Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство после Великой Октябрьской социалистической революции. Двадцатые годы



Новые задачи

Великая Октябрьская социалистическая революция произве­ла коренной переворот во всех областях жизни и деятельности людей, в том числе и в искусстве. После революции искусство начинает служить народу, массам и становится одним из важ­ных орудий борьбы на идеологическом фронте — на фронте борьбы за построение социалистического общества, за нового человека — строителя лучшей жизни. Государство берет на се­бя всю заботу о развитии искусства.

«...необходимо открыть и сделать доступными для трудя­щихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуа­тации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров»1 — так было записано в новой Программе партии, принятой на VIII съезде в 1919 году.

«Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из.нее построить социализм» 2, — писал Ленин в своей статье «Успехи и трудности Советской власти». Пролетарская культу­ра рассматривалась им как закономерное продолжение и раз­витие культуры достигнутой при капитализме. Носителем же этой культуры явилась интеллигенция. К чести передовых дея­телей русского вокального искусства надо отнести то, что они с первых шагов советской власти с большой радостью и душев­ной щедростью активно понесли свое искусство широким массам.

В первые годы после революции, в трудные годы интервен­ции и гражданской войны Л. Собинов, Ф. Шаляпин, А. Нежда­нова, К. Держинская, В. Петров, И. Ершов, П. Андреев,. В. Сук и другие выдающиеся деятели оперного театра сумели оказать громадную поддержку политике молодого советского правительства в области музыкального театра.

После революции 1917 года во главе крупнейших оперных театров страны встают ведущие артисты, дирижеры и режис-

1 О партийной и советской печати. Сборник документов. Изд. «Правда»,.
1954, стр. 197.

2 В. И. Ленин. «Успехи и трудности советской власти». Сочинения,,
т. 29, стр. 52.

63;


серы русской оперной сцены. Управление оперным делом пере­шло от формально-бюрократических рук дирекции император­ских театров к передовым деятелям отечественного театрально­го искусства.

Консерватории возглавляют крупнейшие музыканты: А. К. Глазунов — в Петербургской, М. И. Ипполитов-Иванов — в Московской и Р. М. Глиэр — в Киевской.

В театр приходит новый зритель, и опера, как и весь совет­ский театр, ставит себя на службу делу трудящихся. Новый зри­тель, естественно, требовал от оперы нового отношения к поста­новке, к интерпретации спектакля, он чувствовал огромную вос­питательную силу идей, заложенных в крупнейших оперных произведениях. Как отмечал К. С. Станиславский, этот зри­тель «... приходил в театр не мимоходом, а с трепетом и ожида­нием чего-то важного, невиданного. Он относился к актеру с ка­ким-то трогательным чувством»1. Он ждал от театра не раз­влечения, а хотел приобщиться к культуре, постигнуть величие и красоту замечательных творений музыкального искусства и через них лучше познать жизнь.

Основной задачей оперного театра становится широкая про­паганда лучших произведений отечественной и иностранной классики с целью приобщения широких масс к музыке. Эту | «благородную цель ясно сознавали передовые деятели русской ■ оперы и со всей ответственностью отдали ей все свои силы. Вспоминая эти годы на юбилее Большого театра в 1925 году, замечательный русский артист Л. В. Собинов сказал: «... мы I гордимся, что отдаем теперь наше вдохновение и наш труд на- ■ роду, которого мы сами кость от кости, плоть от плоти. И мы... смело идем навстречу всему новому»2.

Преобразования захватывают все стороны вокального искус­ства: музыкальный театр, концертную жизнь, систему подготов­ки вокальных кадров, научную работу в области пения. Начи- 1 нается новая эпоха и в развитии русского во- ' кального искусства.

Оперный жанр

Развитие оперного жанра после Великой Октябрьской со-циалистической революции потребовало решения многих задач., Прежде всего надо было сохранить лучшие реалистические тра-; диции русского оперного исполнительства, культуру постановки,; оперных спектаклей, высокий уровень их музыкального звуча-;; ния, достижения выдающихся певцов. Это все должно было! служить фундаментом для создания спектаклей, созвучных новой;'■

1 К- С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. М., «Искусство,!
1948, стр. 509—510. I

2 Л. В. Собинов. Жизнь и творчество. М., Музгиз, 1937, стр. 90.

«4


эпохе, новым задачам искусства. Классическое оперное насле­дие, являвшееся основой репертуара театров, требовало иного прочтения, иного социального звучания. Надо было создать со­ветскую оперу и вырастить исполнителей, способных ее вопло­тить. Нужно было найти новые организационные формы для поисков новых путей в развитии оперного жанра.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 993 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...