Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа.
Некрасов впервые создал произведения не только о народе, но и для народа. Поэт говорил: "Мое авторское самолюбие вполне было бы удовлетворено, если бы, хотя после моей смерти, русский мужик читал бы мои стихи". Существенно новым было и то, что Некрасов, обращаясь к народу, указывал ему путь революции как единственно возможный и правильный.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" — итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Поэма создавалась на основе традиций передовой русской литературы. Некрасов выступал как продолжатель Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ и широко вводивших в литературу устное народное творчество. Использовал Некрасов и достижения автора "Записок охотника", создавшего ярко индивидуальные, многообразные типы людей из народа, опирался и на свой собственный художественный опыт("Коробейники", "Мороз — Красный нос», "Русские женщины" и др). Органически была связана новая поэма и с лирикой Некрасова, особенно со стихотворениями, раскрывающими духовный облик крестьянина. Много лет работал Некрасов над своим любимым детищем, и лишь смерть оборвала работу — поэма осталась незаконченной.
Перед нами поэма-эпопея с энциклопедически широким охватом жизненных явлений. Жизнь народа в этой поэме представала в ее движении от прошлого к настоящему и будущему. Поэт-мыслитель смог уловить связь между жизнью отдельных людей и исторической жизнью народа, между повседневными, бытовыми явлениями и героикой, между современностью, историческим прошлым и будущим.
"Кому на Руси жить хорошо" — не только итог и вершина творчества Некрасова, но и этапное произведение в истории русской литературы.
«Кому на Руси жить хорошо?» — с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-странников в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти "счастье мужицкое". Вот что говорят странники старосте Власу:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села!..
В поэме решается самый главный вопрос современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" В связи с ним возникает другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью? Отвечая на этот вопрос, Некрасов сумел доказать, что путь к народному счастью — путь борьбы, и поэт призывает народ стать на этот путь.
Вопрос о народном счастье — это и вопрос о счастье каждого человека. В поэме обрисовываются противоположные идеалы счастья: личное благополучие, богатство, почести, с одной стороны; счастье личное, неотделимое от народного, — с другой. Об истинном счастье говорит герой поэмы Гриша Добросклонов:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Только в борьбе за "воплощение счастия народного" человеку "вольготно, весело живется на Руси". Так понимали жизнь лучшие люди страны.
В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Правдиво, но очень поэтично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши — оптимистически настроенного борца, тесно связанного с народом и верящего в его великое и светлое будущее.
Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дьячок, жил "беднее захудалого последнего крестьянина", был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, — "батрачка безответная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день". Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была "кормилицей". Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью. Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, "кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет". Перед собой, как и перед любым думающим человеком, он ясно видел лишь две дороги:
Одна просторная Дорога — торная. Страстей раба...
По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль "о жизни искренней". Это дорога бездушья и жестокости, поскольку "за блага бренные" там кипит "вечная, бесчеловечная вражда-война".
Но есть и вторая дорога:
Другая — тесная, Дорога честная, По ней идут
Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд...
Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с "униженными" и "обиженными". Это дорога народных заступников, революционеров, и Гриша не одинок в своем выборе:
Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути...
Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появлении таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а "крепь", которая родила и "грехи помещика'', и грехи Глеба и "несчастного Якова".
Нет крепи — Глеба нового Не будет на Руси!
Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он — поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила — это "совесть спокойная, правда живучая", поэтому ощущает "в груди своей силы необъятные".
Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастливо живет на Руси, но и является олицетворением понимания Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1916 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!