Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Работа над произведением началась еще в 1848 году. В духе «натуральной школы» был написан и опубликован под названием «Сон Обломова» фрагмент будущего произведения (с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа»). Затем работа над ним прервалась, поскольку писатель отправился в кругосветное путешествие на парусном военном фрегате. Итогом этого плавания, продолжавшегося два года, стала книга очерков «Фрегат «Паллада», в которой впервые появилось характерное для автора «Обломова» противопоставление цивилизованного и патриархального мира с явным предпочтением последнего. К работе над романом писатель вернулся лишь в 1857 году, находясь на курорте Мариенбад. В 1859 году «Обломов» был опубликован в журнале «Отечественные записки», имел широкий читательский успех и сразу вызвал неоднозначные и во многом противоречивые суждения критики.
«Обломов» Гончарова кажется предельно простым и ясным произведением, содержание и смысл которого легко обозначить фразой: помещик-лежебока ничего не делает и бесславно умирает от удара. В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру… Но к первой части примыкает «Сон Обломова» (композиционный центр романа), представляющий собой развернутый «физиологический очерк», в духе традиций «натуральной школы» и дающий ответ на вопрос Ильи Ильича: «Отчего я такой?». Благодаря «Сну» Гончаров впервые в русской литературе рассмотрел жизнь человека «от колыбели до могилы», добившись тем самым возведения в тип образа, мелькнувшего перед ним, и придания ему родового и постоянного значения. Кроме того, «Сон» стал выражением одной из концепций жизни в романе: Обломовка – не только крепостная деревня, но в известном смысле образ жизни и сознание, развивавшееся в течение тысячелетий человеческой истории. Что же лучше: сон, пусть и сказочный, Обломова или кипучая жизнь Штольца? Деятельный Штольц в романе служит контрастом инертному Обломову. При всей подчеркнутости этого контраста образ немца раскрыт Гончаровым неглубоко: не сказано, чем же, собственно, занимается Штольц, в чем состоят коммерческие тайны его деятельности, психология его труда. Где Штольц радовался, где огорчался? Об этих сторонах мы ничего не знаем. По идее, немец должен быть воплощением жизни по отношению к Обломову: сам жил и учил его, как жить. Но живой личности из Штольца не получилось; он светится не своим светом: он ярок в меру того, что перебрасывается на него от Обломова, человека с задатками и душой, но инерт-ного. Штольц – типичный делец, знающий только непрерывность роста капитала. Дальше он не загляды-вает – и в этом однозначная слабость жизненной позиции Штольца.
Стоит отметить роль халата и дивана для Ильи Ильича. Халат в русской литературе стал, с одной сторо-ны, своеобразной аллегорией духовного падения, а с другой – мотивом созерцательного бытия. Печаль-ный удел Обломова – с любовью и почетом холить свой халат, причем только потому, что это форма его освобождения от тревог мира, выбор, осуществленный в пользу покойной жизни на диване.
Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Но, по мнению Дружинина, "напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви".
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 919 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!