Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эмпедокл (ок. 490 – 430 до н.э.) – древнегреческий философ из знатного рода города Агригента (Сицилия), для которого характерно сочетание глубины умозрения, точной наблюдательности с практическими интересами – стремлением использовать знания в жизни. Многие современники считали его живым богом, и чтобы их не разочаровывать, а уверить, что боги взяли его на небо, Эмпедокл, чувствуя приближение смерти, бросился в жерло вулкана.
Сохранились фрагменты го трудов: «Очищения» и «О природе». В них Эмпедокл предстает стихийным материалистом, но (в отличие от предшественников) не монистом, а плюралистом, т.е. в качестве первоначал сущего выделял не одну, а четыре стихии: землю, огонь, воздух и воду. Он считал эти стихии пассивными. А все происходящее в мире объяснял вечной борьбой двух сил – Любви и Вражды (ненависти). Эмпедокл полагал, что:
1. Изначально в мире, имеющем форму шара, все четыре стихии перемешаны равномерно. Это время торжества Любви. Вражда находится за пределами мира.
2. Проникая в мир, Вражда начинает разъединять разнородные элементы и соединять однородные. Вражда и Любовь пребывают в состоянии неустойчивого равновесия, но процесс направлен от единства к множеству, от блага к злу.
3. Побеждает Вражда, и разнородные элементы являются полностью разделенными, а однородные – соединенными.
4. Любовь возвращается и соединяет разнородные элементы, разделяя при этом однородные. Любовь и Вражда пребывают в состоянии неустойчивого равновесия. Общий процесс направлен от множества к единству, от зла к добру.
На третьей стадии космогенеза, по Эмпедоклу, возникает органический мир. Этот процесс также проходит несколько стадий:
1) возникают отдельные части животных;
2) процесс случайного сочетания отдельных частей животных приводит к возникновению как жизнеспособных организмов, так и нежизнеспособных чудовищ;
3) жизнеспособные организмы выживают, а нежизнеспособные чудовища погибают (идея естественного отбора);
4) путем размножения появляются животные, а затем и человек, который познает прежде всего то, что наиболее близко и подобно ему, ибо подобное всегда познается подобным.
Несмотря на то, что у Эмпедокла в объяснении мира присутствует органицизм, т.е. космос уподобляется живому организму, и он еще не переходит на уровень понятийно-категориального мышления, он явился новаторским философом, «спасшим» идею о движении и всеобщем изменении мира, в чем усомнились в свое время представители Элейской школы. Он поэтически обрисовал не только механизм движения, но и его причины и источники.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2015 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!