Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 21. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание



Понятие, функции, структура и виды правосознания. Пра-вовая культура: понятие, структура, функции. Правовая куль-тура личности и правовая культура общества. Связь правосоз-нания и правовой культуры. Правовой нигилизм: понятие, ис-точники, пути преодоления. Правовое воспитание и правовое обучение.

Правосознание. Люди осознают окружающий мир посред-ством различных форм общественного сознания: политическо-го, нравственного, национального, эстетического, религиозно-го и т. д.

Одной из форм общественного сознания выступает право-сознание, отражающее всю совокупность правовых явлений общественной жизни; оно может быть рациональным, разум-ным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. Право-сознание тесно взаимосвязано и взаимодействует с иными формами общественного сознания и в то же время характери-зуется относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тен-денции их развития. Во-вторых, правосознание может всту-пать во взаимодействие с иными формами общественного соз-нания, каждая из которых по-своему оценивает одно и то же

55 См.: Перевалов В. Д. Указ. соч.


Теория права

явление. В-третьих, правосознание характеризуется преемст-венностью, из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. В-четвертых, правосоз-нание оказывает обратное воздействие на общественные от-ношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.

В учебной литературе встречаются различные определения правосознания, например: «правосознание представляется как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое»56.

С. А. Комаров и А. В. Малько полагают, что правосознание представляет собой объективную реальность, сложившуюся на основе права, и вместе с тем систему идей, представлений и понятий о праве. «Правосознание есть понимание права, сово-купность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и желаемому праву»57.

Другие авторы считают, что «правосознание представляет собой сферу, или область, сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых си-туациях». Из этой дефиниции следует, что правосознание и право неразрывно связаны. При этом «правосознание сущест-вует "до ", "после" права и "параллельно" с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребно-сти развития общества, во-вторых — одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих — средством оценки соответствия поведения (дея-тельности) нормам права»58. Отсюда следует, что правосозна-ние проявляет себя в процессе правотворчества, реализации права, а также в ходе контроля за соблюдением права.

56 Общая теория государства и права:академический курс в2т.С. 378.

57 Комаров С. А., Малько А. В. Указ.соч.С. 292.

58 Общая теория права и государства/под ред.В.В.Лазарева.

С. 271—272.


Раздел IV

По мнению В. Д. Перевалова, «правосознание — это сово-купность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие, оценку и отношение людей к правовым явлениям в реальной действительности»59.

Таким образом, большинство ученых сходятся в том, что правосознание представляет собой форму сознания (индиви-дуального и общественного), отражающую отношение людей к правовой действительности в виде юридических знаний и оценочных суждений, а также отношение к желаемому праву. Право и правосознание формируются объективными условия-ми жизни общества. Право влияет на правосознание, в рамках которого происходит процесс восприятия и осмысления того, что называется правовым миром, складывается представление членов общества об их правах и обязанностях. И наоборот: правосознание влияет на право, творчески развивает право, определяет его фундаментальные качества и характеристики.

Из вышеизложенного следует, что правосознание играет важную роль в механизме правового регулирования обществен-ных отношений, в обеспечении законности и правопорядка.

Ученые выделяют следующие основные функции право-сознания: познавательная(гносеологическая),оценочная и ре-гулятивная.

Познавательная (гносеологическая) функция характеризу-

ет познание правовых явлений в объективной реальности. Она состоит из ряда последовательно возникающих ощущений, восприятий, памяти, которая накапливает правовые знания посредством запоминания, воспроизведения и выражает их в виде различных правовых представлений. Высшим познава-тельным процессом становится мышление, продуктом которо-го выступают правовые идеи, понятия и убеждения.

Познавая правовую действительность, граждане проявля-ют определенное эмоциональное отношение к ней, основанное на личном опыте и правовой практике и выражаемое через психические процессы и состояния (эмоции, чувства, настрое-

59 Перевалов В. Д. Указ.соч.С. 189.


Теория права

ния, страсти), — это оценочная функция правосознания. Эмо-

циональное отношение выражается в определении значимо-сти, ценности права, законодательства, правового поведения окружающих, правовой деятельности правоохранительных ор-ганов, правовых знаний.

Регулятивная функция правосознания дает возможностьпутем сопоставления своего поведения с требованиями право-вых предписаний корректировать его через систему правовых установок и ценностных ориентаций. Правовая установка — это предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, а также готовность к правомерному или противоправному поведению. Данная уста-новка складывается под влиянием социальных и психофизио-логических факторов. Правовая ценностная ориентация — это совокупность правовых установок субъекта или общности, представляющая собой внутреннюю программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Правосознание имеет сложную структуру и состоит издвух компонентов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология —это совокупность чувств,эмоций,переживаний, настроений, привычек, стереотипов поведения, которые возникают у людей, социальных групп, коллективов в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Это стихийная психологическая реакция лич-ности, социального коллектива на качество и уровень право-творчества, действенность работы судов и иных правоприме-нительных органов. Следует отметить, что эффективность за-конодательства и всей правоприменительной деятельности во многом зависит от психологического настроя общества по от-ношению к праву.

Правовая идеология,являясь составной частью правосоз-нания, представляет собой совокупность правовых взглядов, принципов, идей, теорий, которые в систематизированном виде отражают правовую действительность. Если правовая психология показывает во многом внешний, поверхностно-чувственный аспект правовых явлений, основанных на повсе-


Раздел IV

дневном человеческом опыте, то правовая идеология пред-ставляет правовую жизнь в виде концептуально оформленных идей и направлений правового развития общества и отражает интересы и потребности социальных групп, слоев, классов, народа, общества в целом.

В правовой идеологии важное место занимает юридиче-ская наука, которая создает правовые теории, доктрины, обобщающие взгляды и концепции, отражающие закономер-ности развития правовой действительности. Научное право-сознание предполагает глубокое, всестороннее и системное осмысление права. Правовая наука формирует пути и перспек-тивы развития законодательства, проведения правовых ре-форм, развития правовой политики государства.

В теории права правосознание различают в зависимости от уровня осознания права и по субъектам (носителям) правосоз-нания.

В зависимости от глубины и всесторонности познания пра-ва выделяют следующие уровни правосознания:

— первый уровень — обыденное правосознание, которое порождается повседневными условиями и требованиями жизни людей и их практическим опытом в сфере правового регулирования. Этот уровень свойствен основной массе чле-нов общества и выражается в их эмоциях, настроениях по по-воду права и законности;

— второй уровень — профессиональное правосознание.

Оно формируется на основе получения юридического образо-вания и юридической практики и складывается в среде про-фессионалов-юристов;

— третий уровень — научное правосознание, которое вы-ражается в систематизированном теоретическом познании права. Оно характерно для научных работников.

В зависимости от субъектов (носителей) правосознание можно разделить на следующие виды.

1. Индивидуальное правосознание — совокупность право-вых знаний, взглядов, оценок и чувств, присущих конкретно-му индивиду. Различия в уровне правосознания отдельных


Теория права

людей бывают довольно значительны в силу разных их спо-собностей, жизненных ценностей, несовпадающих условий жизни, труда, быта.

2. Групповое (коллективное) правосознание выражает спе-цифические правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональ-ных коллективов.

3. Общественное правосознание — это совокупность зна-ний, оценок, идей и общих представлений о праве, которые разделяются (принимаются) большинством членов общества, проявляясь в его жизнедеятельности.

Правовая культура. В юридической науке нет единогопонимания категории правовой культуры. Типичным пред-ставляется следующее определение понятия правовой культу-ры: это«качественное состояние правовой жизни общества,выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, право-сознания и правового развития личности»60.

Правовая культура представляет собой разновидность об-щей культуры, состоящей из духовных и материальных цен-ностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых яв-лениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного.

Таким образом, понятие «правовая культура» предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества, обусловленного его политическим, экономическим и духов-ным развитием.

Что включает в себя понятие «правовая культура»? Со-

держательный анализ структуры правовой культуры показы-

вает, что она состоит из следующих элементов.

1. Уровень развития правового сознания населения, то есть духовное отражение всей правовой действительности, о кото-ром сказано выше.

60 Общая теория права и государства/под ред.В.В.Лазарева.С. 279.


Раздел IV

2. Уровень развития правовой деятельности, включающий

в себя практическую правовую деятельность государственных органов: правотворчество, правоприменительную деятель-ность правоохранительных органов, а также теоретическую деятельность ученых-юристов, образовательную деятельность студентов и слушателей юридических вузов. Правовая культу-ра общества во многом определяется реальным правовым по-ведением граждан, их деятельностью по реализации прав и исполнению обязанностей.

3. Уровень развития всей системы законодательства (сово-купность нормативно-правовых актов, начиная от законов, ак-тов центральных исполнительных органов власти и кончая ак-тами местных органов власти и управления). Любой юридиче-ский акт должен быть правовым, то есть отвечать господству-ющим в общественном сознании представлениям о справедли-вости, равенстве и свободе. Необходимо, чтобы закон был со-вершенным и с точки зрения его формы: непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержащим определения основных терминов и понятий; он должен публиковаться в доступном для населения источнике и т. д. О качестве закона свидетельствует и содер-жащийся в нем механизм его реализации (институциональ-ный, организационный, процедурный, финансово-экономиче-ский и др.).

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновре-менно несколько функций:

познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формиро-ванию современного демократического государства и граж-данского общества;

праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функ-ционирования всех элементов правовой системы, а следова-тельно, и общества в целом;


Теория права

ценностно-нормативная функция проявляется в оценке разнообразных фактов, которые приобретают ценностное зна-чение, отражаясь в сознании действующих индивидов и чело-веческих поступках, социальных институтах;

правосоциализаторская функция проявляется в нравст-венно-правовой социализации личности; ее следует рассмат-ривать как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, направленный на формирование индивида в качест-ве общественно-признанной личности;

коммуникативная функция обеспечивает общение гра-ждан в юридической сфере, она существует через это общение

и влияет на него;

прогностическая функция охватывает анализ тенден-ций, характерных для всей правовой системы: правотворчест-ва, реализации права, обеспечения правомерного поведения граждан, их социальной активности.

Правовая культура личности выступает частью правовой культуры общества и представляет собой знание и понимание права, а также осознанное исполнение его предписаний. Пра-вовая культура личности выражается в трех состояниях: в пра-вовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и результатах реализации этих ориентаций61. О правовой культуре личности можно судить не только по уровню правовых знаний или по ее отношению к правовым ценностям, закону, но главным образом по ее поведению в правовой сфере и уровню правовой активности. Правовая культура личности — необходимая предпосылка правовой культуры общества, в то же время последняя обеспечивает ус-ловия для правового развития самой личности.

Правовой нигилизм. Под правовым нигилизмом понимает-

ся отрицательное отношение к праву, закону, непризнание права как социальной ценности и полезности в качестве регу-лятора общественных отношений.

61 См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч.


Раздел IV

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидно-

стях,или формах, — теоретической (идеологической) и прак-

тической. В первом случае имеет место теоретическое,кон-цептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право от-дельного человека. Во втором случае происходит реализация теоретических взглядов и учений на практике, что часто выли-вается в неправовую политику государства. Ясно, что если правовой нигилизм воспроизводится самим государством, то очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву у населения. И тогда в обще-стве складывается широко распространенный обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные го-сударством предписания не соблюдаются государственными же органами; ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания. В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

Источниками правового нигилизма выступают:историче-

ское прошлое российского народа, пережившего самодержа-вие и многовековое крепостничество, репрессивное законода-тельство; командно-административная система советского пе-риода, умалявшая роль права и закона; низкий уровень право-сознания российского народа; неуважение к правам и свобо-дам человека и гражданина; разрыв между законодательством и правоприменительной практикой.

Основными путями преодоления правового нигилизма на-зывают: повышение качества законодательства, отражение ин-тересов различных слоев населения в юридических нормах; дальнейший подъем авторитета правосудия; улучшение пра-воприменительной практики; повышение уровня правового воспитания граждан, их правосознания и др.

Правовое воспитание и правовое обучение .Правовоевоспитание представляет собой целенаправленный процесс


Теория права

воздействия на сознание граждан совокупности правовоспита-тельных форм, средств и методов с целью формирования глу-боких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребно-стей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Особенности правового воспитания:

1) исходной базой выступает система правовых норм;

2) осуществляется лицами, имеющими, как правило, юри-дическое образование или специальную юридическую подготов-ку, путем доведения до сведения воспитуемых установленных государством правовых предписаний, дозволений, запретов;

3) объектом воспитательного воздействия выступают не только лица, соблюдающие нормы права, но и склонные к со-вершению правонарушений или уже совершившие их;

4) осуществляется в специальных правовых формах с ис-пользованием специфических правовых средств и методов.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспиту-емых, которые способны развиваться, самосовершенствоваться.

Под воздействием правового воспитания происходит фор-мирование правосознания лица, которое выражается в накоп-лении правовых знаний и превращении их в личные правовые убеждения. Последние включают в себя не только знание пра-вовых норм, уверенность в их истинности, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

Задача правового воспитания будет решена лишь в том случае, если в правосознании воспитуемых возникнет сплав правовых знаний и убеждений, правовых потребностей, цен-ностей и привычек правомерного поведения.

Основной упор в правовом воспитании должен быть сде-лан на правовом обучении, поскольку воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказыва-ет воспитательный эффект. Очень важно начинать правовое обучение со школы, где ученики должны получать первичные знания о Конституции, правах и обязанностях личности, спо-собах их защиты, устройстве государственных органов и т. п.


Раздел IV





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 681 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...