![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
§ Тематический архив: видео по специальной теме сбрасывается на отдельную кассету (теперь на редакционный сервер, в рейд-массив). Репортажные кассеты дня (по 30 мин.) по количеству выездов в конце дня сдаются архивариусу для сгона исходников. При этом в каталоге указывается автор, дата, название сюжета.
§ Событийный (актуальный) архив: запись ежедневных выпусков.
§ «Географический» архив: например, адресные планы областной и городской администрации, университета, других важнейших учреждений города.
§ Фотоархив незаменим при использовании компьютерной графики: фотографии известных политиков, общественных деятелей, деятелей культуры и т.п., а также фотографии ваших же корреспондентов (желательно время от времени освежать подборку снимков) для производства так называемых «хрипушек» (начитки текста к сюжету по телефону).
§ Кассеты архива должны быть отхронометрированы, расписаны по датам съемки, по содержанию и последовательности видеоматериалов, все данные занесены в компьютер с программой поиска по ключевому слову.
§ Необходимо обучить корреспондентов самостоятельному компьютерному поиску архивного материала.
2.2. Работа на месте события
Представим, что вы узнали все о предстоящем событии, личности или факте, что можно было узнать в условиях дефицита времени. Но вот вы приехали на место съемки. Что дальше? А дальше надо снимать, а значит работать в команде с оператором, надо что-то выяснять, приставать к разным людям с вопросами, говорить о происходящем в телекамеру. Но до всего этого надо бы усвоить несколько простых и непреложных истин.
Первое правило – рассказывать только о том, что не может быть показано. Как и в театре, в новостном сюжете главное – действие, а интервью синхроном – дело нужное, но чаще всего дополнительное и поясняющее. В одной из студенческих работ на производственной практике в местной телекомпании рассказывалось, как милиция борется с незаконной куплей-продажей цветных металлов. Милицейский чин в кадре пространно повествовал о закрытии пунктов по приему медного лома, о проверке грузового транспорта на выезде из области и о милицейских рейдах по тем участкам линии электропередач, где постоянно срезают сотни метров проводов. А ведь репортер мог бы показать зрителям, как в одном гараже прикрыли пункт скупки, а в соседнем, допустим, ведется такая же скупка. Показать, как срезанный кусок медного провода можно “толкнуть” барыгам, не боящимся никаких проверок и рейдов. Репортаж можно было вести, залезая на опору с оборванными проводами, или из милицейской машины, в которой лежат конфискованные мотки тех же проводов.
“Мне не нужна картинка, где вы стоите, словно проглотив палку, с микрофоном в руке, - инструктирует репортеров NBC их шеф-редактор Ройвен Франк. – Я хотел бы, чтобы вы бежали к месту события». Похожие рекомендации и указания дают и в телеслужбе АВС: «Идите с демонстрантами, проезжайте по снесенному пригороду, сидите на полуразвалившемся крылечке с бедняками, стойте в гуще толпы, выходите из-за диковинной статуи, говорите с места на трибуне стадиона, рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной что-то говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения! От этого зависит, примут или отвергнут ваш материал». Иногда запись репортерского текста осуществляется полностью на месте съемки. Как правило, этот способ дает хороший естественный звук, поскольку вся запись осуществляется в одних акустических условиях. Однако прием этот требует особо тщательной подготовки от репортера и специальных навыков произнесения «Stand up», о чем еще пойдет речь дальше.
Второе правило при работе на месте события – сотрудничество с оператором. Надо постараться заранее обсудить свои планы работы над сюжетом. Репортерско-операторский дуэт должны сходиться во мнении относительно таких ключевых вопросов, как:
- Главная идея сюжета, «зерно» видеоматериала;
- Композиционные узлы сюжета – зачин, кульминация и финал;
- Продолжительность сюжета (количество планов и синхронов).
Таким образом, репортер должен делиться с оператором всей имеющейся у него информацией, а оператор в свою очередь также должен донести до журналиста все имеющиеся у него профессиональные соображения по предстоящей съемке.
Третье правило при работе на месте события – как можно скорее сформулировать тему будущего сюжета. Не каждое событие может стать темой телевизионного репортажа. Важно не допустить ошибку на первом этапе - этапе определения темы, так как в дальнейшем она может свести на нет всю работу съемочной группы. Поэтому, выбирая тему, журналист должен задать себе несколько вопросов.
Первый из них - насколько значимо событие? Затрагивает ли тема интересы большинства населения или только узкого круга зрителей? Так несколько лет назад в томских средствах массовой информации довольно широкое освещение получил семинар по проблемам франчайзинга. В то время как на территории всей области лишь для работников двух-трех небольших предприятий этот вопрос был действительно актуальным, а большая часть аудитории даже слова такого не слышала.
Ошибка иного рода - недооценка события. Довольно распространенный пример - проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве или, как называют их на телевизионном жаргоне, «бытовухи». Может показаться, что авария в конкретном доме затрагивает лишь интересы его жильцов. Но сам по себе факт может оказаться типичным. Привлекая внимание к конкретному дому, журналист поднимает проблему актуальную для большей части жилого сектора. Весной 1996 года под тяжестью таящего снега обвалилась крыша одного из домов в пригороде Томска. В ходе работы над репортажем выяснилось, что из-за недофинансирования этой весной работники ПЖРТ не чистили от снега крыши во всем этом районе. Таким образом, проблема оказалась актуальной для широкого круга зрителей.
Бывает, что событие, не является социально значимым, тем не менее привлекает зрителей своим эмоциональным настроем. Реальный случай: маленькая девочка упала с седьмого этажа, но мужчина, проходивший мимо, успел ее поймать, так что ребенок отделался лишь испугом. Вряд ли кто-нибудь из зрителей попадет в подобную ситуацию. И все же рассказ об этом событии не оставит их безучастными. Таковыми являются большинство репортажей о героических поступках, о курьезных случаях. Правда, сюда же можно отнести и репортажи о насилии, об убийствах и несчастных случаях. Практически во всех регионах самыми рейтинговыми программами являются криминальные хроники, и вряд ли этот факт можно объяснить их общественной значимостью.
Следующий вопрос, который должен задать себе репортер, является исключительно телевизионным - что я буду показывать? Каким бы ни было событие, рассказать о нем телерепортер может только видеорядом с сопутствующим ему текстом. Не будет видеоряда - не будет репортажа. Наиболее распространена ошибка, когда репортер считает, что его задача найти тему, а задача оператора - отснять происходящее. Даже профессиональный оператор не может «набрать видеоряд» там, где его нет. Репортер заранее должен знать, что будет происходить на месте события, можно ли это снять. И если можно, то на какой объем закадрового текста хватит этого видеоряда (о методах расчета - в 6-м разделе книги). Если же событие содержит «бедный видеоряд», от такой темы, возможно, лучше вообще отказаться, так как корреспонденты газет и радиорепортеры более полно и более оперативно смогут рассказать о нем.
Подобный выбор телерепортеру чаще всего приходиться делать, когда речь идет об официальных мероприятиях: заседаниях, конференциях, семинарах и т.д. В двух словах рассказать об этих событиях невозможно, и в то же время разнообразного видеоряда набирается не более 15-20 секунд, (если не повторять до бесконечности одни и те же планы сидящих людей, что зачастую и делают телерепортеры). Если событие действительно социально значимое, репортер еще до съемки должен решить вопрос, сможет он «разнообразить картинку» или нет?
Есть несколько способов решения этого вопроса. Узнав, какие проблемы будут рассматриваться, репортер, во-первых, может поднять архивный видеоряд. Во-вторых, запланировать себе досъемки, для чего нередко приходится предварительно договариваться, чтобы его пустили на тот или иной объект.
График работы может выглядеть следующим образом. Тема - на заседании в мэрии сообщается, что в очередной раз откладываются сроки завершения капитального ремонта межвузовской больницы. Репортер поднимает архивный видеоряд (врачи протестуют против закрытия больницы на капитальный ремонт) и на этих кадрах рассказывает предысторию события. Далее переходит на кадры самого заседания, на которых сообщает о принятом решении. И в завершении делает досъемки на самом объекте, иллюстрируя этим видеорядом причины срыва сроков. Получается репортаж, в котором не только затрагивается общественно значимая тема, но который содержит и разнообразное, «говорящее» видео.
Прежде чем сказать себе: «я берусь за эту тему», репортер должен быть уверен, что он сможет использовать «архив» и сделать досъемки, то есть провести подготовительную работу.
Наряду с наглядными кадрами происходящего важной составляющей частью сюжета является интервью. Сюжет должен быть персонифицирован, иначе он не будет интересен. Происходящее затрагивает конкретных людей. Кто может выразить реакцию, эмоции этих людей в репортаже? При кажущейся простоте, не всегда ответ на этот вопрос бывает очевидным. Порой в репортажах происходит подмена респондентов (интервьюируемых). Чаще всего это можно наблюдать, когда о бедах и проблемах малоимущих, пенсионеров или многодетных семей рассказывает чиновник. Даже если он в полном объеме владеет информацией, все же лучше, если об этих проблемах расскажут те, кого они непосредственно касаются. У зрителей это вызовет больше доверия, и, скорее всего, такие интервью будут более «живыми», интересными, чем официальные комментарии.
Определившись с респондентом, лучше всего заранее договориться с ним о времени съемки, узнать как можно больше о нем самом, о его точке зрения на событие и степени его компетенции. После чего репортер предварительно составляет вопросник, (формулирует самые важные вопросы). При этом надо помнить, что большинство людей боятся камеры. Именно от поведения репортера будет зависеть, как поведет себя респондент. Путаные, четко не сформулированные вопросы, как правило, ведут к таким же сумбурным ответам.
Нередко один репортаж требует произвести съемки в нескольких местах. Чтобы не произошло накладок, репортер составляет график. А также примерный план будущего сюжета, чтобы еще до съемок определиться, какой объем видеоряда потребуется ему с того или иного места, сколько времени потребуется, чтобы «набрать» этот видеоряд. Предварительный план будущего сюжета и его таймер согласовывается с редактором новостей. В некоторых случаях репортеры составляют не один, а два и более таких графиков, с учетом возможных срывов: не пропустили на объект, не оказалось на месте респондента и т.д.
Таким образом, выезжая на съемку, репортер уже имеет представление о будущем сюжете. Но реальная ситуация может внести свои коррективы. Так что, оказавшись на месте съемки, репортеру порой приходится отказываться от принятого плана. И уже на месте съемки проделывать всю эту работу заново.
Чтобы иметь возможность гибко реагировать на происходящее, репортер определяет основное место съемки и второстепенные. Работу лучше начинать со съемки основного видеоряда. Если событие начнет развиваться неожиданным образом, то тогда будет легче внести коррективы в график, в противном случае придется отказаться от уже проделанной работы. Так, съемочная группа, прибыв на предприятие, где рабочие объявили голодовку, обнаружила этих самых рабочих, кушающих украинский борщ. И хотя все требования «голодавших» были вполне справедливыми, сама голодовка перестала быть голодовкой и освещение события требовало уже иного подхода. В новостном репортаже главное - это новость. Необходимо вычленить ее и именно с нее начинать работу.
Журналисткая этика не позволяет использовать в репортаже постановочные кадры. Репортер не должен вмешиваться в ход события. Нельзя просить людей, чтобы они продублировали какое-либо действие или сделали то, что не входило в их планы (это оправдано может быть в исключительных случаях). Аналогичное требование распространяется и на интервью, репортер должен уметь выслушать и не навязывать респонденту свою точку зрения.
Запись интервью лучше делать, не покидая основного места события, чтобы на заднем плане, за респондентом находились детали, которые визуально могли бы связать интервью с основным видеорядом, после, при монтаже, это позволит сохранить визуальную последовательность. Если тема репортажа - пуск конвейера, то не надо писать интервью с главным инженером в его кабинете, хоть он и чувствует себя там комфортнее. Необходимо убедить его, что лучше это сделать возле самого конвейера. При этом надо следить, чтобы во время интервью респондент смотрел на репортера, а не в камеру. Подобным образом записываются только официальные обращения, но в репортаже такой фрагмент будет выглядеть неуместным. Нередко интервьюируемые предлагают сначала проговорить все «без камеры» и лишь потом записать интервью. От подобных предложений лучше отказаться. Практика показывает, что экспромт, как правило, бывает лучше, звучит естественней, чем отрепетированная речь.
Для записи интервью могут быть использованы различные типы микрофонов, в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой репортер. В большинстве случаев пользуются выносным микрофоном. Если репортер стремится создать максимально комфортную, непринужденную обстановку - может быть использован микрофон-петличка, который в кадре практически незаметен. Так же может быть использован микрофон-удочка. Он позволяет брать интервью, находясь на расстоянии от респондента, через головы представителей других СМИ. При съемке же скрытой камерой используют радиомикрофон. Этот микрофон, в отличие от перечисленных выше, не соединен с камерой проводами. Не надо писать интервью на шумовой микрофон (микрофон встроенный в камеру), так как помимо голоса респондента, он воспринимает все остальные шумы.
При съемках видеоряда камера помимо «картинки» записывает на шумовой микрофон и «родной звук» - интершумы. В дальнейшем при написании сценария интершум может стать одним из элементов репортажа. В некоторых случаях при съемке оператор специально прописывает интершумовые фрагменты. Например, при съемках военного парада необходимо записать такой музыкальный фрагмент, чтобы его хватило на весь закадровый текст. Иначе, если при монтаже собирать репортаж из нескольких интершумовых кусков, произойдет несовпадение тактов, интершум получится рваным и будет раздражать зрителей. Бывает и так, что какие-то кадры снимаются только из-за интершума, например, перестрелка на дальнем рубеже. Отдельные детали здесь почти неразличимы, но слышен звук выстрелов.
В завершении съемки репортер может прописать стэнд-ап (журналист с микрофоном в кадре). Стэнд-ап так же, как и интервью, лучше всего записывать на говорящем, адресном, фоне: на фоне митингующих, на фоне работающего конвейера и т.д. Такой стэнд-ап, как правило, вызывает у зрителей доверие к тому, о чем рассказывает репортер, так как зритель воспринимает журналиста уже как очевидца и даже участника события.
При работе на месте съемки надо помнить, что не весь отснятый материал - видеоряд, интервью, интершум-можно будет использовать в репортаже. Что-то неизбежно придется «вырезать» при монтаже. Практика показывает, что при работе с профессиональным оператором, при четких и динамичных интервью соотношение должно быть примерно 1 к 10 или 1 к 15. То есть для двухминутного репортажа должно быть 20-30 минут «исходного материала». В дальнейшем из этого материала журналисту предстоит выбрать те кадры, те фрагменты интервью, «синхроны», которые будут использованы в репортаже.
2.3. Монтаж сюжетов
В зависимости от структуры и традиций телекомпании дальнейшие функции репортера после работы на месте события могут быть различными. Есть телекомпании, где, вернувшись со съемки, репортер сдает весь отснятый материал, и в дальнейшем процессе производства не участвует. Так в основном поступают со съемками стрингеров. В других телекомпаниях послесъемочная деятельность репортера сводится к написанию закадрового текста. Всю остальную работу выполняют режиссер, монтажер и диктор. Но может быть и обратная ситуация, когда репортер выполняет всю работу, в том числе и монтаж, и ведение эфира. Например, на американских телестанциях такая должность, как монтажер, зачастую просто отсутствует.
На российских же региональных государственных и негосударственных телестанциях репортер, как правило, выступает в роли сорежиссера совместно с монтажером. Он отсматривает материал, пишет текст, предварительный сценарий и озвучивает репортаж. Впрочем, порядок работы может быть и иным. Существует, как минимум, два подхода при подготовке репортажа к эфиру. В первом случае сначала монтируется видеоряд. Потом под этот видеоряд пишется текст. Такой метод практикуется в европейских и американских телекомпаниях. На местных российских телестанциях широкого распространения он не получил. Как правило, репортер сначала пишет текст, начитывает его, и лишь потом совместно с видеоинженером монтирует видеоряд под текст. При таком подходе может сложиться ситуация, когда монтажеру не хватит видео, чтобы перекрыть закадровый текст журналиста. В лучшем случае репортер переписывает текст, в худшем - в эфир выдают репортаж, в котором один и тот же кадр используется дважды и более. О соблюдении визуальной последовательности в данном случае говорить уже не приходится.
Чтобы избежать этого, репортер, по сути дела, пишет свой репортаж дважды. В одном случае он «выстраивает» на бумаге видеоряд и лишь после этого пишет текст. В окончательном варианте это может выглядеть следующим образом:
(Фрагмент репортажа об операции по уничтожению незаконных посевов мака.)
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1068 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!