Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

IV. Земля и мир у индусов



Я не сомневаюсь в том, что мифологический космос современного индуизма был изначально создан на основе геоцентрической системы планетарного неба. Его «концентрические океаны» являются просто межпланетным пространством, мифологически представленным и описанным. Его «концентрические континенты» — это те невидимые плотные «кристальные сферы», которые вращаются вокруг общей оси пифагоро-птолемеевской вселенной и «возглавляются разными видимыми планетами». В обеих системах Земля является не только центром вращения планет, но и центром каждой отдельной планетной сферы. Насколько полностью неверной была интерпретация плоского мира, даваемая нам первоначально (1), вряд ли можно было бы яснее показать, чем в следующем отрывке: «Прия Врата, чьей колесницы колесо

делило Землю (мир) на семь континентов, имела тринадцать мальчиков. Шесть из них вели аскетическую

жизнь, а другие были правителями семи частей Земли (мира). Джамбу-двипа предназначалась Агнидхре; Плакша — Медхатитхи; Салмали — Вапушмату; Куша — Джьотишмату; Краунча — Дьутимату; Шака — Бхавье; Пушкара — Савале. О каждом из этих владык, кроме правителя Джамбу, сказано, что они имели по семь сыновей, и каждому из них досталась одна седьмая часть земли отца. Эти семь частей каждого из шести континентов разделялись семью горными цепями и семью реками, текущими вширь; они размещались так по отношению друг к другу, что, если провести прямую линию вдоль любой реки или любой цепи гор и соотносимых с ними рек или гор другого континента и продлить ее до центрального острова, то она приведет к центру Земли» (2).

Все описания Земли в пуранах, безусловно, согласуются одно с другим, но приводимая ниже цитата из

«Вишну-пураны» особенно ясно понимаема, если её прочитать в свете приведенных иллюстративных выдержек: «Парашара. — Ты услышь от меня, Майтрейя, краткий очерк Земли. Полное описание я не смог бы

завершить и в сто лет. Семь великих отдельных континентов — это: Джамбу, Плакша, Салмали, Куша,

Краунча, Шака и Пушкара. И они окружены по отдельности семью великими морями: морем солёной

воды (Лавана), сока сахарного тростника (Икшу), вина (Сура), топленого масла (Сарпис), простокваши (Дадхи), молока (Дугдха) и свежей воды (Джала).

Джамбу-двипа лежит в центре всего этого, а в центре этого континента стоит золотая гора Меру. Высота Меру — 84 тысячи йоджан, а по глубине (от поверхности Земли) — 16 тысяч. Её диаметр на вершине — 32 тысячи йоджан, а по основанию — 16 тысяч; поэтому гора подобна семенной коробочке лотоса.

Пограничные горы (земли) — это Химават, Хемакута и Нишадха, лежащие к югу от Меру; Нила, Швета и Шрингин — к северу от неё; два центральных хребта (следующие за Меру, или Нишадха и Нила) лежат на сто тысяч (йоджан к востоку и западу) (3). Их высота — две тысячи йоджан, такова и их ширина. Варши (страны между этими хребтами) таковы: Бхарата (Индия), лежащая к югу от гор Химават; следующая — Кимпуруша, между Химаватом и Хемакутой; к северу от последней и к югу от гор Нишадха — Хариварша; к северу от Меру — Рамьяка, протянувшаяся от гор Нила, или синих гор, до гор Швета (белых гор); Хиранмая

лежит между горами Швета и Шрингин; Уттаракуру — за этими последними, в том же направлении, что и

Бхарата. Каждая из варш имеет протяженность в девять тысяч (йоджан).

Илаврита — такого же размера, но в её центре стоит золотая гора Меру, и вся эта страна протянулась на девять тысяч (йоджан) в каждую сторону от четырех сторон горы. В этой варше есть четыре горы, служащие как бы опорой Меру, каждая по десять тысяч (йоджан) высоты. Восточная из них называется Мандара, Южная — Гандхамадана, западная — Випул, а северная — Супаршва. На каждой из них стоит по одному дереву: Кадамба, Джамбу, Пиппала и Вата; каждое шириной свыше одиннадцати сотен (йоджан) и возвышающиеся, подобно знаменам на горах. Весь континент Джамбу-двипа получил свое название от дерева Джамбу. Яблоки с этого дерева велики, как слоны. Когда они перезревают, они падают на вершину горы и из их выделяющегося сока образуется река Джамбу, воду которой пьют местные жители. В результате испивания этой воды они проводят свои дни в довольстве и здоровье, никогда не потеют, не издают дурных запахов и не подвержены дряхлению и органическому распаду. Почва на берегах реки, впитывая сок Джамбу и осушаясь мягкими ветерками, порождает золото Джамбунада, из которого изготовляются украшения для святых душ, сидцхов. Страна Бхадрашва лежит к востоку от Меру, а Кетумала — к западу. И между ними находится Илаврита. К востоку от нее есть лес Чайтраратха; лес Гандхамадана — на юге; лес Вайбхиаджа — на западе, а роща Индии, или Мандана, — на севере. Там есть также четыре больших озера, называемых Арунода, Махабхадра, Аситода и Манаса; воду из них пьют боги. Главные горные хребты, которые отходят от основы горы Меру, подобно волокнам корня лотоса, таковы: к востоку — Ситанта, Мукунда, Курари, Мальяват и Вайканка; к югу — Трикута, Сисира, Патанга, Ручака и Нишадха; к западу — Шиквивасас, Вайдурья, Калила, Гандхамадана и Джарудхи; а к северу — Шанкхакута, Ришабха, Хамса, Нага и Каланджара. Эти и другие происходят из глубины тела Меру или из ее сердца.

На вершине Меру расположен обширный город бога Брахмы, простирающийся на четырнадцать тысяч лиг и воспроизводимый в небесах. А вокруг него, в главных точках и промежуточных местах, находятся столичные города Индры и других властителей сфер. Столицу Брахмы обходит река Ганга, которая, истекая

от стоп Вишну и омывая лунную орбиту, падает здесь с неба. После обхода города она делится на четыре

реки, растекающиеся в разных направлениях: это Шита, Алакананда, Чакшу и Бхадра. Первая, ниспадая на

вершины внутренних гор, с восточной стороны Меру, течёт через их пики и пересекает страну Бхадрашва на

пути к океану. Алакананда течёт к югу, к стране Бхарате, и, разделяясь по пути на семь рек, впадает в

море. Чакшу вливается в море после того, как пересечет все западные горы и пройдет через страну Кетумала. А река Бхадра омывает страну Уттаракуру и впадает в Северный океан.

Меру заключена между горами Нила и Нишадха (с севера и юга) и горами Мальяват и Гандхамадана

(с запада и востока). Она лежит между ними, подобная околоплодию лотоса.

Страны Бхарата, Кетумала, Бхадрашва и Утгаракуру расположены в мире, как листья лотоса, вне пограничных гор. Джатхара и Дэвакута — это два горных хребта, протянувшиеся с севера на юг и соединяющие между собой цепи Нила и Нишадха. А горы Триштинга и Джарудха — это северная граница (Меру), протянувшаяся между двумя морями с востока на запад. Так я изложил вам всё о горах, описанных великими мудрецами как пограничные горы, лежащие попарно с каждой стороны Меру. Также те, что подобны волокнам, Ситанта и другие, восхитительны. Их внутренние долины — любимые места отдыха сиддхов и чаранов. И там на них есть приятные леса, приветливые города, украшенные дворцами Лакшми, Вишну, Агни, Сурьи и других богов. Там жили и небесные духи, тогда как якши, ракшасы, дайтьи и данавы находились внизу, в долинах.

Таковы вкратце описанные области рая, или Сварги, места пребывания благочестивых, куда низкие не попадают даже после ста перерождений. В (стране) Бхадрашве Вишну пребывает в образе Хаяшира (лошадиноголового), в Кетумале — в образе Варахи (вепря), в Бхарате — в образе Курмы (черепахи), в Керу — в образе Матсьи (рыбы), а в своем вселенском образе он пребывает везде, так как Хари пронизывает собою все. В восьми просторах Кимпуруши и в других (всюду, не считая Бхараты) не бывает печали, усталости, беспокойства, голода, опасений; их обитатели избавлены от всех неудобств и страданий и живут (в ненарушаемом наслаждении) в течение десяти или двенадцати тысяч лет. Индра никогда не беспокоит их ливнями, ибо земля обильна водой. В этих местах нет перемены эпох Крита, Трета и другого их чередования. В каждой из этих варш имеется семь соответственных важных хребтов, на которых, о лучший из брахманов, берут начало сотни рек». (Из перевода «Вишну-пураны», X. X. Уилсона (Н. Н. Wilson).)

Дальнейшие расчеты географии пуран см.: Wilford. Sacred Isles in the West. Ch. III; Geographical Extracts from the Puranas // Asiatic Researches. Vol. VIII.

-----

(1) См. рис. в: Dr. Scudder. Tales for Little Readers about the Heathen. New York, 1849. P. 48.

(2) Babu Shоme. Physical Errors of Hinduism // Selections from the Calcutta Review, № XV, April, 1882.

(3) В нашем чертеже индусских варш длина внешних разделительных хребтов уменьшена примерно на указываемые здесь цифры. В другом чертеже — единственном, который я видел, показанном мне профессором Максом Мюллером в новом санскритском трактате, название которого я, к сожалению, забыл, — все горы

были представлены как параллельные хребтам Нила и Нишадха. Более того, вся поверхность Джамбу-двипы была круглым плоским диском, а второй из последовательных внешних хребтов был более чем на 1/10 короче предыдущего. В этой пуране Джамбу-двипа описана как шар, так же ее следует изображать и далее.

Р. S. После написания вышеприведенного текста успех снискало длинное исследование диаграммы капитана Уилфорда (Asiatic Researches. Vol. VIII. London, 1808). Главным его затруднением было колебание между тем, что он считал примитивной плоской Землей пуран и сферической Землей астрономов. Вторым и зависимым источником его бесконечных затруднений были его усилия интерпретировать мифическую географию в понятиях научной географии.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...