Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О национальных формах ямбического стиха 4 Страница



Приложения

I. КНИГИ О СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ И ПРОВАНСЕ

(из рукописного каталога библиотеки Блока)

1. Achille Jubinal. Nouveau recueil de contes, dits, fabliaux et antres pièces inédites des XIII, XIV et XV siècles, pour faire suite aux collections de Legrand d'Anssy, Barbazon et Méon. Paris, I — 1839, II — 1842.

2. J. Demogeot. Histoire de littérature française depuis ses origines jusqu'à nos jours. Paris, 1884 (Hachette).

3. Le Roman de Flamenca, publié d'après le manuscrit unique de Carcassonne, traduit et accompagné d'un glossaire par Paul Meyer. Paris — Beziers, 1865.


4. Gaston Paris. La littérature française au moyen âge (XI-me — XIV-me siècle). 4-me éd. Paris, Hachette, 1909.

5. Gaston Paris. Récits extraits des poètes et des prosateurs du moyen âge, mis en français moderne. Paris, 1910. Hachette (7-me ed.).

6. Les Romans de la Table Ronde, mis en nouveau langage... par Paulin Paris, Léon Techener. [Paris], 1-1868, III — 1872, IV — 1868, V — 1877.

7. Е. В. Аничков. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1. СПб., 1903, ч. 2. СПб., 1905 (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности имп. Акад. наук, т. LXXIV, № 2 и т. LXXVIII).

8. О. Петерсон и Е. Балабанова. Западноевропейский) эпос и средневеков<ый> роман. В трех томах. Том I (Франция, Испания). СПб., 1896. Том II (Скандинавия). СПб., 1898. Том III (Германия). СПб., 1900. № 1 — 2 в библиотеке отсутствуют (В. Ж.)

II. КНИГИ О БРЕТАНИ

(из рукописного каталога библиотеки Блока)

1. Barzaz-Breiz. Chants populaires de la Bretagne, recueillis, traduits et annotés par le vicomte Hersart de la Villemarqué. 10-me éd. Paris, 1903.

2. Anatole le Braz. Vieilles histoires du Pays Breton. Paris, 1905.

3. Paul Féval. Contes bretons. Paris, [1879].

4. Paul-Yves Sébillot. La Bretagne pittoresque et légendaire. Paris, 1911.

5. Emile Souvestre. Le Foyer breton, contes et récits populaires. Paris, Caiman Lévy, [s. a.]. I et II (1 перепл.).

6. Histoire de Bretagne élémentaire, texte et récits par М. М. Alain Raison de Clenzion et le vicomte Charles de la Lande de Colan. Saint-Brieux, 1910.

7. Almanach du Marin Breton pour 1911.

8. К. Baedeker. Le Nord-Ouest de la France. 1900. Leipzig — Paris.

9. Le Nord-Finistère illustré. Lioret-Guide. Morlaix.

10. Quimper (Albums de Bretagne). Héliotypie. Ed. Laussedat. Chateau-dun.

11. Е. Балабанова. Легенды о старинных замках Бретани. Изд. 2-е сил. Е. Лансере. СПб., 1899.

№ 3, 4, 6, 7, 11 в библиотеке отсутствуют; № 3 имеет в каталоге пометку «пр<одано>»; № 3 — 4 приобретены мною в антикварных магазинах Ленинграда и в настоящее время возвращены в библиотеку А. Блока (Институт русской литературы АН СССР) (В. Ж.).

III. РАЗГОВОР БЛОКА С Е. В. АНИЧКОВЫМ

(из рабочих тетрадей Блока: тетр. 1, л. 10б — 11б)

Аничков говорит: Ни в коем случае никаких языческих (друид<ических>) традиций остаться не могло. Яз<ычество> было сметено германцами, германское население Галлии постепенно романизировалось с юга, только с Возрождения возникло опять языческое. Средневековые люди не смели...

Постоянное паломничество с севера на юг: либо в Испанию, к св. Якову Кампостельскому, либо в Рим, по route française <франпузской дорого, следовательно, через Прованс.

Один трубадур, который летом брал с собою двух жонглеров и ходил по замкам, зимой ходил в школу. Такие примеры показывают, как глубоко в ту культуру проникла схоластика. А культура эта была вроде нашей крепостной, помещичьей (барщина и т. д.).

Прованс <альских> романов только два: «Фламенка», в кот<орой> действительно прованс<альские> нравы, и «Жирар де Руссильон», который есть подраж<ание> северу.

Жюбиналя читать. Пользоваться только ученым, филологическим. Брать непременно конец XII века — Иван Нострадамус — врун.


IV. СПИСОК КНИГ, ПОЛУЧЕННЫХ БЛОКОМ ОТ Е. В. АНИЧКОВА

(из рабочих тетрадей Блока: тетр. 1, л. 7б — 10а)

1. Gaston Paris. Poèmes et légendes du moyen âge. Paris, Societé d'édition artistique (Les idées, les faits et les oenvres), [1900].

Table: Avant propos. — La chanson de Roland et les Nibelungen. — Huon de Bordeaux. — Aucassin et Nicolette. — Tristan et Iseut. — Saint Josa-phat. — Les sept enfants de Lara. — La «Romance mauresque» des Orien-taux.

2. Bibliographie des travaux de Gaston Paris, publiée par J. Bédier et Mario Roques. Paris, 2-me éd., 1904.

3, 4. J. Bédier. Les légéndes épiques, recherche sur la formation des chansons de geste. 2 volumes, Paris, 1908.

I — Le cycle de Guillaume d'Orange.

II — La légende de Girard de Boussillon. — La légende de la conquête de la Bretagne par le roi Charlemagne. — Les chansons de geste et les routes d'ltalie. — Ogier de Danemark et Saint-Faron de Meaux. — La légende de Raoul de Cambrai.

5. 1) Les biographies des troubadours en langue provencale... par Camille Chabaneau. Toulouse, 1885; 2) Origine et établissement de l’Académie des jeux floraux — extrait du manuscrit inédit des leys d'amours par C. Chabaneau. Toulouse, 1885.

6. Etudes romanes, dédiées à Gaston Paris par ses élèves français et... étrangers... Paris, 1891 (Deuxième partie).

Здесь много интересного.

Главное для меня: несколько норманских старых песенок.

Le compagnonage dans les chansons de geste.

Легенда о Розе в средние века у романцов и германцев (статья Charles Joret).

Народные лекарства в средн<их> веках (Amédée Salmon).

Vivien d'Aliscans et la legende de Saint Vidian (Antoine Thomas).

7. Paul Meyer. Les derniers troubadours de la Provence. Paris, 1871.

8. J. Bédier. De Nicolao Museto (gallice: Colin Muset) francogallico car-minum scriptore. Paris, 1893.

9. Andreae Capellani regii Francorum de amore libri tres. Recensuit Е. Trojel. Havniae, 1892.

10. Ch. V. Langlois. La société française au XIII-me siècle (d'après dix romans d'aventure). Paris, 1904 (2-me éd., revue).

Table: Introduction. — Galeran. — Joufroi. — Guillaume de Dôle ou la Rose. — L'Escoufle. — Flamenca. — Le Châtelain de Couci. — La châtelaine de Vergi. — La Comtesse d'Anjou. — Gautier d'Aupais. — Sone de Nansai. — Append<ice> bibliographique. — Index.

11. Poesies completes de Bertran de Вот (texte original)... par Ant. Thomas. Toulouse, 1888.

С вступительными статьями и примечаниями.

12. Emil Lévy. Guilhem Figueira, ein provenzalischer Troubadour. Berlin, 1880.

13. Emil Philippson. Der Mönch von Montadon, ein provenzalischer Troubadour. Halle a/S, 1873.

14. Emil Lévy. Der Troubadour Bertoleme Zorzi. Halle, 1883.

15. Prof. Egidio Gorra. Delle origini della poesia lirica del medio evo. Torino, 1895.

16. Max KIeinert. Vier bisher ungedruckte pastorelen des Troubadours Serveri von Verona. Halle a/S, 1890.

17. Dr. Max von Napolski. Leben und Werke des Trobadors Ponz de Capduoill. Halle, 1879.

18. В. Ф. Шитмарев. Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по ист<ории> поэзии Фр<анпии> и Пров<анса>. Париж, 1911, ц. 3 р. 1 августа 1913 г. отдал 13 книг, еще 5 осталось у меня.


V. ПЕРЕВОД ИЗ КН.: DÉMOGEOT J. HISTOIRE DE LITTÉRATURE FRANÇAISE. PARIS, 1884.

(из рабочих тетрадей Блока: тетр. 1, л. 4а — 6а)

Démogeot («Ист<ория> лит<ературы>»), с. 62 и сл.

Те жонглеры, которые не были в свите знатных господ, странствовали «на свой риск» из города в город, из замка в замок; бродячие артисты, цыгане в поэзии; труд иногда оплачивался щедро; иногда они терпели нищету и все случайности бродяжнической жизни, что зависело часто от размера их талантов или от их поведения. Те из них, которые умели сочинять или перенимать лучшие песни, находили благосклонный прием у знати. Чтобы представить себе, с каким нетерпением ожидали этих гостей, надо вспомнить долготу однообразной жизни феодальных владений. На вершине холма, доступ на который труден, возвышался одинокий замок, окруженный высокими стенами с узкими окнами, за которыми бледно светил печальный день. Окрестность — утлые хижины, грубые и трепещущие от страха крестьяне; там внутри — владелица с дочерьми, окруженная молодыми пажами, благородными, иногда грациозными, но такими же отдаленными от мира, как она. Сыновья сами служат пажами в другом замке. Господин, — он упражняется в искусстве давать и отражать удары тяжелого меча, скакать на бешеном коне, пить огромные кубки вина. Да что здесь, кроме войны и любви? Или, по крайней мере, подражания одной и рассказов о другой: биться на турнирах да слушать жонглеров? шесть зимних месяцев феодальный замок окутан облаками, без войн и без турниров, посещаем немногими иностранцами и пилигримами; когда кончались эти долгие и однообразные дни и бесконечные вечера, занятые надоевшей шахматной игрой, тогда вместе с ласточками ждали желанного возвращения поэта; вот он наконец, его выследили издалека с крутого замкового вала; он несет с собой виалу (?) (vielle), привязанную к седлу, если он приехал верхом, или висящую через плечо, если пришел пешком. Его одежда из разноцветных лоскутьев, волосы и борода обстрижены, хотя частью; у пояса висит кошелек или омоньера (molette ou l'aumônière), она, кажется, заранее приглашает хозяев быть щедрыми.

В самый вечер его прихода барон, его рыцари и дамы собираются в большом зале с каменным полом послушать поэму (стихи), которую он кончил зимой. Тут развертываются перед внимательными слушателями тысячи интересных и чудесных картин в поэтическом рассказе; жонглеры рассказывают о высоких подвигах Оливье, который, пораженный смертью, поднимается на великана, вождя сарацин... и т. д. Здесь нет ни критики, ни насмешек, все слушают внимательно... Слушать такие песни — «удваивать» свою жизнь.

Когда приближалась осень, трувер кончал свои рассказы; он уехал с подарками: ему дарили золото, лошадей, платье. Бароны и рыцари часто дарили ему свои лучшие одежды... Если он не был рыцарем, его иногда посвящали в рыцари. Часто он уносил с собою любовь владелицы замка. После его ухода замок замолкал: все до новой весны погружалось в обычное молчаливое однообразие.

Примечания

Печатается по тексту первой публикации: Жирмунский В. Драма Александра Блока «Роза и Крест». Литературные источники. Л., 1964.

Глава I

1 См.: Волков Н. Александр Блок и театр. М., 1926, с. 113; Медведев П. Драмы и поэмы А. Блока. Из истории их создания. М., 1928, с. 92 — 94. — Мнение этих авторов повторяет С. Бонно (Воnneau S. L'univers poétique d'Alexandre Blok. Paris, 1946, p. 428 — 430).


2 Записные книжки А. Блока. Под ред. П. Медведева. Л., 1930, с. 173 (март 1916 г. (у Медведева ошибочно — 1915 г.); подчеркнуто Блоком).

3 Там же (подчеркнуто Блоком).

4 Там же, с. 176.

5 См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4. М. — Л., 1961, с. 460 — 461 («Соображения и догадки о пьесе», 13 ноября 1912 г.).

6 Там же; см. также с. 535 (<0бъяснительная записка для Художественного театра>, март, 1916 г.).

7 Там же, с. 530 (<Интервью с А. Блоком о драме «Роза и Крест»>, декабрь 1915 г.).

8 Там же, с. 456 — 457 («Соображения и догадки о пьесе», 14 мая 1912г.).

9 Там же, с. 534 (<Объяснительная записка для Художественного театра>).

10 Там же, с. 532.

11 Там же, т. 7. М. — Л., 1963, с. 164 (Дневники, 11 октября 1912 г.; подчеркнуто Блоком).

12 Там же, т. 4, с. 460 («Соображения и догадки о пьесе», 13 ноября 1912 г.; подчеркнуто Блоком). Ср. письмо к матери от 3 июля 1912 г. (т. 8. М.-Л., 1963, с. 397).

13 Там же, т. 4, с. 532.

14 Записные книжки А. Блока, с. 174 (март 1916 г. (у П. Медведева ошибочно — 1915 г.); подчеркнуто Блоком).

15 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 527 («„Роза и Крест”. (К постановке в Художественном театре)», 25 мая 1915 г.).

16 Там же, с. 528 — 529.

17 Там же, с. 532.

18 Записные книжки А. Блока, с. 174.

19 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 532 (<Объяснительная записка для Художественного театра>).

20 Записные книжки А. Блока, с. 176. Ср.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7, с. 218 (Дневники, 11 февраля 1913 г.).

21 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 533 (<Объяснительная записка для Художественного театра>; подчеркнуто Блоком).

22 Там же, с. 531 — 532.

23 Записные книжки А. Блока, с. 174.

24 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 530 (<Объяснительная записка для Художественного театра>).

25 Там же, с. 527. Ср. также с. 530 — 531.

26 Записки книжки А. Блока, с. 175.

27 Там же, с. 173.

28 Там же, с. 176.

29 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 532 — 534.

30 Там же, с. 533.

31 Там же, с. 537.

32 Записные книжки А. Блока, с. 173, 175.

33 Там же, с. 175 — 176.

34 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 6. M. — Л., 1962, с. 455.

35 Там же, т. 5. М. — Л., 1962, с. 83 — 94. См. черновик («Девушка розовой двери») в кн.: Записные книжки А. Блока, с. 27 — 29 (лето 1903 г.).

36 Записные книжки А. Блока, с. 28.

37 Там же, с. 29 (подчеркнуто Блоком).

38 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 267 — 291.

39 Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), архив А. А. Блока, ф. 654, оп. 1, 145, л. 1.

40 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 543 — 544.

41 Там же, с. 545-547.

42 Медведев П. Драмы и поэмы А. Блока..., с. 158.

43 Там же.

44 Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), архив А. А. Блока, ф. 654, оп. I, № 149, л. 6.


45 Там же, ф. 654, on. 1, «№ 389, л. За.

46 Последнее издание: Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. Л., 1955.

47 Paris G. Poémes et légendes du moyen âge. Paris, 1900, p. 112 — 180 («Tristan et Iseut»),

48 Ibid., p. 159 — 165.

49 Ibid., p. 171.

50 Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), архив А. А. Блока, ф. 654, оп. 1, № 389, л. 19а.

51 См.: Волков Н. Мейерхольд, т. 2. М. — Л., 1929, с. 57 — 78 («Тристан в опере и в драме»).

52 Мейерхольд В. Э. К постановке «Тристана и Изольды» на Мариинском театре 30 октября 1909 года. — Ежегодник императорских театров, 1909, вып. 5, с. 12 — 35.

53 Письма А. Блока к родным, т. 2. М. — Л., 1932, с. 428-429 (примеч. к письму к матери от 22 ноября 1910 г.).

54 Записные книжки А. Блока, с. 175 (подчеркнуто Блоком).

55 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7, с. 208.

Глава II

1 Блок А. Соч. Л., 1936, с. 564 — 565. Ср. также: Медведев П. Драмы и поэмы А. Блока. Из истории их создания. М., 1928, с. 91 — 140.

2 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4. М. — Л., 1961, с. 583 — 592.

3 Там же, т. 7. М. — Л., 1963, с. 136 (Дневники, 24 марта 1912 г.).

4 Блок сопровождает эту дату знаками вопроса и восклицания (?!).

5 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 455.

6 Там же, с. 456 (27 апреля 1912 г.).

7 Там же, т. 7, с. 142 (Дневники, 3 мая 1912 г.).

8 Там же, т. 8. М. — Л., 1963, с. 398 (письмо к матери от 15 июля 1912 г.).

9 Там же, т. 7, с. 172 (Дневники, 31 октября 1912 г.) и примеч. 104 н» с. 488.

10 См.: Блок А. 1) Собр. соч., т. 6. М. — Л., 1933, с. 313 — 362; 2) Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 455 — 510.

11 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7, с. 154 (Дневники, 26 июня 1912 г.). Ср.: там же, т. 8, с. 395 (письмо к матери от 27 июня 1912 г.).

12 Там же, т. 7, с. 181 (Дневники, 20 ноября 1912 г.; подчеркнуто Блоком).

13 Там же, с. 190 — 208.

14 Там же, с. 209 (подчеркнуто Блоком).

15 Там же, т. 7, с. 211 — 215 (Дневники, 22 января — 3 февраля 1913 г.). 18 Там же, т. 4, с. 463.

17 Там же, с. 456 — 463 (май — октябрь 1912 г.).

18 Записные книжки А. Блока. Под ред. П. Медведева. Л., 1930, с. 160. Ср. также: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7, с. 239 (Дневники, 20 апреля 1913 г.).

19 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 8, с. 415 (21 апреля 1913 г.; подчеркнуто Блоком).

20 Там же, т. 7, с. 239 (Дневники, 20 апреля 1913 г.).

21 Там же, т. 8, с. 457 (письмо к Л. Я. Гуревич от 29 февраля 1916 г.). Ср.: там же, т. 7, с. 240 — 245 (Дневники, 27 апреля 1913 г.).

22 Там же, т. 8, с. 417 (письмо к Л. Д. Блок от 29 апреля 1913 г.; подчеркнуто Блоком).

23 Там же, т. 7, с. 247 (Дневники, 2 мая 1913 г.); т. 8, с. 457 (указанное выше письмо к Л. Я. Гуревич).

24 Там же, т. 4, с. 521 — 527 (май 1913 г.).

25 Там же, т. 8, с. 459 (письмо к матери от 31 марта 1916 г.). Ср.: Эфрос Н. Московский Художественный театр. М. — Пг., 1924, с. 300 — 304.

26 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 527 — 530.

27 Там же, с. 530 — 538 (< Объяснительная записка для Художественного театра>, март 1916 г.). Ср.: Записные книжки А. Блока, с. 173 — 179.


28 Блок А. Театр. М„ 1916.

29 Блок. А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 510 — 521.

30 Там же, с. 530 (<Интервью с А. Блоком о драме «Роза и Крест»>, декабрь 1915 г.).

31 Там же, т. 7, с. 15.

32 Там же, с. 138 (Дневники, 30 марта 1912 г.).

33 Там же, т. 4, с. 456.

34 Раris G. La littérature française au moyen âge (XI-me — XIV-me siecle). 4-me éd. Paris, 1909. — Книга была, по-видимому, продана наследниками А. А. Блока и принадлежит в настоящее время проф. М. А. Гуковскому.

35 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7, с. 143 (Дневники, 17 мая 1912 г.).

36 Там же, т. 5. М. — Л., 1962, с. 36 — 65.

37 Там же, т. 2. М.-Л, 1960, с. 406.

38 Письма А. Блока к родным, т. 1. М. — Л., 1927, с. 155 (письмо к матери от 4 сентября 1906 г.).

39 Список был ранее в сокращенной форме опубликован П. Н. Медведевым (Драмы и поэмы А. Блока..., с. 111 — 112). Подробнее см.: Приложение IV.

40 См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 520.

41 «Пастурелью», по первоначальной мысли Блока, являлась «пошловатая» песня пажа в первой редакции пьесы (там же, т. 4, с. 466), «альбой» — песня сторожа Бертрана, которой он предупреждает любящих о грозящей им опасности (там же, с: 462). О «пастурели» см. также выше, с. 279-280.

42 См.: Diez Fr. Leben und Werke der Troubadours. Ein Beitrag zur nähern Kenntnis des Mittelalters. Zwickau, 1829, S. 77 — 84, 188 — 189.

Глава III

1 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4. М. — Л., 1961, с. 518.

2 Le roman de Framenca, publié... par Paul Meyer. Paris — Beziers, 1865, P. I.

3 Ibid., p. XXII-XXIII.

4 Ibid., p. XII (все цитированные места предисловия подчеркнуты Блоком). Здесь и далее в подобных случаях ссылок на книги, перечисленные в Приложениях I, II, IV ограничиваемся общими указаниями такого рода, не воспроизводя курсив в цитатах.

5 Ibid., p. X suiv.

6 См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7. М. — Л., 1963, с. 215 (Дневники, 5 февраля 1913 г.).

7 Там же, т. 4, с. 518.

8 Le roman de Flamenca..., p. IX (подчеркнуто Блоком).

9 Ibid., p. 293 (подчеркнуто Блоком).

10 Ibid. p. 295 (подчеркнуто Блоком).

11 Ibid. p. 347 (конец фразы отчеркнут на полях двойной чертой с восклицательным знаком).

12 Ibid. p. 298 (отдельные места подчеркнуты Блоком).

13 Ibid. p. 294 (отчеркнуто на полях).

14 Ibid. p. 299 (подчеркнуто Блоком).

15 Ibid. p. 295.

16 Ibid. (отчеркнуто на полях).

17 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 479.

18 Там же, с. 518.

19 Le roman de Flamenca..., р. 353 (отчеркнуто на полях, первая фраза, кроме того, подчеркнута).

20 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 478.

21 Подчеркнуто Блоком. На полях пометка «См. выше». Блок, вероятно, имел в виду ту же формулу на с. 268, где описывается влюбленность


Арчимбаута в свою невесту Фламенку: «au dedans il brûle, au dehors il tremble» (также подчеркнуто).

22 Le roman de Flamenca..., p. 292 (подчеркнуто Блоком, «обезьяний Отче наш» — жирной чертой).

23 Так в предисловии Поля Мейера (Le roman de Flamenca..., р. IV; отчеркнуто на полях). В тексте самого романа диалог растянут на много страниц в соответствии с ходом действия (Ibid., p. 348 — 369).

24 Ibid., p. 355 (вся сцена на полях отчеркнута, слова «Возьми роман о Бланшефлер» подчеркнуты, справа и слева поставлены два нотабене).

25 Ibid., p. XXIV — XXV (подчеркнуто Блоком).

26 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 513. Ср.: Paris G. La litterature franæaise au moyen âge (XI — XIV-me siècle). 4-me éd. Paris, 1909, § 53, а также выписку Блока из книги этого же автора «Poèmes et légendes de moyen âge» (Paris, 1900, p. 104), где этот роман, как и в примечании Блока, сопоставляется с «Окассеном и Николетт» (тетр. 1, л. 126 — 13а).

27 Le roman de Flamenca..., p. 318 (конец фразы подчеркнут).

28 Ibid. (отчеркнуто на полях).

29 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 464.

30 Записные книжки А. Блока. Под ред. П. Медведева. Л., 1930, с. 177.

31 Там же, с. 174.

32 Le roman de Flamenca..., p. 324.

33 Ibid., p. 334.

34 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 459.

35 Langlois Ch. V. La société française au XIII-me siècle (d'après dix romans d'aventure). Paris, 1904, p. 57 — 90.

36 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 519 (подчеркнуто Блоком).

37 Аничков E. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1. СПб., 1903, с. 168.

38 Там же, с. 168 — 170. — В черновиках «Песен» (л. 14) имеется пометка Блока: «Из розовых майских песен (trimouzettes). Аничков. Вес. песня, I, 169, 172 и ел.».

39 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 519.

40 Аничков E. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 2. СПб., 1905, с. 72 и ел.

41 Там же, с. 81 — 83 (отчеркнуто на полях).

42 См.: Блок А. Собр. соч., т. 6. М. — Л., 1933, с. 355 — 356. — В издании 1961 г. (т. 4) прозаический перевод сирвенты не опубликован.

43 См.: Diez F. Leben und Werke der Troubadours. Ein Beitrag zur nähern Kenntnis des Mittelalters. Zwickau, 1829, S. 188 — 189.

44 Аничков E. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 2, с. 3.

45 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 520. — В рукописи («Песни», - 10) на полях: «Свободное подражание песенке пикарского трувера Willaume li Viniers (Аничков. Вес. песня, I, 124 и сл.) 6 ноября 1912 г.».

46 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 466.

47 См.: Аничков E. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1, с. 13; ч. 2, с. 160 (оба места подчеркнуты Блоком).

48 Там же, ч. 1, с. 13. Ср. также: Аничков E. Очерк литературной истории Арраса XIII века. — Журнал Министерства народного просвещения, 1900, ч. CCCXVII, февраль, с. 237 («... chanson à personnages, эту средневековую шансонетку, излюбленную во Франции в конце XII и середине XIII века»).

49 Аничков E. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1, с. 151-152.

50 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 466. Ср.: Аничков E. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1, с. 59.

51 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 512.

52 Le roman de Flamenca..., p. 275 (подчеркнуто Блоком).

53 Ibid., p. 277 — 286 (подчеркнуто Блоком, отрывок о короле Артуре и рыцарях «круглого стола» отчеркнут на полях).


54 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 520.

55 Блок, по всей вероятности, нашел этот диалог в книге Ашиля Жюбиналя (Jubinal A. Nouveau recueil de contes, dits, fabliaux... vol. 1 — 2. Paris, 1839 — 1842), которая, к сожалению, не сохранилась в его библиотеке.

56 См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 531 — 532.

57 Там же, с. 464.

58 См.: Петерсон О., Балабанова E. Западноевропейский эпос и средневековый роман в пересказах и сокращенных переводах, т. 1. СПб., 1896, с. 213-246.

59 Jоret Ch. La légende de la rose dans l'antiquité et le moyen âge chez les nations romanes et germaniques. — In: Etudes romanes dediées a Gaston Paris..., part. 2. Paris, 1891, p. 279 — 302.

60 Jоret Ch. La rose dans l'antiquité et le moyen âge. Paris, 1892.

61 Веселовский А. Н. Из поэтики розы. — В кн.: Привет. Художественно-литературный сборник. СПб., 1898, с. 1 — 5; вторично в приложении к посмертному изданию статьи Веселовского «Из истории развития личности. Женщина и старинные теории любви» (СПб., 1912, с. 64 — 69); см. позднее: Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939, с. 132 — '139. — Характерно, что Аничков не указал Блоку ни на одну из работ своего учителя, хотя некоторые (например, «Три главы из исторической поэтики») непосредственно соприкасаются с темами «Розы и Креста» (см. выше, с. 321).

62 Записные книжки А. Блока, с. 174.

63 Там же, с. 173 — 174.

64 См. Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 462 и 501.

65 См. Joret Ph. La légend de la rose…, p. 294

66 См. Блок А. Собр. соч.

67 См. там же, т. 7, с. 171 (Дневники, 28 октября 1912)

68 Л. Д. Блок, жена поэта.

69 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7, с. 181 (Дневники, 21 ноября 1912 г.).

70 Записные книжки А. Блока, с. 173.

71 Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7, с. 186 (Дневники, 1 декабря 1912 г.; подчеркнуто Блоком).

72 Les romans de la Table Ronde, mis en nouveau langage... par Paulin Paris..., vol. 1 — 6. Paris, 1868 — 1877.

73 Ibid., vol. 1, p. 1 (подчеркнуто Блоком).

74 «Lancelot du Lac» (ibid., vol. 3 — 5).

75 См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 456 (<Планы и заметки>, 27 апреля 1912 г.).

76 Les romans de la Table Ronde..., vol. 3, p. 115 — 131.

77 См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 517.

78 Thomas A. Vivien d'Aliscans et la légende de Saint Vidian. — In: Études romanes, dediées à Gaston Paris..., p. 121 — 135.

79 Ibid., p. 121.

80 См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4, с. 513 — 514.

81 Salmon A. Remédes populaires du moyen âge. — In: Études romanes, dediées à Gaston Paris..., p. 253 — 266.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...