Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечание протопресвитера Михаила Помазанского



Внимание каждого христианина, знакомого с Библией, привлекается параллелью между началом ветхозаветной книги "Бытия" и началом Евангелия от Иоанна с первого же их слова. На этой параллели внимание остановим и мы.

" Эн архи " - "В начале" - первые слова обоих священных творений. Греч. "архи" имеет три основных значения: а) начало события или дела, в обычном, простом смысле слова; б) начальствования, господства, или власти: в) и в значении старого времени, прошлого, давнего, а в религиозном смысле - неограниченного временем, вечного.

В подлинном языке книги прор. Моисей применяет это слово в обычном, первом смысле: Бог, прежде всех Своих действий вне Себя, сотворил небо и землю. То же слово стоит первым в Евангелии от Иоанна, но св. апостол возвышает смысл греч. Слово "архи": "В начале было Слово" - Слово, как личное Божественное бытие, "было в начале" - прежде всякого иного бытия, более того: вне всякого времени, в безграничной вечности. В том же Евангелии еще раз стоит это слово, в таком же значении; приводим этот стих. Когда иудеи спросили Господа: "Кто же Ты?" - "Иисус сказал им: "От начала Сущий, как и сказал вам" - Тин архин, оти кэ лало имин. Так первые книги двух Заветов, ветхого и нового, начинаются одним и тем же выразительным словом; но оно в книге Нового Завета имеет более возвышенный смысл, чем в книге Бытия.

В дальнейшем тексте обеих книг, особенно в первых пяти стихах каждой, замечаем эту внутреннюю связь, пусть - не нарочито проведенную евангелистом, так как проведена она не в точной последовательности, но как связь, сама собой вытекающая из существа этих двух предметов речи. Здесь ясно определяется величие для нас новозаветных событий при сопоставлении их с ветхозаветными. Проводим эту параллель, ставя для ясности на первом месте книгу Бытия, на втором - Евангелие.

Кн. Бытия: Евангелие:
1. "В начале сотворил Бог..." 1. " И сказал Бог: Да будет..." 1. " В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово." Здесь истина Единобожия возвышается откровением второй ипостаси в Боге, (выражение "было к Богу" поясняется далее, в стихе 16:" Единородный Сын, сущий в лоне Отчем").
2. " Земля же была безвидна и пуста" (безжизненна)... 2. " Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." Глагол "сказал" уточняется словами "сказал Словом," участием второй Ипостаси Божественной, Творцом всего мира, исполнителем воли Отца.
3. " И сказал Бог: Да будет свет." - Сказано о физическом свете. 3. " В Том (в Слове) была жизнь" (Противопоставление).
4. " И тьма над водами..." 4. "И жизнь была Свет человеков." Предмет мысли неизмеримо возвышается, не смотря на обозначение одним и тем же словом. О Слове, Сыне Божием: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" - (Противопоставление).
В дальнейших стихах:  
5. О Духе Святом. " И Дух Божий носился над водою..." 5. Приведены слова Иоанна Крестителя: " Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (ст. 31-32, Сопоставление).
6. " И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему..." 6. О Вочеловечении Слова. " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (ст. 14, - Сопоставление).
7. " И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал" (Бытие 2:2). 7. Пришествие Слова на землю. Слава Спасителя: "Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Иоан. 1:51, - Сопоставление).

Это совпадение то мыслей, то словесных выражений между данными двумя священными книгами Ветхого и Нового Заветов, этот свет первого в церковном понимании Евангелия, падающий на первую книгу пророка Моисея, подтверждается словами самого апостола в той же первой главе его Евангелия: " От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (ст. 16-17).

Поэтому нет надобности искать источник для имени "Логос - Слово," твердо вошедшего в христианство. Да это имя-понятие совсем не чуждо вообще Ветхому Завету. "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32:6), - сказано в Псалтири, бывшей в ежедневном чтении иудеев, в древне-еврейском ли тексте или в переводе 70-ти.

Но еще яснее для нас светит прощальная беседа Господа с Его учениками. " Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца" (Иоан. 14:24). " Все, что Я слыхал от Отца Моего, сказах вам" (15:15). " Все, что имеет Отец, есть Мое" (16:15). Вот основной предмет этой величественной беседы, как и последовавшей за ней первосвященнической молитвы Господней.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 429 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...