Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пьер Буаст



Как указывал В.О. Ключевский, «взамен дорогих... судов с затяжным письменным делопроизводством и дворяне, и горожане, и крестьяне просят для дел маловажных… близкого, скорого и дешевого словесного суда с выбранными из их среды судьями»[112].

Судебная реформа 1864 года предусматривала создание такого мирового суда, главным предназначением которого было примирение сторон, охрана и утверждение общего порядка и спокойствия. Основной целью данного института является мирное разрешение спора на основе взаимных уступок спорящих сторон.

«В лице мировых судей, – писал И.Я. Фойницкий, – Судебные Уставы желали дать местному на­селению не столько юристов-специалистов, сколь­ко лиц, к которым оно могло бы обращаться как к авторитетным посредникам своих мелких споров. Этим определись порядок замещения и условия, требуемые для права быть мировым судьей»[113].

Идея простоты и доступности суда для населения не нова. Еще в Ветхом Завете тесть Моисея Иофор советовал зятю: «Ты же усмотри из всего народа людей способных. Боящихся Бога, людей праведных, ненавидящих корысть… пусть они судят народ во всякое время… во всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами» (Исх., 18:21–22).

«Миролюбное прекращение дел до начала судебного разбора и даже во время оного должно быть преимущественной его задачей и потому суд сей известен под названием суда мирового»[114] – гласили Судебные Уставы.

В судебной системе России мировой суд являлся нижестоящим по отношению к окружному суду и вышестоящим по отношению к суду волостному.

Документы судебной реформы 1864 года регламентировали организацию мирового суда, его систему, подсудность. На территории России были введены мировые округа, разделяемые на участки, в каждом из которых имелся участковый мировой судья. Жалобы на приговоры и решения, вынесенные мировыми судьями, рассматривал съезд мировых судей округа, на котором председательствовал один из судей.

В таком виде мировая юстиция действовала только в губерниях европейской части. В национальных окраинах, на Севере, в Сибири, на Дону и других местах в организации и деятельности мировых судов были изъятия. Например, в Польше мировой суд был введен только в городах; в сельской местности в Закавказье второй инстанцией для мировых судов был окружной суд, а мировые судьи выполняли и функции следователей. На территории Сибири начальники полиции выполняли обязанности мировых судей, судебных следователей и даже нотариусов[115].

«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» закрепил, что должность судьи считалась общественной службой и состояла в высоком пятом классе. Мировой судья имел особый знак отличия – золотую цепь с изображением закона, которую возлагал на себя во время исполнения служебных обязанностей[116].

Для вступления в судебную службу, наряду с общими условиями (российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность) к претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования. Мировым судьей мог быть только местный житель.

Закон поставил это условие, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными нравами, обычаями и людьми. Но трактовался местный ценз весьма широко. Так, от претендента не требовалось проживание во время выборов или в течение определенного периода до выборов не только в том уезде, но даже в той губернии, где баллотировалась его кандидатура. Обязанность становиться местным жителем возникала, когда кандидат был назначен на должность мирового судьи. Тогда он определял (с согласия мирового съезда) постоянное место пребывания в своем участке и должен был находиться в нем безотлучно[117].

Кроме местного ценза, претендент на высокий пост мирового судьи должен был отвечать и требованиям имущественного ценза. Мировой судья, как и судьи общих судов, должен обладать имущественной независимостью. Причем претенденту на пост мирового судьи необходимо было иметь довольно солидное состояние, так как, в отличие от коронного судьи мировой получал гораздо меньшее содержание и в силу выборности являлся более зависимым.

Определялся имущественный ценз таким образом: в уездах требовалось владеть недвижимым имуществом на сумму не менее 15 тысяч рублей, в городах и столицах – не менее 6 тысяч рублей, в прочих городах – не менее 3 тысяч рублей. Столь различный размер имущественного ценза объясняется просто: таким образом, предполагалось увеличить и укрепить малочисленный в то время городской класс.

В отношении образовательного ценза Закон также проявлял лояльность к кандидатам, довольствуясь окончанием курса в средних учебных заведениях. Но и это требование не являлось необходимым в случае, если кандидат на пост мирового судьи не менее трех лет занимал должность, при исполнении которой мог приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Объяснялось это тем, что Россия в то время не располагала достаточным количеством подготовленных кадров. Кроме того, в лице мировых судей судебные уставы хотели дать местному населению не столько юристов, сколько лиц, к которым население могло бы обращаться как к авторитетным посредникам в разрешении мелких споров.

Срок службы избранного мирового судьи составлял три года. В случае недостатка в местности лиц, которые могли быть избраны на должность участкового судьи, сенат, по представлению министра юстиции, назначал мирового судью. Назначенный судья служил бессрочно, но мог быть уволен властью, его назначившей, в любое время. Составители уставов сочли необходимым обеспечить несменяемость только для должностей судейского звания в общих судебных местах, заменив ее для мировых установлений «сочной несменяемостью, обеспечиваемою лишь на избирательный трехлетний период»[118].

Положение, ограничивавшее срок деятельности мирового судьи столь краткими временными рамками, вызывало жаркие споры еще на стадии написания уставов, но, к сожалению, изменений не последовало и это со временем сыграло печальную роль в судьбе российской мировой юстиции.

Кроме перечисленных условий, составителями уставов для должности мировых судей было сделано специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли священнослужители и церковные причетники, состоящие под судом и следствием, несостоятельные должники, состоящие под опекой за расточительство.

Мировые судьи в России подразделялись на участковых и почетных.

Участковый судья в отличие от почетного получал от земства определенное содержание. Но он мог отказаться от содержания и в этом случае носил титул «почетного участкового судьи». Участковый судья являлся деятельнейшим членом мировой юстиции. Камера участкового судьи была открыта во все присутственные дни, за исключением дней пребывания судьи на съезде мировых судей. Но кроме этого, участковый судья обязан был лично принимать жалобы и прошения как письменные, так и устные, везде и во всякое время, и не вправе отказывать в принятии бумаг ни под каким предлогом. Более того, мировой судья должен был принимать и жалобы по делам, по роду своему ему неподсудным. В этом случае жалоба передавалась им по принадлежности, о чем судья сообщал заявителю.

Участковый судья, исходя из стремления ускорить судопроизводство и приблизить правосудие к избравшим его жителям, мог назначать разбирательство не только в камере, но и в любом другом пункте своего участка. А съезд мировых судей даже имел право возложить на участкового судью обязанность периодически выезжать для производства суда в отдаленные от камеры местности.

Что касается служебных полномочий почетных мировых судей, то они весьма незначительно отличались от полномочий участковых судей. Так, почетный мировой судья не имел камеры, не принимал, в виде общего правила, участия в судебном разбирательстве первой степени (в суде первой инстанции), и служебные обязанности его начинались лишь с момента пребывания в избравшем его округе. Участие почетного мирового судьи в судебном разбирательстве первой степени основывалось на началах добровольной юрисдикции, то есть в тех случаях, когда стороны сами обращались к его посредничеству. В уголовном судопроизводстве это применялось в незначительном объеме лишь по делам, допускавшим примирение сторон. Но даже при исполнении должности судьи участкового почетный мировой судья не получал за свой труд вознаграждения. И это справедливо, так как законодательно оставлял за почетным судьей право занимать должности, несовместимые с должностью участкового судьи.

Должность участкового мирового судьи признавалась совместимой только с почетными должностями в местных учебных или богоугодных заведениях. Должность почетного мирового судьи была совместима с всякою должностью по государственной и общественной службе, за исключением должностей прокуроров, их товарищей и местных чиновников казенных управлений и полиции, а также должности волостного старшины и обязанности церковнослужителя. В случае временного отсутствия участкового судьи в своем участке (болезнь, отпуск, семейные обстоятельства и т.д.), его обязанности делегировались съездом мировых судей почетному мировому судье.

Кроме судебного разбирательства в суде первой степени, участковые судьи принимали деятельное участие и в мировом съезде. Здесь они стояли наравне с почетными судьями. Съезд мировых судей объединил мировых судей округа, действовал периодически, выполняя две функции: судебное разбирательство второй степени и судебное управление мировым округом. Состоял мировой съезд из председателя, непременного члена (он избирался из числа мировых судей округа, совмещая деятельность судьи с обязанностями делопроизводителя при подготовке заседаний мирового съезда) и мировых судей округа, при съезде учреждались секретарь и канцелярия.

Должность секретаря в службе мирового судьи не предусматривалась, судья собственными силами обязан был вести протокол судебного заседания. В качестве суда второй степени съезд являлся апелляционной, а по делам меньшей важности – кассационной инстанцией мирового суда. Особенностью в данном случае было то, что в состав суда второй степени входили те же лица, которые отправляли правосудие в суде первой степени, а единоличное разбирательство у участкового судьи в мировом съезде сменялось коллегиальным слушанием дела. На заседании съезда требовалось участие не менее трех мировых судей. Несмотря на то, что прокуратура не входила в состав мирового съезда, присутствие на заседаниях прокурора для предъявления заключений по делам было обязательным.

В области управления мировым округом съездом съезд составлял наказы для судей, на основании докладов мировых судей изготовлял ежегодные отчеты о движении дел по округа. Съезд также осуществлял надзор за всеми мировыми судьями округа, включая право возбуждения против них дисциплинарного преследования, а также увольнял мировых судей в отпуск и назначал заменяющих их почетных судей.

Высшим судебным начальством для мировых установлений признавался Сенат, являвшийся органом кассационного производства по делам мирового разбора, а в некоторых случаях и апелляционной инстанцией для рассматривания уголовных дел о мировых судьях. В российской судебной системе Сенат был единой для мировых и общих судов кассационной инстанцией.

К компетенции мировых судей было отнесено рассмотрение маловажных гражданских дел. В области уголовного судопроизводства ведомству местных судов подлежали проступки, за которые Уставом о налагаемых мировыми судьями наказаниях предусматривались следующие санкции: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше 300 рублей; арест не свыше трех месяцев и заключение в тюрьму на срок не свыше одного года и шести месяцев. Пререкания о подсудности между мировыми судьями одного округа разрешал мировой съезд этого округа, а если спор возникал между судьями разных округов, то решение о подсудности принимал то мировой съезд, в округе которого первоначально возникло дело[119].

Мировой судья приступал к разбирательству дел по жалобам частных лиц, понесших вред или убытки, по сообщениям судебных мест, лиц прокурорского надзора, судебных следователей, полицейских и других административных властей, а также по непосредственно усмотренным им преступным действиям, подлежащим преследованию независимо от жалоб частных лиц.

Рассмотрение дела в мировом суде начиналось по инициативе самого судьи, в случае «непосредственно усмотренным им преступным действиям», ил по жалобам частных лиц на нарушение их прав и «по сообщениям» полицейских и иных административных органов.

Мировые судьи разбирали дела о проступках, нарушающих нормы о воинской и земской повинностях, нарушение горных уставов, уставов о соли, постановлений по питейному сбору и акцизе, уставов о выделке и продаже табака, таможенных, торговых уставов, правил печати, нарушение порядка управления и др.

Так, мировые судьи рассматривали дела за превышение установленной цены на хлеб, таксы за перевоз через реку, за содержание мостовой в неисправности, неудаление в безопасное место вопреки требованию полиции горючих материалов. Однако не подлежали наказанию лица, не исполнившие решения суда или уклоняющиеся от явки в полицию для объявления об уплате недоимок.

За оскорбление низших должностных лиц государственных учреждений, служащих волостного и сельского самоуправления в словесной форме судья мог подвергнуть нарушителя аресту на срок до одного месяца или взыскать штраф не свыше 100 рублей, а в случае обиды действием аресту не свыше трех месяцев, при условии, что оскорбленный находился при исполнении служебных обязанностей и чтобы это было известно оскорбителю.

Производство дел у мирового судьи состояло в устном и непосредственном разборе, который должен был оканчиваться, по возможности, в одно заседание.

Интересным представляется тот факт, что процессуальное положение потерпевших в мировом и общих судах существенно отличалось. Потерпевший в мировом суде пользовался правами обвинителя. Обвинительные приговоры мирового судьи подразделялись на окончательные и неокончательные. Окончательными считались приговоры, в отношении которых законодателем пересмотр не допускался, но они могли проверяться с точки зрения законности содержащихся в них постановлений (в кассационном порядке). Неокончательными приговорами были те, которые смогли быть пересмотрены по существу (в апелляционном порядке)[120].

Приговоры мировых судебных установлений вступали в законную силу – когда стороны заявляли об отказе от права на обжалование приговора, когда на неокончательный приговор апелляционная жалоба, а на окончательный кассационная жалоба в установленный срок не подавалась.

15 июня 1912 года Законом о преобразовании местного суда с целью сокращения производства по маловажным уголовным делам был введен институт судебных приказов. Заимствованный из австро-германского процесса, он был для России процессуальным новшеством. Мировому судье отныне давалось право по делам о преступлениях, наказание за которые не превышало денежные взыскания либо пени до 50 рублей или арест до 15 дней, и в случае, когда у судьи не возникало сомнения в доказательствах обвинения, без обращения дела к судебному разбирательству приговаривать обвиняемого судебным приказом.

Судебные приказы не могли постановляться по делам, которые по Закону подлежали прекращению за примирением сторон, а также в случаях предъявления к обвиняемому гражданского иска в уголовном процессе или когда было необходимо принять меры для устранения последствий преступления. Вся процедура сводилась к докладу мировым судьей дела, заслушиванию объяснений обвиняемого и обвинителя, в случае если они явились в судебное заседание, и постановлению судебного приказа. Если в течение 7 дней после получения осужденным копии приказа от него не поступало прошения о судебном разбирательстве дела, приказ вступал в законную силу.

Обязанность исполнения приговоров местной юстиции Закон возлагал на судью, постановившего приговор. Устно в зале суда осужденному объявлялись выговор, замечания или внушение. Когда приговор содержал наказание в виде денежного взыскания, пени, то судья выдавал чинам местной полиции или судебному приставу, состоявшему при мировом съезде, исполнительный лист. Приговоры, наказывающие арестом, приводились в исполнение путем содержания осужденного в специальных помещениях, созданных при мировых участках. Осужденные к тюремному заключению отсылались местной полицией в общие тюрьмы по распоряжению судьи.

Мировой судья осуществлял в своем участке не только судебные функции, круг его обязанностей был значительно шире, чем у судьи общего суда. Вступивший в должность участковый судья, выполнив необходимые предварительные действия (принесение присяги, избрание места пребывания, отказ от несовместимых с должностью судьи занятий и т.п.), становился активным членом общественной жизни уезда.

Кроме судебного разбора в качестве судьи первой и второй инстанций, соединенного с обязанностями предварительного следствия и примирения, закон поручал мировому судье выполнять на территории своего участка также функции административного и охранительного характера. Участковый судья открывал избирательные сельские съезды, утверждал их председателей, в составе съезда участвовал в разрешении определенного вида прошений лиц мещанского сословия[121].

Он же выполнял обязанности нотариуса, а в случае отсутствия медика вместе со священником выдавал призываемым на военную службу свидетельства о болезни. Кроме того, мировой судья приводил к присяге чинов лесной стражи, принимал участие в освидетельствовании лиц, страдающих душевными заболеванием. Обязанности по устройству помещений для приговоренных к аресту, как по надзору за ними, также были возложены Законом на мирового судью.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Мировые судьи сразу приобрели себе популярность и доверие у местного населения, а их присутствие очень скоро стало «не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школой порядочности и уважения к человеческому достоинству»[122]. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

В число первых мировых судей Орловской губернии был избран известный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. По словам Тургенева, фетовская судейская деятельность была пронизана «ясным и честным здравым смыслом и положительной законностью». Окрестные помещики и крестьяне ценили его ум и честность и именно за эти качества 11 лет подряд избирали Фета мировым судьей Мценского уезда. Отметим, что и сам Иван Сергеевич Тургенев был почетным мировым судьей Мценского уезда Орловской области. Еще один известный русский писатель Николай Семенович Лесков начинал свою трудовую деятельность со службы писарем Орловской уголовной палаты окружного суда.

В ходе контрреформ Александра III мировые суды были упразднены почти на всей территории России, сохранены только в столицах (Москве и Санкт-Петербурге) и нескольких крупных городах, а вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. По мнению А.Ф. Кони Закон 12 июля 1889 года явился бурей, «которая смела с лица русской земли мировые судебные учреждения и обратила в ничто их многолетнюю работу по воспитанию народа в чувствах законности»[123].

§ 3. Реформа местного суда 1912 года [124]

«Законы пишутся для обыкновенных людей,

поэтому они должны основываться

на обыкновенных правилах здравого смысла»





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 487 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...