Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №47. Идейно – художественный анализ повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Проблема национального характера



Не находя в окружающей его действительности, в господствующем сословии положительных характеров, способных стать поучающим образцом, Гоголь обратился к прошлому, к XVI—XVII векам. В 1833—1834 годах он пишет историческую повесть «Тарас Бульба». Вошедшая в состав «Миргорода», повесть во многом не удовлетворила писателя, и он продолжал трудиться над ней до середины 1842 года.

Это монументальное произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь, организация вольнолюбивого украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. В развитии Запорожской Сечи имели место и социальное расслоение и власть старшины, опиравшаяся по преимуществу на зажиточное казачество. Опуская это, Гоголь сосредоточил внимание на более важном для него. Ведущий пафос этого произведения не в изображении социальной среды, ее противоречий, а в утверждении демократических основ Запорожской Сечи, в прославлении ее духа товарищества и коллективизма, в воспевании стремлений запорожцев к воле и свободе, их преданности отечеству. Следуя исторической правде, писатель изображал Сечь своеобразным рассадником национального и социального вольнолюбия, питомником военной отваги и удали, откуда выходили мужественные храбрецы, «гордые и крепкие, как львы!»

Создавая эту повесть, Гоголь использовал опыт и отечественной и западноевропейской литературы. Первая воздействовала на него по преимуществу историческими произведениями декабристов, Пушкина, а вторая — историческими романами Вальтера Скотта. Повесть «Тарас Бульба» является в творчестве Гоголя переходной от романтизма к реализму. Повесть «Тарас Бульба» привлекает правдой большого исторического события, истиной цельных характеров, верностью их крупных страстей. Ее автор правильно видит причины воплощаемых им характеров в конкретно-исторических условиях, в том; что «их вышибло из народной груди огниво бед». Однако ведущий пафос повести — романтический.

Тарас Бульба — главный герой повести. Это необычная, из ряда вон выходящая, исключительная личность. В ней отражаются лучшие свойства не какой-либо отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек — железной воли, подлинно народной мудрости, щедрой души, необычайной простоты; выдающейся храбрости, значительного полководческого умения; неукротимой ненависти к врагам своей отчизны. Гоголь подчеркивает, что за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отомстить за посмеянье прав своих».

Гоголь нарочито лишает Тараса последовательной реально-бытовой конкретности, так свойственной Собакевичу, Манилову, Коробочке. В его характере писатель воплотил подлинно народный идеал человека, жертвующего собой ради народного счастья. Тарас Бульба превыше всего ставит любовь к отечеству. Правдиво воссозданы в повести и характеры сыновей Тараса; Остап, как и отец, — прямодушный отчизнолюбец, свято сохраняющий верность казацкому братству, общественному долгу. Андрий — индивидуалист и эгоист по всему душевному складу, отличается изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком. Героическими свойствами отличаются не только Тарас, но и другие запорожцы. Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие и жадное скопидомство.

Сосредоточивая внимание на образе национального героя — Тарасе Бульбе, Гоголь строит повесть, используя средства композиционной центростремительности. Развитие повести совершается не путем постепенного чередования эпизодов, последовательно вытекающих друг из друга и составляющих единое событие со строго определенным конфликтом. Произведение строится как цепь эпизодов драматически развертывающейся борьбы запорожцев за свою национальную независимость.

Гоголь поставил перед собой задачу воспроизвести колорит целой эпохи, ограниченной не менее чем двумя столетиями. Отсюда обращение к самым общим историко-бытовым реалиям, пренебрежение к географически-местным обозначениям происходящих событий. Тарас Бульба колесил по многим селам и городам Польши, но в повести названы лишь Дубно и Варшава.

Искусство композиции повести «Тарас Бульба» сказалось в том, что ее ведущий герой служит как бы олицетворением народа, воплощением его исторических судеб: герой и события народной жизни даются в органической слитности. Писатель широко включает в повесть народные сцены: быт и нравы Сечи. Показывая, что даже такой могучий человек, как Тарас Бульба, не исчерпывает всей народной сущности, Гоголь дает галерею ему подобных богатырей казачества в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Кукубенко.

Центральным эпизодом повести, воссоздающей освободительную борьбу народа, несомненно, является осада города Дубно. Роскошным убранством, кичливой надменностью, социальной разрозненностью поляков, с одной стороны, и скромностью одежды, демократичностью поведения, социально-патриотической слитностью запорожцев — с другой, автор резко подчеркнул, что враждующие лагеря — это шляхта феодально-католической Польши и простой украинско-русский народ. Все сражение, иллюстрируя необычайную воинскую доблесть всех участников, рисуется в эмоционально-повышенных тонах, гиперболически и динамически.

Преобладающая речевая тенденция повести народно-песенная, былинная и литературная. В традициях романтизма ее персонажи чаще говорят возвышенно-эпически и в то же время эмоционально-приподнято. Гоголь выступает в повести летописцем исторических событий, сказителем богатырских подвигов необыкновенных героев, но чаще всего эмоционально-патетическим поэтом. В духе народного плача он воссоздает переживания матери, расстающейся со своими сыновьями.

Битва под Дубно излагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожской Сечи (битва — пир, воины — орлы), сплавляется с высоким, проникающим в душу лиризмом (троекратное обращение Тараса к казакам).

«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все основные персонифицированные герои. Но при этом эпопея не трагична, а оптимистична стремлением к воле, глубочайшей верой гибнущих героев в правоту и святость своего дела, в торжество пламенно ими любимой родины, в бессмертие народа. Автор утверждает, что мощь народа, взрастившего таких богатырей, как Тарас Бульба и Остап, неиссякаема и непобедима.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...