Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Взаимосвязь ТГП с историко-правовыми науками
Проявляется в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма невозможно обойтись без конкретного исторического материала.
С другой стороны история государства и права в процессе познания тех или иных явлений или событий не может обойтись без обобщений, сделанных в рамках теории государства и права.
Т.е.
· ИГП – конкретно-исторически;
· ТГП – обобщённо-абстрактно.
Взаимосвязь ТГП с теоретико-правовыми науками
Прослеживаются глубокие связи, имея ввиду не только общность и близость предметов их изучения, но сходство методов их исследования.
Однако некоторые учёные склонны рассматривать философию права и социологию права как составные части философии и социологии.
Теория государства и права и философия права органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют, но не взаимозаменяют друг друга. Ибо, если ТГП выявляют и изучают общие закономерности развития ГиП, то философия права занимается собственно процессом познания и объяснения сути правовой материи, философским объяснением правового бытия.
Философию права можно рассматривать как науку о познавательных ценностях и социальных основах права. А предмет ФП можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории и познания правового бытия.
Взаимосвязь ТГП с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами
По отношению к каждой из них ТГП выступает в качестве своеобразной синтезирующей и обобщающей науки.
Она способствует приведению в некоторую логическую систему всего накопившегося знания о ГиП, помогает упорядочиванию всей сложившейся в мире государственно-правовой информации, содействует выработке определённого взгляда и подхода к анализу государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.
Обобщающий, синтезирующий характер проявляется в том, что теория государства и права:
1. имеет дело со всей «синтезированной» государственно-правовой материей, а не с отдельными составными частями;
2. вырабатывает общие категории и понятия;
3. служит методологической основой;
4. имеет с юридическими науками и дисциплинами не только прямые, но и обратные связи.
Взаимосвязь ТГП со специальными (прикладными) юридическими науками и дисциплинами
По сравнению с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами эти связи являются менее интенсивными и, преимущественно, косвенными. Объясняется это тем, что система юридических наук имеет в своём содержании весьма широкий спектр естественных, технических и других наук.
Ученые едины во мнении, что экономической основой первобытного строя является коллективная собственность на средства производства.
Этому строю соответствуют определенные формы общежития. Наиболее устойчивая – родовая община, основанная на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.
Для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий, граница между которыми приходится на эпоху неолита (так называемая неолитическая революция, VIII-III тысячелетию до н.э.):
1. присваивающего хозяйства (праобщина или первобытное стадо)
2. производящего хозяйства (родовой строй).
Праобщина или первобытное стадо
На первой из этих стадий шел еще процесс становления самого человека как биосоциального существа (лишь с XL-XXV тысячелетия до н.э. сложился неантроп, т.е. человек современного типа). Люди использовали простейшие каменные орудия и существовали главным образом за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство). Они вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные и изолированные группы под руководством вожаков.
Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, в ней все больше проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами.
Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер. Равенство особенно проявлялось в процессе распределения скудных продовольственных и иных ресурсов. В основе этого равенства лежал присущий таким коллективам эквивалентный (реципрокный) обмен (женами, пищей, орудиями труда). Уже в ранних человеческих коллективах реально складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как норму, которой необходимо подчиняться по тому же принципу эквивалентного обмена.
Таким образом, в процессе длительной эволюции праобщины природные инстинкты уступили свое место социокультурным стереотипам, т.е. системе общественных связей, что сделало возможным существование и поступательное развитие человеческого общества.
Родовая община
Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное существенными изменениями в брачно-половых отношениях (введение экзогамии, т.е. запрещение брачных связей внутри кровнородственных объединений, установление брачных классов), а затем и неолитическая революция, означавшая переход к производящей экономике, привели на смену праобщине возникновение устойчивых семейно-клановых групп (родовых общин). Совокупность этих групп в литературе обычно называлась родовым строем.
В основе семейно-клановой группы лежали родственные отношения. Такие группы включали в себя несколько поколений сородичей, происходивших от общих предков, в ряде случаев и чужаков, принятых в состав общины.
Таким образом, ранняя родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) сменяется более прочными, численно разросшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции.
В семейно-клановой общине складывалась строго фиксированная система труда, распределения пищи и брачно-семейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие принципы равенства, эгалитарности и эквивалентности. В семейно-клановых общинах существовала жесткая дисциплина труда и поведения, духовный конформизм.
В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов, традиций и т.п. сложились несложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов группы. Эти родовые нормы, которые имели мифологически-символическую оболочку и были часто связаны с тотемистическими ритуалами, отражали естественные условия жизни первобытной общины. Они были проникнуты духом коллективизма, предусматривали взаимную поддержку членов родовой общины, регулировали хозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные табу (запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строгой регламентации подвергался порядок распределения добытого общиной продукта, а также и сам ритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов группы на ранги. К важнейшим функциям вождя относилась практическая реализация таких распределительных, дистрибутивных норм.
В прочных семейно-клановых группах общинные нормы отражали самонастраивающиеся социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и иных нормативно-ценностных установок. Это не исключало властного характера этих норм и вытекающей из этого принудительности. В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно-клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле семейно-родового коллектива.
Организация власти в родовой общине
В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода.
Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием.
Специального аппарата, который бы занимался управлением на профессиональной основе, не было.
Постепенно родовая община трансформировалась в другие предгосударственные формы - межплеменную, общинную, военную демократию. Это было связано с тем, что родовая организация уже не успевала реагировать на новые отношения и была не в состоянии разрешать возникающие конфликты. Это привело к появлению постоянных органов управления, обладающих возможностью силового принуждения и формированию особого слоя людей-управленцев (вождей, жрецов), уже осознающих свой собственный материальный интерес в осуществлении управленческих функций. Здесь уже наблюдается особый аппарат управления, строящийся на основе единоначалия, происходит узурпация вождем и его окружением функций отправления правосудия, нормотворчества. Меняется суть общественной власти, она становится все более отчужденной от членов общества, приобретает элитарный характер.
Формы осуществления власти в первобытном обществе
К формам осуществления власти в родовой общине можно отнести:
1. собрание членов рода;
2. обычай.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения. К ним относились обычаи. Посредством обычаев, тесно связанных с первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались производственные, семейные и иные общественные отношения.
Крайней мерой было изгнание из рода.
В первом приближении характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:
1. исходили от рода и выражали его волю и интересы;
2. исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости - принудительно;
3. специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было;
4. не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
11.Социальные регуляторы первобытного общества. Признаки первобытных
обычаев.
Виды социальных регуляторов первобытного гобщества:
1. табу (строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания);
2. мифы, сказания (в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта);
3. обычаи (исторически сложившиеся, естественные правила поведения людей, которые благодаря их частому повторению вошли в привычку).
Признаки социальных регуляторов первобытного общества:
· меры, нормы, образцы поведения людей;
· носят общий и неоднократный характер;
· одновременно выступали в качестве норм организации общественной жизни, норм первобытной морали и религиозных норм (т.е. являлись мононормами);
· соблюдались в силу авторитета и привычки, но в необходимых случаях они подкреплялись общественным принуждением.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!