Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомеровский эпос, вопрос



Мифология

Мифы - это древние сказания, которые рассказывают про происхождение человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей.

Др-греч мифология – религия: основаны на вере в сверхъестественную божественную силу, но мифология опирается на систему культов и обрядов, на древние ритуальные установления, хотя и не обладает законодательно закрепленной догматикой. Миф – сказка: в сказке есть вымысел, который обусловлен заранее и прекрасно понимается рассказчиком и слушателями. Миф – легенда: в легенде присутствует память о неких событиях прошлого, изложенных с определенной целью и даже тенденцией, часто общественно-политической (например, легенды об основании тех или иных городов).

Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех ее материальных и духовных жизненных сил. Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа оказывались здесь не чем иным, как одной огромной родовой общиной, представители которой являются обязательно живыми существами, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Первобытное мышление мифологично, и мифология, в свою очередь, есть разновидность первобытного мышления. Но: миф все одушевляет и, будучи всегда полон смутных, эффективных реакций на такое же смутное жизненное окружение, во всем стремится найти магию; мышление же во всем стремится найти научные закономерности и человеческую практику стремится осознать, разумно направить и технически усовершенствовать.

Периоды развития мифологии

дофессалийский, или доолимпийский период (период собирательско-охотничьего хозяйства). Процесс жизни воспринимается древним человеком в беспорядочно нагроможденном виде. Поэтому человек делает все движимым какими-то непонятными силами.

а) Фетишизм

Форма религиозных верований, отражающая почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу. Ф. - поклонение неодушевленным вещам. Объектом поклонения – фетишем – мог стать любой предмет, по чему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте). Виноградня лоза и плющ – фетиши Диониса. Змея – Афина.

б) Анимизм.

анимизм — это род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных вещах.

- разделение магической силы демона вещи от самой вещи.

- Демоны могут отделяться от вещей и жить самостоятельно (греческая дриада, тоже нимфа дерева, но уже остающаяся в живых после уничтожения самого дерева)

- Матриархат

- антропоморфическое, то есть очеловеченное понимании богов.

- исторические пережитки, рудименты, или реликты (глаза коровы у Геры)

в) ранняя классика.

- патриархат (вместо мелких божков и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, а все остальные боги и демоны ему подчиняются)

- появление героев

- преображается вся природа, которая раньше была наполнена для человека страшными и непонятными силами. Теперь она воспринимается греками умиротворенно и поэтично (нимфы – добрые, красивые богини).

- человек обучается земледелию, скотоводству по воле богов.

г) Поздний героизм.

- человеческая сила набирает обороты (герои начинают выступать в состязаниях с богами)

- мифы о родовом проклятии, которое приводит к гибели нескольких поколений подряд.

- выход из общинно-родовых отношений возникает на путях афинской государственности и гражданственности, то есть уже за пределами самой первобытнообщинной формации.

д) Самоотрицание мифологии.

- культ Диониса, увеличивая человеческую самостоятельность, лишал ее мифологической направленности. Возникшая из культа Диониса трагедия использовала мифологию в качестве только служебного материала, а возникшая также из культа Диониса комедия прямо приводила к резкой критике древних богов и к полному их попранию (у Еврипида и у Аристофана мифологические боги свидетельствуют о своей пустоте и ничтожестве)

- Прометей - герой, опирающийся только на собственный разум и собственные руки, то есть человек новой цивилизации, который хочет овладеть силами природы вместо рабского служения им и жаждет постоянного прогресса.

- заря классового рабовладельческого общества, период формирования греческой демократической полисной системы.

- Боги превращаются обратно в предметы (Нарцисс – цветок)

- замена мифологии обыкновенной, трезвой и реалистической поэтизацией природы и человека.

е) Поздняя классика и декаданc.

- использование мифологии в политических и художественных целях (трагедии, революц. идеи Прометея)

Илиада, Одиссея

Илиада

Двуплановость композиции. Действие происходит, с одной стороны, под стенами Трои, где сражаются ахейские и троянские герои. С другой стороны, читатель переносится на гору Олимп, откуда всемогущие боги наблюдают за боевыми действиями.

Одиссея

"Одиссея" является продолжением "Илиады"; действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих лиц упоминаются те эпизоды, время которых приурочивалось к периоду между действием "Илиады" и действием "Одиссеи". Все важнейшие герои греческого стана "Илиады", живые и мертвые, выведены в "Одиссее".

Темой "Одиссеи" являются странствия и приключения "хитроумного" Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода; в это время к его жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца. Муж возвращается домой и изгоняет женихов из дворца.

Особенности построения сюжета: Введение ретроспекции – рассказ Одиссея о своих странствиях у царя, Завязка - отплытие Одиссея с острова Калипсо, Кульминация - узнавание Эвриклеей Одиссея по рубцу, Развязка - узнавание Одиссея Пенелопой.

По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях. Центральная роль главного героя выдвинута в «Одиссее» резче, чем в «Илиаде», где одним из организующих моментов поэмы являлось отсутствие Ахилла, его безучастное отношение к ходу военных действий. В «Одиссее» отсутствием героя определяется только первая линия рассказа (кн. 1 — 4), показ обстановки на Итаке и путешествие Телемаха, а с 5-й книги внимание концентрируется почти исключительно вокруг Одиссея: мотив неузнаваемости возвращающегося мужа использован, как мы видели, в той же функции, что и отсутствие героя в «Илиаде», а между тем слушатель не теряет Одиссея из виду.

Гомеровский эпос, вопрос

Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь. Примат общего над индивидуальным. Подлинное место эпоса - восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. В эту эпоху родовая община становилась оседлой, она начинает осознавать себя как единое целое, начинает помнить свою историю и великих героев, которые ее создавали. Гомеровский стиль совмещает два стиль: строгий и смешанный.

Оба эти стиля перемешаны у Гомера.
Признаки раннего (строгого) эпического стиля:
1) Объективность. Древний эпический стиль даёт объективную картину мира и жизни, не входя глубоко в психологию действующих лиц и не гоняясь за деталями и подробностями изображения. Важно только то, что событие происходит. Всё изображаемое в эпосе трактуется как объективная реальность. Здесь нет ничего выдуманного из-за субъективной прихоти художника. Невозмутимый повествовательный тон характерен у Гомера для любых сказочных сюжетов (как будто всё это в действительности существовало).
2) Вещественное изображение жизни. Вместо углубленной психологии и вместо показа собственного отношения к жизни художник сосредотачивает внимание на внешней стороне изображаемых им событий.
3) Традиционность. Объективный характер эпического изображения жизни сопровождается в строгом эпосе сознанием постоянства царящих в ней законов. Для эп. художника по сути нет разницы между настоящим и прошлым - он изображает всё постоянное, вековое.
4) Монументальность. Широкий охват настоящего и прошлого делает эпическую поэзию возвышенной, торжественной, далёкой от субъективной прихоти человека в сравнении в величавым и общенародным прошлым.
5) Героизм. Особым стилем показываются в эпосе и люди, если они понимаются как носители всех этих свойств эпоса. Человек показывается героем, потому что внешне лишен эгоистических черт, но всегда является и внутренне, и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом.
6) Уравновешенное спокойствие. Эпическое спокойствие возникает в поэте, мудро созерцающим жизнь после великих катастроф и событий. Созерцая мировые события в их вековом развитии, он получает от этого не только уравновешенное спокойствие, но и внутреннее утешение.
Признаки свободного (смешанного) эпического стиля:
1) Эпические жанры, кроме героической поэмы: «Илиада» и «Одиссея» в основном - героические поэмы. Эпосу Гомера свойственны зачатки других греческих жанров, например сказки. Сказка ничем существенным не отличается от мифа по содержанию - но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нём лиц и событий, сказка же относится к изображаемому достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа. Примеры: сирены, Сцилла - чудовище с шестью головами и 12 лапами и Харибда - водоворот. В гомеровском эпосе есть и элементы романа. Он повествует о бытовых явлениях, выходящих за пределы скромной и уравновешенной жизни общинно-родового строя (рассказ о розысках Телемахом своего отца - элементы прикл. романа, вторая часть «Одиссеи» - элементы семейного романа.)
2) Лирика. Много лирических мест. Страстная любовь к жизни, особенно в условиях безвыходного положения, пронизывает обе поэмы. Гомер часто рисует себе страдания родных погибшего героя, которые пока ещё ничего не знают о его злой участи.
3) Драматизм. У Гомера имеются элементы и трагедии, и комедии со всеми свойственными им драматическими конфликтами. Трагичны почти все герои поэм.
4) Комизм, юмор, сатира, ирония. Например, драка Одиссея с нищим у дворца, где пируют женихи. Олимпийские сцены почти всегда комичны - возвышенное подается в качестве низменного. Гомер относится к своим богам и героям весьма иронично. Сатирический элемент очень силен. Циклопы - карикатура на людей, живущих безо всяких законов.
Поэтическая техника эпоса.
Повторение - повтор целых стихов или их частей, рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни. Эпитеты - быстроногий Ахилл, волоокая Гера, многоумный Одиссей и т.д. Сравнение с огнём, животными и т.д. Речи всегда торжественны, но обладают весьма примитивной аргументацией и наивным построением, исходящим из души говорящего.

Гомеровский вопрос

Гомеровский вопрос - это вопрос об авторстве Гомера, о происхождении гомеровских поэм. Вопрос этот занимает ученых уже несколько столетий и очень труден для разрешения, а может быть, и совсем неразрешим.

а) Гомер в древности.

Старый и слепой певец, который, вдохновляясь музой, вел страннический образ жизни и сам сочинил как две известные нам поэмы, так и много других поэм.

б) Новое и новейшее время.

До конца XVIII в. господствовало общее мнение о том, что Гомер - это единоличный автор "Илиады" и "Одиссеи".

В самом конце XVIII в. немецкий ученый Ф. А. Вольф, находясь под влиянием романтического понимания народности, доказывал чисто народное происхождение поэм Гомера, а самого Гомера считал одним из авторов, более или менее поработавшим над созданием обеих поэм.

После Вольфа в течение 150 лет выдвигалось множество разнообразных теорий по гомеровскому вопросу, из которых ни одна не получила общего признания.

- "теория малых песен": раздробляла эпос Гомера на отдельные, мало связанные между собой песни, соединенные только впоследствии уже рукой какого-либо писателя или редактора.

- "теория зерна": признававшая за Гомером создание только одной небольшой поэмы и приписывавшая развитие и окончание поэм целому ряду других авторов. Этих авторов иной раз насчитывали несколько десятков, базируясь на разного рода противоречиях в поэмах Гомера и считая, что противоречащие части поэм должны обязательно принадлежать разным авторам.

- теории коллективного творчества: народ в общем и неопределенном смысле слова, отдельные греческие племена и их передвижение.

в) современное отношение к гомеровскому вопросу.

Подлинным и настоящим автором гомеровских поэм является сам греческий народ в своем вековом развитии.

Монодийная лирика ранней классики (Алкей, Сапфо, Архилох, Анакреонт)

Монодийная (или сольная) лирика – это разновидность мелики, произв., исполнявшегося в сопровождении струнного инструмента - кифары или форминги. Место возник. – о. Лесбос. М.л. звучала в узком кругу участников культового объединения или пиршества. В м. л. преобладают такие мотивы, как любовь, пиры, сетования об ушедшей юности, гражданские чувства.

Алкей (6-7 в. до н.э.) – эолийский мелик. В своих песнях воспевает: 1) превратности судьбы, общественно-политическую борьбу (аристократия в это время сражалась против демократии). 2) природа, вино и женщины. 3) гимны (сохранились Гермесу, Афине, Гефесту, Ириде). Алк. строфа – 11-11-9-10

Сапфо. Основная лирическая тема - любовь. 2) природа, тоже воспринимается через призму эротических настроений. 3) эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых). 4) эпиграммы и элегии, песни к подругам (совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность). «КАфродите». Сапф. строфа – 3 11-сложника + адоний (5).

Анакреонт. Стихотворения-песенки, в которых воспевалась весёлая, беззаботная жизнь, пирушки, вино, любовь. Чувства А-а легкие, поверхностные. Хар. черта поэзии – игра. Также известен как сочинитель гимнов(«Артемиде» и «Дионису»).

Архилох. Не отличился в сольной мелике. Незаслуженно засунули в вопрос.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...