностями - культурология, эстетика и др.

Каждая из указанных учебных дисциплин формирует фрагментарные потребности частичного человека, ни одна из них не имеет своей целью формирование богатого в своих потребностях целостного человека. Создание образа целостного человека под силу только философии, преодолевающей односторонность конкретных наук и синтезирующей их знания на наиболее абстрактном уровне: человек и мир.

Главной задачей учебного курса является формирование у студентов потребности всестороннего гармонического развития личности. Человек же, избравший своим идеалом накопительство вещей, денег и других материальных ценностей, на протяжении всей российской истории не пользовался уважением своих современников. Более того, он обозначен в Библии как отрицательный тип личности. "Легче верблюду пройти через угольное отверстие, чем богатому попасть в рай" - говорится в Библии.

Первый раздел книги посвящается философскому осмыслению проблемы человека. Стержневым пунктом этой проблемы является определение сущности человека Будет сформулировано понятие социально-деятельной сущности человека. Эта авторская концепция будет определять направленность изложения всех разделов курса играть роль своеобразного вектора всех теоретические рассуждений автора. На протяжении многих лет проблема человека находится в центре научных интересов автора этой книги. Этой теме посвящены более 30 его научных публикаций, основными из которых являются "Проблемы человека в трудах К. Маркса" (1981. Москва), "Марксистская концепция человека: анализ основных положений" (Вестник МГУ. Философия. 1984 г., № 3). Формирование о человека - проблема комплексная в сборнике "Методологическая проблема коммунистического воспитания" М. 1986 г.; "Человеческий фактор: содержание и стимулы активизации". "Знание". 1983 г. "Марксова концепция человека в интерпретации гуманистического психоанализа Э. Фромма". В книге "Критика фальсификаторов истории и теории марксистско-ленинской философии". М. 1979.; Действенность социалистического гуманизма. Изд-во "Мысль". 1979 г.; Человек в мифологической картине мира. М. 1990; К проблеме комплексного изучения человека. Философские науки. 1991, № 1; Сущность человека - диалектический синтез естественного, общественного и духовного опыта человека. В книге Бог - человек - Вселенная. Долгопрудная. 1996 г.; Мир человека и человек в мире В соавторстве 1997г.; Социальная философия ч. 1, гл.5. М. 1996, ч 2-я, 1997, гл. 10; Гуманизм и права человека. В сборнике научных трудов "Личность и общество". Калининград 1998 г.; Гегель и Маркс о родовой сущности человека. В сборнике "Карл Маркс и современная философия". И.Ф. РАН 1999 г.

Человек как предмет научного анализа - проблема комплексная. Формирование целостного человека как практическая задача всей системы воспитания и образования достигается совокупностью усилий общественного и индивидуального характера. Достижение этого, эмпирического уровня проблемы предлагает создание целостной концепции человека. Этот теоретический уровень проблемы возможен как диалектический синтез всех конкретных наук о человеке - физиологии, медицины, психологии, социологии и других наук.

Все эти науки участвуют в создании целостной концепции человека, но ни одна из них в отдельности не в состоянии решить эту задачу. Это проблема философская. Только на философском уровне, на уровне отношения человек-мир возможно отвлечься от частных аспектов проблемы человека и уберечь исследование от односторонних толкований. История науки и философии богаты примерами подобного подхода: концепция человека-животного в антропологии М. Шелера, в философии Ф. Ницше, человека - "веселого" робота в социологии Маршала Маклюэна и др. Это значит, что любая концепция человека теряет статус целостной философской концепции, как только она станет на позицию какой-либо конкретной науки о человеке. Эта целостная концепция человека формировалась в русле марксистской философии, широко представлена в трудах современных философов России: Б. Г. Ананьева ("Человек как предмет познания. Л-д 1969); Фролова ("Перспективы человека", М. 1983); Буевой Л. П. ("Человек: общение и деятельность" М. 1976) и других.

Философская концепция человека широко представлена в современной западной философии (Сартр, Хайдеггер, Камю, Ясперс, Ортега-и-Гассет и др.). Эти авторы представлены в коллективной монографии "Проблема человека в западной философии" (М. 1986г.).

На качественно ином уровне по сравнению с проблемой человека осуществляется исследование проблемы потребностей. Изучение большого массива литературы по проблеме потребностей убеждает нас в том, что основным недостатком в этой области является исследование потребностей вне связи с социальной философией: в большинстве случаев эти потребности рассматриваются вне человека и общества, в котором он живет, "по правилам математической логики и здравого смысла".1

Казалось бы, приятным исключением из этого правила может быть названа книга П. М. Ершова "Потребности человека" (Изд-во "Мысль", 1990г.). Эта книга объемом в 23 печатных листа, изданная тиражом в 3035 экземпляров подкупает своей содержательностью, многочисленными ссылками на различные источники - от художественной и драматургической литературы до биологии и философии. Но, к сожалению, в книге нет концепции, упорядочивающей весь набор литературных источников. Неоднократно ссылаясь на физиологические исследования П. В. Симонова о влиянии четырех мозговых структур на динамику потребностей и поведения человека, П. М. Ершов склоняется к биологизаторской трактовке потребностей. В целом же его книга носит фрагментарный нелогичный характер. Все позитивное в этой книге можно свести к изложению проблемы классификации потребностей. В силу высказанных здесь соображений, я воздерживаюсь рекомендовать студентам книгу П. М. Ершова в качестве учебного пособия к нашему учебному курсу.

Как более зрелыми исследованиями потребностей можно считать те работы, в которых используется деятельностный подход, а сама потребность, как фрагмент системы ценностей, интересов, целей человека в определенном обществе. По преимуществу это - социологические исследования советских и зарубежных авторов: Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности... М. 1986.; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - 1974 г.; А. И. Самсин. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М. 1987.; Фромм Э. Быть или иметь (То be or to have. N. Y. 1976). Фромм Э. Социалистический гуманизм. 1965 и др.

Сегодня в Россию из Запада хлынула волна развлекательных шоу, безудержная пропаганда секса, жевательных резинок и прочих "прелестей" "свободного" мира. В этих условиях широкое распространение среди молодежи получает образ жизни, согласно этическому принципу гедонизма. Основателем концепции гедонизма был античный философ Эпикур (391-270 гг. до н. э.). Согласно этому принципу цель жизни: избегать страданий и стремиться к наслаждениям. В различные исторические эпохи расцвета безответственности и свободы в духе "что хочу, то и делаю", этот принцип становился руководством к поведению. Его провозглашали отдельные представители гуманизма эпохи Возрождения (Лоренцо Валла, Боккаччо, Петрарка), в эпоху просвещения - французские энциклопедисты Ламетри, Тольбах и др. В то же время социалисты и прогрессивные общественные деятели подвергли редкой критике принцип гедонизма как смысл жизни. Французский социальный философ 18 века Габриэль Мабли писал: "Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе".2

Сегодня гедонизм становится нормой безответственного легкомысленного поведения во всех странах цивилизованного мира. Руководствуясь принципом "избегать страданий, стремясь к удовольствиям" многие молодые люди употребляют наркотики, не думая о том, что вместо сиюминутных удовольствий их ждет мучительная, медленная смерть. В разделе "Классификация потребностей" настоящей книги будет уделено значительное внимание раскрытию пагубности следования принципу гедонистической этики на примерах бездумного удовлетворения извращенных потребностей (алкоголизм, наркомания, гомосексуализм, лесбиянство). Проблему можно сформулировать так: не получать наслаждения и удовольствия путем ухода от страданий, а, наоборот, через посредство преодоления трудностей и жизненных невзгод. "Удовольствия, - писал немецкий философ Кант, - есть чувство, споспешествующее жизни, а страдание - чувство, затрудняющее ее... Всякому удовольствию должно предшествовать страдание, страдание всегда первое".3

Именно преодоление трудностей приносит подлинное удовлетворение собой, радость победы над своей косностью, над своими недостатками и извращенными потребностями. И тогда у молодого человека, вступающего в жизнь, будет одна главная потребность: всестороннее развитие своих способностей и дарований.

А что будет, если сохранится тенденция, сформировавшаяся в современном мире с наступлением техногенной цивилизации? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал директор Института философии АН России Степин В. С. на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса. "Если будет продолжаться путь техногенного прогресса, основанного на идеалах потребительского общества, насилия и технократического отношения к природе?" - ставит вопрос В. С. Степин и отвечает: "Тогда можно предсказать нарастание глобальных кризисов и человечество в этом сценарии ожидают необратимые катастрофы".4

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель раннеитальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный".5 Это высказывание Мирандолы - стержень ренессансного мировоззрения антропоцентризма. Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо - иной причины нет".6

Эта идея Тердера была популярно преобразована в XX в. в следующее определение: человек - существо, которое ходит прямо. Он идет и падает, поднимается и идет дальше. И снова падает, и снова поднимается... Аналогично этому и такое определение: человек - это петух без перьев. В каждом из приведенных здесь определений человека содержится относительная истина, но ни одно из них не может претендовать на всеобщность определения. Потому, что ни одна дефиниция не в состоянии выразить всего многообразия проявлений человека. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др.

Глава 1. Бытие человека

Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира.

С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода.

Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформации. Мы выделяем три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.

Биологическое бытие человека

Как биологический феномен человек существует, подчиняясь зову своей телесности, в недрах которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их немедленное удовлетворение. Естественные потребности -питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы наличного жизненного пространства - все это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку также как всему роду животного мира. С первых дней своего возникновения основные усилия человека были направлены на преодоление своей животности. Первый волевой акт выходящего из лона природы человека был направленный на обуздание своих животных страстей. Но этот акт исходил не от отдельного индивида, а от первобытного коллектива и широко известен как табу запрет иметь гарем. Так, во имя человека необузданный сексуальный эгоизм отдельного индивида был преодолен коллективными усилиями. Преодолен ли? Сексуальная "революция" XX века дает отрицательный ответ да этот вопрос. Жизнь и поведение так называемых сексуальных меньшинств подтверждает появление небывалого ранее прецедента - создание общественного мнения, оправдывающего де-факто извращения биологического бытия человека в виде гомосексуализма и лесбиянства. В исламских странах Востока легализованы гаремы.

Современная биотехнология и генная инженерия проникают в святая святых биологического бытия человека.. Становятся обыденностью структурные изменения человеческого тела - пластические операции, превращение женского организма в мужской и наоборот. Но тут возникает этический вопрос: стоит ли так легко предаваться исполнению индивидуальной прихоти, не рискуя потерять не только свое "я", но и унаследованную от предков биологическую неповторимость? Когда под скальпелем хирурга оказывается не только человеческое тел'6, но и вековые моральные устои человечества, возникает серьезное сомнение относительно целесообразности использования новейших достижений генной инженерии и технических средств манипулирования человеком.

Нельзя соглашаться с теми представителями философской антропологии, кто обосновывает тезис о биологической сущности человека, так как биологическое в человеке не выделяет его из ряда животного мира, а лишь сближает. Вместе с тем, вполне уместно поставить вопрос о наличии человеческой сущности в биологическом бытии человека. Все биологическое бытие человека - способы принятия пи-Щи, половой акт, течение болезни, взросление и старость и пр. - отмечены печатью человеческой сущности, что и делает это биологическое бытие человеческим бытием. "...Еда, литье, половой акт и т. д. тоже суть подлинно человеческие Функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер"7. Наличие человеческого феномена в биологическом бытии человека вряд ли кто может подвергнуть сомнению. Но совершенно неправомерно этот человеческий феномен в биологическом бытии определять как биологическую сущность человека именно потому, что в таком состоянии он не содержит в себе ни грана биологического, а выражает лишь социальную форму биологического бытия человека.

Биологическое бытие человека - это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, ибо в этой форме бытие человека идентично со всеми другими формами существования животного мира. Проявление человеческого в биологическом бытии человека выражает форму инобытия человека, его стремление преодолеть экспансию жизни, начать новый ряд бытия.

Но для этого необходим высокий духовно-нравственный порыв, нужны вдохновляющие стимулы, нужна атмосфера бескорыстия, атмосфера всеобщего презрения к зоологическому индивидуализму. Именно из факта следования иррациональным зоологическим инстинктам, из пренебрежения общечеловеческим нормам нравственности вырос в XX веке такой уродливый тип общества как фашизм.

Человеконенавистническая суть фашизма нашла свое наиболее яркое проявление в проповеди исключительности арийской расы, богоизбранности нордического характера, особого устройства черепа, цвета волос и т. п.8 Фашизм заинтересован в трактовке сущности человека как биологической сущности. Общеизвестно, что биологическое бытие человека, происходящие в нем соматические и физиологические процессы, анатомия человека имеет ряд особенностей, отличающих его от бытия любого вида животных. Это - отсутствие волосяного покрова (что дало основание А. Гелену назвать человека биологически неспециализированным существом), преобразованные под влиянием труда конечности, устройство нервной системы, особый характер удовлетворения сексуальных потребностей, устройство головного мозга и многое другое.

Эти антропологические особенности человека - вещественные доказательства происхождения и развития человеческого рода и преодоления животности. Но изменение ан фонологических признаков ничтожно малы по сравнению с теми изменениями ландшафта Земли и условий человеческого бытия, которые произошли в результате преобразующей деятельности человека.

Прогресс человеческого общества - результат действия социально-деятельной сущности человека, а не проявления его биологического бытия. В процессе эволюции природы на Земле появлялись и исчезали сотни и тысячи новых видов растений и животных, человек же, не претерпев заметных изменений своей биологической организации, продолжает численно расти, совершенствуя свою социальную организацию, осваивая новые районы Земли и околоземное космическое пространство. Даже такие биологические изменения, как акселерация современной молодежи, детерминированы не эволюционными, а социально-историческими факторами. Установлено, например, что различие в весе и росте цейлонцев зависит не от расового происхождения и островного места обитания, а от их экономического и социального положения.9 Философская антропология перестанет быть сама собой, если она перестанет рассматривать биологическое бытие человека как альфу и омегу своего предмета. Как и любая другая антропология (медицинская, культурная, политическая и т. д.) философская антропология будет начинать с изучения соматической природы человека, устройства его тела, с изучения собственно антропологических признаков человека. Человек - это, прежде всего, мужчина или женщина, ребенок или взрослый, белый или чернокожий, высокий или низкий, флегматик или сангвиник, дальтоник или ясновидящий и т. д.

Но все ли биологическое бытие исчерпывается антропологическими характеристиками человека? Как избежать дублирования понятий "биологическое бытие человека" и "природа человека"?

Понятие "природа человека" характеризует не только биологические и антропологические признаки человека, она значительно содержательнее биологического бытия и нередко употребляется как синоним сущности человека. К такому расширительному толкованию природы человека есть достаточно оснований. Во-первых, в "Экономическо-философских рукописях 1844 г." Маркс на примере отношения мужчины к женщине, как непосредственном естественном отношении, показал, что это природное отношение мужчины к женщине становится человеческим отношением лишь при условии, что оно освобождается от давления грубой физиологической потребности и становится общественным бытием человека.10 Очевидно, что в этом раннем произведении Маркса природа человека не сводится к его биологическому бытию, а выступает как диалектический синтез его естественного и общественного бытия. Она есть субстратное выражение родовой сущности человека. То есть по своей природе человек - биосоциальное существо. В то же время "природа человека" выражает реальное многообразие социального и биологического бытия и по своему содержанию шире сущности человека, его родовой сущности, годовая сущность человека есть не что иное, как процесс становления социально-деятельной сущности, процесс выделения человека из природы.

Если природа цивилизованного человека отличается от природы первобытного человека уровнем освоения и преобразования природы, и природа человека XX века превзошла все этапы предшествующей истории радикальным преобразованием (и деформацией) своего биологического базиса (гомосексуализм, лесбиянство, трансформация полового статуса человека и т. д.), то все эти изменения лишь подтверждают многообразие форм реализации одной и той же социально-деятельной сущности человека.

В условиях возрастания угрозы деформации природы человека и особенно его биологического бытия в связи с развитием генно-инженерной и иной технологии с целью изменения биологической природы человека, возрастает потребность в создании социально-гуманистических и этических экспертных комиссий, долженствующих осуществить контроль за гуманной направленностью технологического воздействия на изменение биологического бытия человека. Высшим критерием гуманности подобных акций должно быть, на наш взгляд, реализация социально-деятельной сущности человека в общественно-полезных формах, с сохранением генофонда для достойного продолжения человеческого рода, в формах, ограничивающих легкомысленные аморальные эксперименты над биологической природой человека. Вряд ли заслуживает, на наш взгляд, морального одобрения проведение во имя удовлетворения своих эгоистических прихотей пластическая операция Аллы Пугачевой. Так и хочется сказать: люди, берегите свою естественную природу, не допускайте над ней легкомысленных экспериментов!!!





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...