![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Договорная теория (Б.Спиноза,Г.Гроций,Т.Гоббс,Д.Локк,Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Ее сторонники считали, что до появления государства общество находилось в естественном состоянии, которое они характеризовали по-разному («золотой век» у Руссо, «война всех против всех» у Гоббса). В естествен-ном состоянии каждый человек обладает личной свободой и другими неотъемлемыми естественными правами, что, в ко-нечном счете, приводит к противоречиям между людьми и к стремлению их разрешить. Следствием этого становится за-ключение договора о создании государства, которому люди передают часть своих прав. Но государство обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность.
Теория насилия (Л.Гумплович,К.Кауцкий,Е.Дюринг).Основной причиной возникновения государства приверженцы теории насилия считали военно-политические факторы: войны между людьми, завоевания и порабощения сильным слабого. Для управления завоеванными народами и территориями ну-жен был аппарат принуждения, которым и стало государство.
Марксистская теория происхождения государства
(К. Маркс, Ф. Энгельс). Данная теория связывает возникнове-ние государства с появлением частной собственности и деле-нием общества на классы. Государство возникает как резуль-тат классового антагонизма, как орудие господства и подавле-ния одного класса другим (как средство эксплуатации).
Тема 4. Происхождение права
Нормы первобытно-общинного строя как социальный регу-лятор. Процесс формирования «догосударственного права». Теории происхождения права и их современная оценка. Взаи-мосвязь формирования государства и права.
Государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40—50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникнове-ния государства существовали определенные формы челове-ческого общежития, социальное управление, власть, норма-
Раздел II
тивное регулирование. Становление этих общественных фе-номенов происходило как естественноисторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.
Формой человеческого общежития в то время был род
(первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.)оказывались включенными в сам объект управления,небыли от него отчуждены.
Для системы нормативного регулирования в первобыт-
ном обществе характерны следующие черты.
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и других норм (отсюда на-звание норм первобытного родового общества — «мононор-мы», которое ввел российский этнограф А. И. Першиц7).
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально не-обходимых, естественных условий жизнедеятельности челове-ка. Ф. Энгельс писал (в работе «Происхождение семьи, част-ной собственности и государства») по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются
7 См.: Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследо-вания по общей этнографии. М., 1979.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!