Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы основные черты античной философии?



Античная философия, включающая в себя философию Древней Греции и Древнего Рима, прошла в своём развитии четыре этапа:

1) демократический (или досократический) этап (VII – V вв. до н. э.);

2) классический (сократический) этап (середина V – конец IV вв. до н. э.);

3)этап эллинистической философии (конец IV – II вв. до н. э.);

4) этап римской философии (I в. до н. э. – V в. н. э.).

Древнегреческаяфилософия – это философия, разработанная греческими философами, которые проживали на тер­ритории современной Греции, в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Среди­земноморья, Малой Азии, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки и в Римской империи. Фило­софия же Древнего Рима чаще всего либо прямо отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под единым названи­ем «античная философия».

Античная философия сыграла исключительную роль в развитии мировой цивилизации. В ней зародилась западная философия, почти все ее последующие школы, идеи и представители, категории и проблемы. Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Это правомерно по двум основаниям:

1) в античности были заложены культурные основы развития европейской философии. Во все эпохи, вплоть до сегодняшних дней, европейская культура, философия и наука возвращаются к античной философии как к своему образцу мышления, источнику и колыбели. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до сих пор. Античность – это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других куль­тур помогло им расширить свой собственный кругозор;

2) в античности зародилось понятие «фи­лософия». В противоположность «Софосу» – мудрецу-пророку, который обладал «Софией» – тождественной мудростью, «философ» есть человек, который стремится к полной и завершенной истине. Философ – это человек, который ищет и любит истину. Оттого цель философа заключается в том, чтобы понять «мир как целое», уяснить, в чем первопричина сущего, первопричина бытия. Понять за счет разума, используя рациональную аргументацию. Необходимо объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают религия и искусство. В восточных культурах, философию которых мы кратко рассмотрели, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, кото­рое сыграло определяющую роль в истории европейской филосо­фии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о пер­воначале мира.

В целом для античной философии характерны сле­дующие особенности:

– в качестве материальной основы расцвета данной философии следует отметить эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

– философия Древней Греции не была связана с процессом ма­териального производства, поэтому философы стали са­мостоятельной прослойкой общества, которая не была отягощена физическим трудом;

– допускалось существование богов, которые считались частью природы и были близки к человеку, который также не выделялся из окружающего мира, природы;

– стержневыми идеями философии были: сначала кос­моцентризм (проявле­ние интереса к проблемам происхождения мате­риального мира), затем и антропо­центризм (в основе которого были проблемы человека);

– были заложены два направления в философии – идеалисти­ческое и материалистическое, которые поочередно домини­ровали: в досократический период доминировало материалистическое направление, в классический период отмечалось одинаковое влияние, в эллинистиче­ский – материалистическое, в римский – идеалистическое.

Кроме того, античной философией был выдвинут ряд фундаментальных проблем, которые актуальны по сей день (Несмеянов Е.Е., 2004, С. 31 – 32):

1. Проблема начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о тождестве и противоположности бытия и небытия; о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит и др.).

2. Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. В чем заключена сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Сократ, софисты, Эпикур и др.).

3. Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира – мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель и их последователи).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 9091 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...