Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная статика и социальная динамика О.Конта



Социальная статика – раздел, который изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Это теория общественного порядка, организации и гармонии. Общество- это органическое целое, части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Данная теория выступает против индивидуалистических трактовок, где общество понимается как продукт договора между индивидами. Порядок и гармония зависят от социальной политики. Конт в качестве основных общественных институтов, упорядочивающих социальную жизнь, рассматривает семью, государство, религию и их функции в социальной интеграции.

Семья – нравственно- эмоциональный союз на основе симпатии. Она -посредник между индивидом и родом, дает моральное воспитание и выступает основой политической организации. Конт признает историческую изменчивость форм семьи, но идеализирует буржуазную семью, не связывает ее с имуществом.

Аналогом семейных отношений на более высоком уровне он считает кооперацию. Полагает, что люди трудятся в соответствии со склонностями и все заинтересованы друг в друге. Он видит и недостатки разделения труда, считает, что специализация сужает кругозор, а профессиональная корпорация настраивает одних против других. Это может привести к конкуренции. Тенденции к разложению должны нейтрализоваться политической властью правительства, государством. Это орган социальной солидарности и должен гармонизировать все интересы и потребности. Индивид должен подчиняться государству ради единства общества.

Социальная динамика рассматривает законы развития и изменения социальных систем и является позитивной теорией общественного прогресса. Это своеобразная «абстрактная история» - без имен, лиц, народов. Конт абстрагировался от многообразия конкретных форм исторического развития, создал схему, историю развития наиболее цивилизованных народов.

Прогресс – это развитие по восходящей линии, но простое развитие, без совершенствования, где общественный прогресс не тождественен моральному. Есть первичные и вторичные факторы, влияющие на него. Первичные – духовное, умственное развитие; вторичные – климат, раса, прирост населения и так далее, что влияет на разделение труда и побуждает к совершенствованию интеллектуальных и моральных сил человека. Вторичные факторы могут как ускорить, так и замедлить прогресс. Виды прогресса: материальный (условий жизни), физический (человеческой природы), интеллектуальный (от религиозного мировоззрения к метафизическому), моральный (развитие коллективности и нравственных чувств).

Основа социальной динамики – история человеческого духа, которая проходит три стадии. Существует исторический и логический закон трех стадий развития человеческого ума, соответствующий трем стадиям человеческой истории. Теологическая стадия – древность и раннее средневековье, где существовали фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия – эпоха реформации, просвещения. Это переходная эпоха разрушения прежних верований, критической философии, которая низвергла религию, но не представила другой позитивной теории. Революция как итог этой стадии ввергает общество в анархию, нужна новая идеология, интегрирующая общество. На смену этой стадии идет позитивная история во главе с наукой на пользу всему человечеству, которая принесет легкую жизнь и справедливый мир.

О. Конт пытался раскрыть закономерности социальной эволюции, представить общество в качестве целого. Он отметил связь форм религии и социально- политической организации общества, но недооценивал роль экономических отношений в формировании социальной структуры и в социальной эволюции.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 4358 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...