![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В формировании «отчуждающих» контекстов немаловажную роль играют эмоциональные усилители, адресуемые к ценностным установкам аудитории. В политических дискурсах в качестве таких эмоционально - побудительных маркеров выступают лексические единицы, оценивающие деятельность «чуждых» кандидатов: беззаконие, грязь, грязные игры, беспредел, мерзость, враньё, воровство, криминал, вымогательство, лицедейство, подлый обман и т.д. Ярко выраженная эмоционально-экспрессивная форма подобных единиц, повышающая суггестивность речевого воздействия, направлена на формирование отторжения политических оппонентов.
Например: Разве рынок они построили в нашей стране? Это не рынок, а криминальный хаос. (Кузбасс, 20 ноября 2003г.)
4. «Смысловые модализаторы»
Функцию речевых конструктов, усиливающих неприятие чуждых политических субъектов, выполняет группа «смысловых модализаторов», среди которых доминирующее положение занимают:
· Вводные слова: Сейчас Чубайс пытается предстать «защитником народа». Вот, мол, в пяти регионах снизил тарифы (Кузбасс, 7 ноября 2003г.).
· Неопределённые местоимения: Официальные СМИ распространяют некие данные о рейтинге СПС в регионе, которые, по мнению председателя РО СПС Д. Шагиахметова «опускают нашу организацию ниже плинтуса» (НГ, №53, 4 декабря 2003г.)
· Частицы: Виноваты те, кто голосует за депутатов без собственного лица, на которых губернатор укажет как на своих людей. Эти- то «голосователи» и лишили Кузбасс конкурентной среды в политике (Край, 21 ноября 2003г.).
Рассмотренные репрезентанты стратегии уничижения не исчерпывают всей полноты речевых приёмов дискредитации политических оппонентов. В современных политических дискурсах формирование социальных действий электората путём отчуждения «других / не наших» субъектов достигается благодаря широким возможностям речевого манипулятивного воздействия.
В частности, одним из приёмов манипуляции общественным сознанием является внедрение политических мифов, понятийную основу которых составляет оппозиция «своё - чужое». Базовый характер «свойственности – чуждости» в смысловой организации политических мифологем предопределён архаической семантикой рассматриваемой дихотомии: мессианское осмысление группы, объединяемой лексемой «СВОИ» («МЫ», «НАШИ») и наделение демоническими чертами противопоставляемой ей группы – «ОНИ» («ЧУЖИЕ», «ЧУЖДЫЕ», «НЕ НАШИ»).
Так, в современной политической коммуникации конструирование дискретного образа «ИХ» зачастую приобретает эсхаталогический характер запугивания. «ОНИ», «ЧУЖИЕ» ассоциируются со всеми общественными катаклизмами, развалом прежней жизни, всего общества в целом: ОНИ разрушили страну, посеяли в стране хаос, занимаются шельмованием. Группа же «МЫ», «СВОИ» предстаёт в образе персонифицированного героя, способного избавить от всех тягот и трудностей нынешней жизни: МЫ лечим Россию, спасаем народ, предотвращаем развал государства, продвигаем экономику, заботимся о благе народа, строим новую жизнь.
Саморепрезентация политических субъектов содержит и такие классические каноны мифологического мышления, как представление НАС в образе героев, подвергшихся гонениям за правду (НАС унижали, поливали грязью, дискриминировали, выдворяли из страны, в нас стреляли), но продолжающих бороться во имя спасения Отечества (МЫ не сдадимся, будем стоять до конца, добьёмся своего, не отступим и не подчинимся, пройдём до конца).
В политических дискурсах отражаются и некоторые стратегии действий по отношению к противоположной стороне, предопределяющие разные способы разрешения конфликтности:
1) активная позиция: непримиримость и неприятие чужого мира, находящие выражение во враждебности, агрессивности и насилии: народ готов начать раскулачивание, репрессии, ссылки; хватается за булыжники;
2) пассивная позиция: смирение с действительностью, безразличное и равнодушное отношение к представителям чужого мира: народ уже давно не ждёт многого от власти, утратил свой оптимизм, смирился со своим положением, безмолвствует;
3) приспособленческая позиция: нарушение пространства сообществ с целью публичной демонстрации своей отнесённости к другому классу. Такая установка, продиктованная прагматическими интересами политиков, оценивается народом как лицедейство: косят под народ, предвыборные уловки с демонстрацией «заботы» об обездоленных, показное стремление быть на одной ноге с военными.
Приведённый далеко не полный перечень речевых механизмов манипулирования сознанием, основывающихся на оппозиции «своё - чужое», подтверждает манипулятивный потенциал концептов «свой - чужой».
Кобзева И.В.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1007 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!