Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и



Права.

Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государстваи права возникла в ХVΙΙ – ХVΙΙΙ вв., в наиболее завершенном виде представлена в трудах Гроция, Руссо, Радищева, Гоббса, Локка, Дидро, Пестеля.

Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном первобытном состоянии. Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные индивиды превращаются в единый народ. В итоге у государства и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и ответственность за невыполнение последних. Человеческое общество заключает такие договоры, как: - между членами данного общества о необходимости создания государства и - между обществом и государством о разграничении прав и обязанностей. По второму договору люди передают государству часть своих прав и свобод, при этом оставляют за собой естественные и неотчуждаемые права и свободы, все остальные передаются государству. У людей – членов общества появляется право на революцию, т.е. на свержение государства, которое их права и свободы нарушает.

Достоинством данной теории является разработка концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод, но основным недостатком – схематичное представление о процессах происхождения государства, люди пришли договорились и создали государство. Очевидна недооценка объективных (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

Представители данной теории выделяют 2 правовые системы: позитивное право – все действующие в данном государстве законы и естественное право - возникшие в силу естественной природы права человека, которые принадлежат ему от рождения и являются неотчуждаемыми. Включает в себя: все естественные и неотчуждаемые права личности (право на жизнь, на свободу, частную собственность). Достоинством данной теории является разработка в рамках естественного права концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Ученые делают вывод о том, что позитивное право должно полностью основываться и включать концепцию естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности. Данная теория была основой буржуазных революций.

15.Причины, пути (формы) возникновения государства.

Причины возникновения государства:

1. переход от присваивающей экономики к производящей;

2. усложнение внутренней организации семейно-клановых групп;

3. рост прибавочного продукта, возникновение имущественного неравенства;

4. развитие межродовых связей, образование надобщинных структур;

5. формирование управленческой верхушки;

6. зарождение классовой структуры общества;

7. развитие права.

Формы возникновения государства:

· эволюция (естественная форма развития государственно-правовой материи);

· революция (несет в себе значительный субъективный заряд).

Макиавели: государства могут быть "либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми" (присоединены вследствие завоевания).

"Восточные и западные" направления формирования государства

"Западные" направления формирования государства

1) афинская - форма, которой был свойственен классический путь возникновения государства. Проявилась в следующих последовательных реформах:

· реформа Тезея (разделение населения на классы по роду трудов деятельности: земледельцы, ремесленники, благородные лица;

· реформа Соломона (разделение общества по имущественному признаку на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать управленческие должности в государственном аппарате. 4-й класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании);

· реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых бала построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.

2) римская - когда государство возникло ускоренно вследствие борьбы между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская - когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская - в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Фридрих Энгельс: афинская, римская, древнегерманская.

Особенности становления государственности в античном мире во многом предопределялись природно-географическим фактором, например, в Древней Греции: рельеф - изолированные города - государства (полисы) - развитие торговли - социальные дифференциации - переход к высокоразвитой государственности.

Главный фактор "Западного пути" образования государства: кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

"Восточное" направление формирования государства:

Понятие "Восток" используется как историко - культурное, цивилизационное.

Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частно-собственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места. Одной из основных социальных форм, изучающих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древне-восточного государства, особенности правовых систем.

Крепость общинных связей тормозила процесс классообразования, но не смогла сдержать имущественное расслоение общества.

3 основных социально-классовых образования:

1. различные категории лиц, лишенные средств права, подневольные работники, рабы;

2. свободные мелкие производители (крестьяне и ремесленники);

3. господствующий социальный слой.

Основная черта древневосточных обществ - традиционность.

Специфической чертой политической организации древневосточных обществ является "восточная деспотия": монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...