Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-политическое развитие России



В течение целого столетия с первого Земского собора 1549 г. до 1653 г., когда для решения вопроса о воссоединении Украины с Россией собор был созван в последний раз, русский царизм носил некоторые черты сословно-представительной монархии. Однако в создании институтов представительной власти уже Иван IV увидел угрозу монархии. В начале XVII в. после Земского собора 1619 г. сословно-представительная монархия начинает постепенно сдавать свои позиции и эволюционировать в сторону абсолютизма. Постепенно отмирают Земские соборы но одновременно возрастает статус царской власти, идеология которой покоилась на двух началах: ее божественном происхождении и идее преемственности царей новой династии Романовых от династии Рюриковичей. В правление Михаила Романова появляется государственная печать, а в царский титул вводится слово «самодержец».

Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в сословно-представительных подпорках. Земские соборы заменялись учреждениями государственного аппарата и Боярской думой. В самой думе также происходили изменения; менялся ее состав, т. к. в ней все большую силу набирали дворяне и приказные чины. Резко увеличился и численный состав этого органа - к концу века он насчитывал 94 человека. Уже Алексею Михайловичу пришлось создавать внутри Боярской думы более узкий орган для оперативного решения насущных вопросов.

Перемены совершались и в приказной системе, расцвет которой пришелся на XVII в. Действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались, что не способствовало четкости и профессиональному управлению. За это время резко возросла и численность чиновников в них: в середине века насчитывалось 837 приказных, в конце - 2739.

Одним из самых важных мероприятий правительства Алексея Михайловича (1645-1676) стало принятие Уложения 1649 г., которое состояло из 25 глав, почти тысячи статей и обнимало все сферы государственной жизни. Уложение полностью определило правовой статус основных сословий России, отменило урочные лета для сыска беглых и тем окончательно прикрепило крестьян к земле. Крестьяне - частновладельческие, поместные, вотчинные, монастырские, дворцовые и др. становились «навеки крепкие». Владельцы могли продавать, покупать, закладывать, передавать по наследству, судить своих крестьян. Уложение запрещало духовенству приобретать вотчины, чем резко ограничило возможность расширения монастырского землевладения; закрепило и обособило посадское население, обращая его в замкнутый класс. Из посада теперь нельзя было уйти, зато и в посад нельзя было войти посторонним. Была утверждена система наказаний за нарушение законов.

Важным шагом в политической модернизации страны, связанным с укреплением института самодержавия, явилась церковная реформа, проведенная в 50-60 гг.

Православная церковь на Руси при всей ее кажущейся мощи все же не обладала теми правами и привилегиями, которыми в средние века обладала католическая церковь. В условиях складывающегося абсолютизма необходимо было разграничить церковные и светские функции. В связи с воссоединением Украины и России необходимо было также унифицировать церковные обряды.

Церковную реформу осуществил патриарх Никон. Он нанес сокрушительный удар по «древнему благочестию». По его указу церковные книги были исправлены по греческим подлинникам, двоеперстие при крестном знамени было заменено троеперстием, земные поклоны - поясными, были произведены и другие изменения.

Некоторые из церковников не приняли реформу Никона, в том числе протопопы Аввакум и Даниил, которые характеризовали патриарха как «волка в овечьей шкуре». Царь и Собор 1654 г. поддержали Никона. Произошел церковный раскол на сторонников новой (никонианство) веры и старой (старообрядчество). Старообрядцев поддерживал простой народ. Происходили восстания раскольников, они уходили в леса, в скиты, нередки были случаи массового самосожжения.

Но стремление Никона в условиях складывающегося абсолютизма противопоставить себя царской власти и возвысить над ней церковь, вмешательство во внутренние и внешние дела царя вызвали разрыв между ним и Алексеем Михайловичем. На Соборе в 1665-1667 гг. Никон был низложен. Участники церковного Собора приняли компромиссное решение: «Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в церковных». Эти решения положили конец многовековым притязаниям духовенства на право в управлении государством.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 477 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...