Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идея социальной эволюции Г. Спенсера



Понятие эволюции занимает центральное место в теории Спенсера. Происходящие повсюду в социальной реальности явления представляют собой, по его мнению, части общего процесса эволюции. Существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду. Любой процесс развития включает, по Спенсеру, две стороны – интеграцию и дифференциацию. Он начинается с простого количественного роста, увеличения объема или числа составляющих элементов. Разрастание единиц в размерах неизменно сопровождается возрастанием сложности их структуры. Процесс роста – это процесс интеграции. А она сопровождается разделением структур, функций, если организм или общество стремится выжить в борьбе за существование. Социальные совокупности развиваются от состояния относительной неразделенности, когда их составные части походят друг на друга, к состоянию разделенности, когда эти части становятся различными. Более того, они начинают зависеть друг от друга, таким образом, при увеличении дифференциации возрастает взаимозависимость и интеграция социальных компонентов.

В обществах низкого уровня действия составных частей мало зависят друг от друга, в то время как в развитых сообществах действия жизненно важных компонентов становятся возможными только при их комбинации. Таким образом, там, где составные части имеют малые различия, то есть в простых обществах, они могут выполнять функции друг друга, они взаимозаменяемы; а там, где дифференциация частей велика, взаимная замена усложнена или совсем не возможна. Сложные общества более уязвимы и более хрупки в своей структуре, чем их ранние и менее совершенные предшественники (например, крушение Римской Империи от кочевых племен, находившихся на более низкой ступени социального развития).

Возрастающая взаимозависимость несхожих составных частей в сложных обществах и их уязвимость порождает необходимость создания регулирующей системы, которая контролировала бы и координировала действия составных частей. На ранних ступенях общественной эволюции начинается дифференциация между правящими и управляемыми. Власть правителя дополняется религиозной властью и властью общепринятых правил поведения и обычаев. На раннем этапе социальной эволюции регулирующие центры в основном нужны для осуществления внешних действий – завоевания и обороны. При усложнении функций приспособления частей друг к другу системы управления регулируют внутренние проблемы, осуществляют социальный контроль.

Социальная эволюция по Спенсеру - противоречивый, но плавный и автоматический процесс, не допускающий сознательного «ускорения», вмешательства со стороны государства. Он отмечал, что процессы роста и развития могут быть остановлены или расстроены, но не могут быть улучшены искусственным путем. Естественными ограничителями темпа прогресса выступает медленный, требующий многих поколений, процесс изменения человеческой природы, который не может обогнать прогресс общества. Из общих эволюционных законов следует невозможность перескакивания через уровни сложности, характерные для конкретных обществ. Спенсер предостерегает, что никакое учение и никакая политика не могут ускорить процесс социального развития выше известной нормы, и что сознательным вмешательством извне в естественный процесс эволюции, поддерживая благоприятные условия, можно достигнуть только того, чтобы общественный прогресс не встречал лишних остановок. Наилучшие условия, при которых осуществляется экономическое соревнование и естественный эволюционный процесс – это невмешательство государства.

Исторический детерминизм (К. Маркс). Социология марксизма наиболее тесно связана с идеологией. К.Маркс, анализируя общество, прежде всего капиталистическую ее стадию (термин, который ввел сам К. Маркс) анализировал, прежде всего, классовые антагонизмы (противостояние интересов различных социальных групп). Общество по К. Марксу обладает следующими характеристиками. Во-первых, - это объективная реальность, т.е. существует независимо от человеческого сознания. Во-вторых, общество - структурная целостность и развивающаяся совокупность. В-третьих, в обществе существуют противоречивые силы. С одной стороны они находятся в борьбе, а с другой стороны находятся в динамичном равновесии. В-четвертых, противоречие часто достигает стадии социального конфликта, который обуславливает общественный прогресс. Источником прогресса и развития выступают общественные потребности, борьба за удовлетворение которых, составляет основу общественных отношений. В-пятых, существует закон возрастания потребностей, потребности растут и в объеме и в качестве. Означает, что удовлетворение одних потребностей ведет к их перманентному (постоянному) росту и требует новых ресурсов для их удовлетворения. В-шестых, человек является продуктом общественных отношений. С одной стороны он формируется под влиянием всего многообразия существующих общественных отношений (экономических, политических, духовных). Одновременно, с другой стороны, человек сам формирует общественные отношения, приспосабливая их к своим потребностям.

Краеугольным положением концепций К.Маркса выступает исторический материализм. Данный подход означает, что сознание (в том числе и общественное сознание) является вторичным, производным от материи, является ее отражением. Соответственно общественное сознание возникает на базе общественного производства, бытия людей. Общественные отношения объективны, независимы от сознания людей, они предопределяют сознание каждой отдельной личности. «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». «Личность - это совокупность общественных отношений». Формы общественного сознания меняются в соответствии с формами общественного производства. Таким образом, базисными в обществе по К.Марксу выступают экономические, производственные отношения, все другие формы общественной жизни (политические, духовные, идеологические) составляют надстройку в обществе.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 438 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...