Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеи Платона — это в наивной форме данные законы природы и общества



Идея, по Платону, это «порождающая модель вещи». В мире идей существует иерархия. Выше всего стоит идея блага (красоты и добра), далее следуют идеи отношений, идеи человека, идеи вещей и вообще неодушевленных предметов (неорганическое). Связующим звеном между миром идей и миром вещей является душа, которая созерцает после смерти тела мир идей, а затем возвращается в новое тело. Душа человека - тоже идея, большую часть времени пребывающая в небесном мире. В момент рождения душа вселяется в тело, в эту «темницу» и забывает большую часть того прекрасного, доброго, что дано было ей увидеть в мире идей. Этим объясняются людская глупость и безнравственность, которые вылечиваются только философией. Живя на Земле и философствуя, душа желает вернуться в родной для нее мир идей и ради этого многое может вспомнить. Так объясняется ставящая многих в тупик мысль Платона о том, что «философствовать - значит учиться умирать». Если душа при жизни прониклась философской мудростью и освободилась от земных, животных привычек, то смерть для нее - не уничтожение, а новое рождение в прекрасном, духовном мире.

Платон вовсе не говорил о том, что идея создает материю, как иногда непра­вильно толкуют высказывание Платона, что идея есть условие бытия вещи. Нет, материя, по Платону, которую он называл Восприёмницей и Кормилицей всего су­ществующего, существует «от века». Идеи не создают материи, благодаря идеям происходит оформление материи. А наличие определённой формы позволяет ви­деть ту или иную вещь. Сама же по себе вещь, т.е., вещь со своей материальной стороны - только тень идеи.

Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создал маленький рассказ, известный как миф о пещере. Миф — это история, которую необходи­мо переосмыслить, для того чтобы понять ее подлинное значение. Миф этот присутствует в его знаменитом диалоге «Государство», в котором Сократ беседует с группой молодых людей, которые хотят услышать его мнение об идеальном правителе. Сократ говорит: представьте себе пеще­ру, в которой с самого рождения томятся заключенные в цепях люди, закованные каким-то злым великаном. Их головы не могут поворачиваться, так что они посто­янно смотрят только в одну сторону — на стену пещеры. Позади заключенных го­рит огонь, свет от которого отбрасывает тень на стену. Между огнем и заключен­ными ходят взад и вперед люди, которые проносят различные предметы. Заключенные не могут повернуть голову и не видят этого, не видят огонь, людей или ве­щи, которые те несут. Они видят только те­ни от этих вещей на стене. Сократ говорит, что эти люди наверняка бы решили, что тени на стене и есть настоящие предметы. Представьте себе, как бы чувствовал себя узник, если бы с него сняли цепи и показа­ли бы ему этих людей, огонь и предметы. Сократ утверждал, что он бы наверняка ре­шил, что это воображаемые объекты, по­скольку всю жизнь он привык верить в то, что реальные вещи — это тени. Более того, свет ослепил бы его, и он бы отвернулся. Теперь представьте, что этого узника вывели наружу на дневной свет. Огог как же вокруг светло! Если бы этого бедного заключенного попро­сили посмотреть прямо на солнце, которое, по мнению Сократа, явля­ется источником всех вещей, его глазам было бы больно, и он все рав­но бы ничего не увидел.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...