Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

III. Смысл 53



и во всякое время его можно трансформировать во временные различения, то есть можно использовать время для редукции комплексности, а именно, рассматривать прошлое как уже неактуальное, а будущее - как еще не получившее актуальности21. Если (и только если!) применяется такое различение, может порождаться избыточность в обращении к прошлому и вариативность в обращении к будущему, причем "порождать" означает здесь - представлять в современности22. Темпорализация современности является, однако, лишь одной из многих возможностей осмысленного обращения (а именно, посредством специфических различений) с вариативностью. Первенство принадлежит современности - собственно, той стороне формы смысла, которая в отличие от другой стороны этой же формы выше обозначалась как актуальность. Другая сторона представляет все то, что является доступным исходя из первой, -безразлично, является ли оно непосредственным и реальным, данным лишь в возможности или лишь в процессе восприятий, лишь в мыслях или в воображении. В некотором приближении к Спенсеру Брауну внутреннюю сторону формы можно отличать от ее внешней стороны как притягательную силу операции23. Осмысленное оперирование означает в этом случае, во-первых, что все операции осуществляются (или не осуществляются) на внутренней стороне формы, и следовательно, актуально; а во-вторых, что для образования смысла, однако, как раз и требуется некоторая другая сторона формы, именно внешняя сторона в виде пространства других возможностей, простирающегося в бесконечность.

То, что временное измерение смысла во всякое время может получить релевантность различения, существенно влияет на социальные отношения. Временное измерение препятствует вещному закрепощению социального измерения. В следующее мгновение другие могут наблюдать иначе, внутри предметного измерения смысла они получают временную мобильность. Степени признания обществом этого состояния исторически варьируется соответственно

Луман Н. Л Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. - 232 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 28

комплексности системы общества и могут быть легко прослежены в староевропейской традиции в ходе рассмотрения связи семантики вещи (res), двухзначной





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...