Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Синтез представлений о социальном действии, взаимодействии и социальной системе Т. Парсонса



Т. Парсонс реализовал сближение теории социального действия и системного подхода, целью которого было представление свойств социальных структур как стандартных форм социального действия и взаимодействия. В рамках общей теории действия им исследуются не только индивидуальные, но и коллективные субъекты действия и различаются три уровня социального действия: социальная система, культура и личность. Он выделяет следующие элементы мотивации действия: когнитивный (целедостижение), катектический (эмоциональное отношение к целедостижению) и оценочный (альтернативный выбор). Все эти индивидуальные действия в процессе взаимодействия являются социальными.

Понятие социального взаимодействия сходно с понятием социальной системы и система социального взаимодействия по Парсонсу имеет четыре аспекта: 1 – множество взаимодействующих единиц; 2 – множество правил или культурных кодов, организующих взаимодействие, 3 – сам процесс взаимодействия, 4 – среда взаимодействия.

Особую самодостаточную разновидность социальной системы представляет собой общество. С помощью осей дифференциации можно расчленить на внутренние подсистемы эту всеобъемлющую систему взаимодействия. Можно различить четыре условные функции: функции адаптации, производящие средства для достижения общих социентальных целей; целедостижение, которое охватывает процессы регулирования в сфере социального взаимодействия; интегративная функция, которая координирует все элементы; функции в сфере латентности как поддержание культурного образца. Все эти функции на уровне общества получают у Парсонса специальные названия, вызывающие ассоциации с традиционным теоретическим разделением в общественных науках: адаптивная функция – «экономия» или социетальная экономическая подсистема; целедостижительная – «полития» - социетальная политическая подсистема; интегративная – «социетальная общность» как аналитическое понятие, идеальнотипическое; и функция латентности, как фидуциарная система, то есть абстрагированная система отношений, опирающаяся на общественное доверие, общую веру.

Критика функционализма строится на следующих положениях. Он непригоден для анализа эмпирической реальности, поскольку является предельно абстрактной теорией, переоценивает ценности и нормы и недооценивает реальные социальные конфликты. Функционализм смешивает действия и систему, рассматривает действия индивида как структурно детерминированные. Наконец, главным в данной теории является то, что в ней анализируются, прежде всего, все виды деятельности, стабилизирующие общество, и совершенно упускается механизм нарушения функциональных отношений, не объясняется процесс социальных изменений.

3. Понятие «функция» и «дисфункция» Р.Мертона.

Роберт Мертон (1910- 1992) крупнейший представитель школы структурно- функционального анализа в США. С 1942 по 1970 гг. работал зам. директора Бюро прикладных социальных исследований, с 1976 г. возглавлял Центр социальных наук. Работая в Гарварде он разработал знаменитую теорию отклоняющегося поведения, основанную на выделении различных типов социальной адаптации. Им написаны такие работы как «Социальная теория и социальная структура», «Социальная структура и аномия». Он сформулировал понимание теории среднего уровня в системе социологического знания, которая выступает связующим звеном между общей социологической теорией и эмпирическими исследованиями.

Развивая метод структурно- функционального анализа, Мертон изменил иерархию его понятий. На место социального действия он поставил понятие функции. Его целью стало объяснение механизма функционирования и развития социальной системы. Мертон дает несколько интерпретаций понятия «функция»: как обязанности конкретного исполнителя; род занятий, статус; активность, соответствующая статусу; отношение переменной к другой переменной; витальные и органические процессы, рассматриваемые со стороны их роли в поддержании организма.

Понятие «функция» рассматривается Мертоном в паре с категорией «дисфункция». «Дисфункция» - это те наблюдаемые следствия, которые уменьшают адаптацию и регулирование в системе. Особое внимание в рамках функционального анализа Р. Мертон обращает на разделение функций на явные и латентные. Явные – это те, которые известны и подразумеваются определенными видами деятельности. Латентные – те последствия деятельности, которые заранее не известны. Например, к явным функциям института образования относится приобретение грамотности, обучение профессиональным ролям, подготовка к дальнейшему обучению, усвоение базисных ценностей общества. К его латентным функциям можно отнести приобретение определенного статуса в обществе, завязывание дружеских связей, поддержка выпускников при вступлении на рынок труда. Разграничение между явными и латентными функциями, функциями и дисфункциями позволяет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными. Даже если они не достигли поставленной цели и не объяснили социального поведения в целом, то понятие скрытой функции позволяет понять то, что это поведение может выполнять функцию для группы, отдельной общности, совершенно отличную от явной социальной цели.

4. Понятие «аномия», типология поведения по Р. Мертону.

Аномия в понимании Мертона вызывается несоответствием между культурными целями и институциональными, узаконенными средствами их достижения. Например, универсальной целью, предписываемой американской культурой всем членам американского общества, является финансовый успех, однако, легальные средства его достижения чрезвычайно ограничены. Социальное неравенство, существующее в обществе, наличие массовой нищеты, безработицы, резкое социальное расслоение заставляют часть его членов, не имеющих доступа к легальным средствам достижения благополучия, искать незаконные пути достижения поставленных целей.

Мертоном была разработана типология поведения, основанная на отношении индивида к общепринятым целям и средствам.

Конформность. Конформист принимает цели и средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества.

Инновация. Новатор стремится к достижению общепризнанных целей неинституциональными средствами, включая криминальные. Новатор в широком смысле слова – это и генератор новых идей, ломающий старые традиции, и преступник, нарушающий существующий закон.

Ритуализм. Индивид (например, бюрократ) при этом принимает институциональные средства, но игнорирует цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств.

Ретритизм. Это отход как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения. Это люди. Дистанцирующиеся от общества в силу различных причин, или отверженные обществом (наркоманы, алкоголики, бомжи, мигранты и так далее.)

Мятеж. Его представитель отказывается от существующих целей и средств и стремится создать новую систему идеалов и ценностей, путей их достижения (бунтари, революционеры).

Рассматривая аномию как социальную дезорганизацию можно ее трактовать как механизм детерминации девиантного поведения. Она провоцирует различные социальные отклонения, такие как преступность, наркомания, алкоголизм, суицид.

Опираясь на типологию социального поведения, были выделены модели социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам. Так нормативная личность–та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, как идеал личности данной культуры. Модальная личность – статистически более распространена как распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. С нестабильностью общества становится все больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.

Мертон один из наиболее выдающихся неортодоксальных представителей структурно-функционального анализа, который синтезировал количественный и качественный социальный анализ, внес вклад в теоретическую социологию и социологию среднего уровня – социологию науки, рассматривал социологическую парадигму не только как теорию, но и социальную технологию.

Феноменология (Э.Гуссерль, А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман). Индивиды не формируются социальными силами, т.к. они сами создают социальный мир. Каждый человек, воспринимая окружающий мир, интерпретирует и объясняет его по-своему. Способ и результат истолкования мира зависит от того, в какой семье воспитывался человек, от его жизненного опыта и взглядов на жизнь. Задача социолога должна сводится к анализу и описанию жизненного мира человека и связанных с ним состояний сознания.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 830 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...