Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Прошлое как процесс развития общества



Является ли прошлое объективной реальностью, существующей вне нашего сознания?

На любой вопрос есть минимум два ответа – да и нет. В зависимости от варианта можно либо считать историю наукой, либо формой искусства.

Если прошлого уже нет – его изучение можно заменить конструированием, «складыванием» артефактов в ту либо иную, зависящую от современного уровня развития, модель - гипотезу или теорию.

Если прошлое – объективная реальность, то существует потенциальная возможность его постижения во всей полноте.

Итак - прошлое как реальность не существует:

Древние эллины полагали, что прошлое поглощается Хроносом - Временем. От прошлого осталось, что, что не исчезло в его чреве.

Для современного исследователя это исторические источники - письменные памятники, устные предания, произведения материальной и художественной культуры.

Для некоторых эпох эти свидетельства крайне малочисленны, для других - обильны и разнородны.

Эллины осознавали, что для воспитания будущих поколений нужны образцы, достойные подражания. Исчезновению их в пасти Хроноса препятствует муза истории Клио («дарующая славу»), дочь Зевса и Мнемосины, записывающая деяния героев и других достойных граждан.

Судьба остальных «кануть в Лету» (реку «Забвение»), одну из пяти, отделяющих мир живых от царства мертвых (Стикс, Лета, Ахерон с перевозчиком Хароном, Коцит и Флегетон).

Подобный подход рождает представление о том, что люди вольны брать из прошлого лишь то, что полезно в воспитательных, идеологических и иных целей. Вместо истории как знания - мифология, отражающая специфическое представление о прошлом.

Ф. Х. Кессиди писал, что «миф - это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание», не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание».

Теперь допустим, что прошлое - реальность, существующая во всей полноте, влияющее как на настоящее, так и на будущее. В этом случае, возникает вопрос - где она скрывается от пытливого человеческого разума?

Поиски ответа на этот вопрос неминуемо приводят к феномену времени.

Говоря о времени, мы подразумеваем три его формы: прошлое (собственно объект истории как области знания), настоящее и будущее.

Как эти формы времени связаны между собой?

1. Популярным является схематическое изображение времени как прямой линии (ось времени).

Прошлое Настоящее Будущее


Еще Аврелий Августин (354 - 430 гг.) в своей знаменитой «Исповеди» указал на парадоксальность времени, которое в нашем представлении распадается на прошлое, настоящее и будущее. Но прошлого уже нет, будущего еще нет. Реально только то, что существует в настоящем, которое лишь краткий миг между прошлым и будущим.

В рамках линейного представления о времени мы можем начинать новый день с «чистого листа», «отряхнув прах прошлого с наших ног», ибо уходя из настоящего в будущее, мы все далее отдаляемся от прошлого.

Осознавая, что проблемы дня сегодняшнего посеяны вчера, мы интересуемся лишь обозримым прошлым. Исторические процессы, удаленные на столетия и тысячелетия становятся неактуальными, неинтересными, ибо «не оказывают влияния» на наш сегодняшний и, тем более, вчерашний день.

Есть ли у времени начало и конец? Здесь также возможны различные варианты ответа:

1. Время бесконечно. С появлением человека у времени появляется новое качество – историческое, ибо история там, где есть человек.

2. У времени, как и истории, есть начало и конец («конец света»). Христианский «Символ веры» включает выражение - «прежде всех век», то есть до начала «исторического времени».

У древних евреев и персов возникла эсхатология (от греч. ἔσχατον - «конечный», «последний» + λόγος - «слово», «знание») - система взглядов и представлений о конечности нынешнего мироздания, о конце истории, ее разрешении, исходе.

Из иудейской эсхатологии выросла христианская философия истории, у истоков которой стоял Аврелий Августин. Потрясенный падением «Вечного» Рима, разоренного в 410 году Рима готами Алариха, Аврелий Августин создает капитальный труд «О Граде Божьем». Он пишет о том, что всегда была, есть и будет вечность, в которой пребывает Бог. Августин понимает ее не как как бесконечность времени, а как его отсутствие.

Время историческое - промежуток между Сотворением мира и Концом времен. Кульминация его - Боговоплощение, открывающее падшему человеку путь к Спасению, вечной жизни в новом, преображенном мире.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 484 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...