Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статистик



В области насчитывается 777 памятников истории и культуры, из них 218 объектов федерального значения[9], более 3500 объектов культурного наследия, работают 28 музеев (86 сетевых единиц), 5 театров, 6 концертных организаций (2010 год).

Культурно-познавательный туризм в область составил 63,2%, по служебным целям — 19,2%, отдых в сельской местности — 12,8%, лечебно-оздоровительное направление — 4,8% (2011). Культурно-познавательный и деловой туризм в Вологду составляет 53% и 43% соответственно.

В 1986 году Вологодскую область посетил 1 млн. туристов. В 2012 году — около 2 млн. человек.

Год              
Количество прибывших туристов, тыс.              

История освоения края, по данным археологов, началась более 25 тыс. лет назад. В 1983 г. найдена стоянка близ с. Нюксеницы. Находки, обнаруженные на глубине 7 метров, позволяют ученым отнести ее к эпохе верхнего палеолита - древнего каменного века - и подтверждают возможность проникновения первых коллективов охотников на территорию края в периоды межледниковья.

Археологические исследования находок более позднего периода — неолита, обнаруженных неподалеку от Кириллова, (Караваевский могильник и стоянки «Караваевская», «Мыс Святого озера») и Археологическое исследование погребений более позднего периода — мезолита (VII-V тыс. до н.э.), найденных на берегу озера Лаче, свидетельствует о принадлежности населения к древнеевропеоидной группе.

Здесь на высоком песчаном холме находится самая древняя (9450 лет) на территории Вологодской области стоянка эпохи мезолита.

В I тыс. н.э. происходило освоение бассейнов рек Мологи и Сухоны. была заселена неславянскими племенами. К югу от Онежского озера, и на реках Сухоне, Юг, Вычегде и Северной Двине жило финно-угорское племя «емь», которая называлась русскими «чудью заволоцкой». В северо-восточных окрестностях Онежского озера жило племя «лопь» или «корела». На Вычегде — «пермь» («зыряне»). К югу от еми жили угрофинские племена «весь» и «меря». Отдаленными потомками летописной веси являются современные вепсы. Они располагались вокруг Белоозера, в бассейнах рек Шексны и Мологи.. Ныне на территории области в Бабаевском и Вытегорском районах проживает около тысячи представителей этой народности.

В V-VII веках н. э. начинается освоение края славянским населением, что повлекло за собой ассимиляцию финно-угорских племен. Колонизация Русского Севера происходила как с запада (словенами), так и с юга (кривичскими племенами). Представители княжеской администрации шли по следам колонистов: собирали дань на вновь освоенных землях, устраивали погосты, начинали строительство городов. Так возникли Белоозеро, Великий Устюг, Вологда.

Курганные погребения, городища, селища датируемые VIII-XII вв., свидетельствуют о языческих верованиях и образе жизни местного населения того времени (большая курганная группа X-XI вв. близ д. Степаново на берегу р. Вешары, городище Княжья могила, XI-XIII в. в б. д. Ильинское и др.).

Самые ранние известия о северных городах относятся к Белоозеру, племенному центру Веси (в «Повести временных лет» упоминается под 862 г), и Устюгу (первое упоминание — 1147 г.) — свое название он получил в связи с размещением близ устья реки Юг. Более раннее селище находилось на высоком холме, носившем название Гледен (позднее здесь основан Троице-Гледенский монастырь).

Троице-Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухоны и Юга. Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Здесь, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы. Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII в. На средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII в. Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. Монастырь был упразднен в 1841 г. Вновь открылся в 1912 г. в качестве женской обители. В 1925 г. упразднён. Монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С нач. 1980-х г.г. архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме.

По своему характеру, славянская колонизация вологодских земель, условно подразделяется исследователями на «монастырскую» и «крестьянскую».

При «монастырской» колонизации сначала появлялся скит или небольшой монастырь, который в результате миссионерской и хозяйственной деятельности монахов осваивал окрестную территорию и привлекал на нее крестьян. Для «крестьянской» колонизации характерно освоение земель путем их простого заселения непосредственно крестьянами-земледельцами. Особенностью исторического развития Вологодского края является именно его мирное освоение путем христианского просвещения местных жителей и привлечения славянского населения на основе монастырского строительства.

В XII-XVI вв. в крае создается большая сеть православных обителей: Спасо-Прилуцкий, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский монастыри — вокруг Вологды; Кириллов, Ферапонтов, Горицкий монастыри — в Белозерье; Спасо-Каменный и Дионисиевы Глушицкие монастыри — в Кубеноозерье; Спасо-Суморин, Николо-Маркушевский — в Тотемских землях; Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский в Великом Устюге, и др.

Ферапонтов монастырь

Ансамбль Ферапонтова монастыря — памятник истории и культуры федерального значения на территории Кирилловского района Вологодской области (Россия). Располагающийся в монастыре Музей фресок Дионисия является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента 1997 г. включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия.

Ферапонтов монастырь расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды. Монастырь выстроен на холме меж двух озер — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения. Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV — XVI веков. Ферапонтов монастырь - единственное в России место, где сохранилась уникальная настенная роспись Дионисия, созданная мастером в 1500-1 502 г (после разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII — XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалево, Сковородка). Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера, это - последняя крупная работа великого художника. Вместе с ним над росписью трудились сыновья - Владимир и Феодосии. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII в.в., раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства.

Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII в. естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Основанный в 1398 г. святым Ферапонтом, другом и сподвижником святого Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь был около 400 лет одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, бывшего в 1447 − 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Послушником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные н жалованные грамоты светских н духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 г. с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню. В 1798 г. Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 г. началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

В 2.5 км к югу от монастыря расположен почти полностью разрушенный Ильинский погост у Цыпиной горы. Сама гора - это поросший лесом холм, один из самых высоких в округе. От погоста сохранилась лишь деревянная церковь Ильи Пророка (1755 г.) Находится церковь в плачевном состоянии. Храм легко не заметить, поскольку он скрыт за деревьями. Ориентиром является небольшое Ильинское озеро, на берегу которого и располагался погост.

Горицкий монастырь

Горицкий Воскресенский монастырь — женский православный монастырь в селе Горицы Вологодской области, на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения. Основан монастырь в 1544 г. княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская церковь.

1563 г. после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь.В 1569 г. вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья. Есть версия, что тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре. В 2007 г. в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 г. Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. В 1591 г. после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе. В 1606 г. Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова. В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II. На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1549 г. на средства АндреяСтарицкаго и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 г. инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов.В XVIII в. колокольня была полностью перестроена. К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня. В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации. В 1821 г. при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В 1832 г. на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная,тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря. В 2003 г. после реставрации она стала главной монастырской церковью. Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX в. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник. Водопровод действует и сейчас.

В XIX — начале XX в.в. в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище. Действовала она в советское время дольше других, до 1941 г. Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 г. в ней прошла первая служба, в 2000 г. церковь была передана монастырю. В 1905 г. при игуменье Андриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

За пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нем. В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. Горицкий монастырь был закрыт в 1930 г. Долгое время на его территории размещался дом инвалидов. С 1981 г. в Горицах началась консервация памятников. В 1996 г. часть жилых сооружений монастыря были переданы Вологодской епархии под размещение сестер. В 1999 г. Постановлением Синода Русской православной церкви открыт Горицкий Воскресенский женский монастырь.

Спасо-Суморин монастырь

Спасо-Суморин монастырь — мужской православный монастырь в Тотьме (Вологодская область) на берегу реки Песья Деньга. Основан в 1554 г. преподобным Феодосием Тотемским, пришедшим сюда из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

Деньгу под именем Спасо-Преображенский. Феодосию удалось добиться отмены налога на соль, производимую в принадлежащих монастырю варницам, поэтому монастырь в XVI—XVII был очень богат. Тем не менее, до XVIII века он был полностью деревянным. Ансамбль монастыря дошел до нас только частично. Главная из сохранившихся построек — Вознесенский собор (1796—1801) в стиле классицизма. До нас дошли также Спасо-Преображенский собор (1689, переделан до неузнаваемости в конце XIX века), двухэтажный настоятельский корпус, братский корпус, гостиница для паломников, а также часть стены с башнями и въездные ворота, все XIX века. Замечательный вид на монастырь открывается с моста через Ковду, ведущего к арочным въездным воротам (вы перейдете этот мост, если будете идти из центра Тотьмы). Монастырь сейчас реставрируется. На его территории находятся общежитие техникума, турбаза "Монастырские кельи" и открытое хранение фондов Тотемского музейного объединения. Варницы — село непосредственно к северу от Тотьмы, примерно в километре от центра. Примерно на этом месте находились когда-то соляные варницы, а сейчас находится бальнеологический курорт. Варницы замечательны тем, что там сохранилась самая старая из церквей в стиле тотемского барокко — Воскресенская (нижняя церковь 1743—1750, верхняя церковь 1772—1775).

В XIX в. выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 г. к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 г. В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского. После революции закрыт. В настоящее время монастырь недействующий.

Кирилло-Белозёрский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь. Согласно легенде в 1397 г. на гору Маура, близ Шексны, поднялись два монаха - иноки московского Симонова монастыря, ученики Сергия Радонежского, Кирилл и Ферапонт. На этом месте Кириллу Белозерскому было явление Пресвятой Богородицы, которая указала ему место для устройства обители. Так было положено начало Успенскому Кирилло-Белозерскому монастырю. В XV-XVII в.в. Кирилло-Белозерский монастырь являлся важнейшим хозяйственным и культурным центром северной Руси. Располагается монастырь на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллов. (Кириллов находится в 129 км от областного центра города Вологды. Население: 8,2 тыс. жителей).

Первоначально был возведён Успенский монастырь артелью ростовских мастеров. В XVI в. рядом с ним появился малый Ивановский монастырь.

В ХY-ХYII в.в. вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой. Был одним из центров религиозно-политического течения нестяжателей. Монастырь служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати (Вассиан Патрикеев Косой, бояре М. И. Воротынский, И. Шуйский, Б. И. Морозов, Симеон Бекбулатович, патриарх Никон и др.). Монахи монастыря избирались на значимые архиерейские кафедры (например, новгородский архиепископ Пимен).

В 1447 г. в монастырь приезжал Василий II (Тёмный), находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от данного там крёстного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь. В 1528 г. великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря. Сюда в 1542 г. был сослан митрополит московский Иоасаф (Скрипицын).

Монастырь богател, разрастался и несмотря на большой пожар в 1557 г. стал крупнейшим каменным сооружением, уступавшим разве что Троице-Сергиевому монастырю. В монастыре в 1600 г. была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня, кельи, др. постройки были деревянными.

В 1612—1613 г.г. монастырь выдержал осаду и отбил (до 1616) г. несколько нападений войск польских и литовских феодалов.

В 1654—1680 г.г. были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени. Монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

1722г. в монастырь приезжал Петр I. Монастырь к тому времени был собственником 21 тысячи крестьян из 16 уездов.

В 1764 г. указом Екатерины II монастырь был лишён крестьян и угодий. В 1776 г. из монастырской слободы образован город Кириллов и в крепостной стене размещается городская и уездная тюрьма. С этого момента начинается постепенный закат монастыря.

С 1924 г.- Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На территорию музея привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей (церковь Ризоположения (ХУ в..) из села Бородавы; мельница (Х1Х в.) из деревни Щёлково).

В трапезной палате при церкви Введения (1519 г.) расположен Музей икон. До наших дней почти полностью дошел иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Из 60-ти уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковке и Музее имени Андрея Рублева. В начале апреля 2009 г. последняя часть икон была возвращена в Кириллов.

С 1997 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Размещается в комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 1997 г. в год празднования 600-летия монастыря, часть территории Кирилло-Белозерского монастыря в городе Кириллове, именуемой малым Ивановским монастырем, передана в бессрочное безвозмездное пользование Вологодскому Епархиальному управлению. В 1998 г. зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружен крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор.

Монастырь имеет сложную, исторически сложившуюся планировочную и объемно-пространственную структуру, включающую многочисленные (всего 42) и разновременные постройки. Обнесен крепостными стенами с могучими неприступными башнями, по своему размаху превосходящими укрепления многих древнерусских и европейских городов.

Нигде в России невозможно увидеть древние иконостасные комплексы с великолепно сохранившейся живописью и полные стенописные ансамбли периода наивысшего взлета древнерусской культуры, какими обладает Кирилло-Белозерский музей.

Марфо-Мариинская обитель

Спасо-Каменный монастырь

Спасо-Каменный монастырь - труднейший по условиям жизни. Зимой метели заметают все дороги, весной, в половодье, ледяные горы окружают остров, летом часты туманы, наводнения и бури. Как и другие островные монастыри, Спасо-Каменный служил идеальным местом для заточения опальных лиц. В разное время здесь находились в ссылке Полоцкий епископ Арсений Шишка, вице-президент Священного Синода Георгий Дашков, протопоп Гавриил Неронов, опальный вологодский священник Василий Сиротин.

До сегодняшних дней на острове сохранилась Успенская церковь-колокольня, каменная монастырская гостиница и руины Спасо-Преображенского храма. Восстановление ценнейшего памятника архитектуры в настоящее время ведется за счет добровольных пожертвований и безвозмездного труда людей, которым небезразлична судьба исторических памятников древней Руси.

В трех километрах к северо-западу от Тотьмы на мысу между двумя речушками - Песьей Деньгой и Ковдой - раскинулся величественный Спасо-Суморин монастырь. Первоначально все постройки были деревянными, а уже с XVIII века велось каменное строительство. Среди монументальных построек выделяется изящный Вознесенский собор, в котором сохранилась часть росписей, выполненных в XIX веке академиком живописи П.С.Тюриным.

Павло-Обнорский монастырь

Михайло-Архангельский монастырь

Древнеший из монастырей Великого Устюга – Михайло-Архангельский. По сведениям летописца, он был основан монахом Киприаном в 1212 году «при езерах за острожною осыпью». Это наиболее полно сохранившийся монастырский комплекс. Его основные каменные сооружения относятся к середине XVII века. Композиционный центр архитектурного ансамбля – монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Справа от него – церковь Введения с трапезной палатой, соединенная с храмом переходами. Перед главным входом в собор находится живописная Владимирская надвратная церковь, построенная в 1682 году. Рядом с ней – «миниатюрный храм-памятник» Преполовения Пятидесятницы, возведенный в 1710 году над местом погребения основателя обители преподобного Киприана. К северу от собора расположены двухэтажные здания настоятельских (1734-1735), к востоку – братских (1736-1737) келий. Территория монастыря окружена невысокими каменными стенами со Святыми вратами, к которым примыкают часовни Прокопия и Иоанна Устюжских.

Корнилиево-Комельский монастырь

Корнилиево-Комельский монастырь — православный монастырь в 50 километрах от Вологды на реке Нуроме. Основан в 1497 г. преподобным Корнилием Комельским. Основателем монастыря в 1501 году был построен первый деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1512 году, когда число насельников возросло, был построен каменный храм. Для монастыря преподобный Корнилий между 1515—1529 годами написал монастырский устав, ставший третьим русским уставом длямонашествующих.

В середине XVIII век монастырь имел около трех тысяч душ крестьян. В 1764 г. был причислен к монастырям «третьего класса», начался период упадка монастыря. Доход монастырю приносил открытый в 1765 г. у его стен источник минеральной воды, на основе которого в середине XIX в была устроена лечебница с холодными и теплыми ваннами. В 1924 г. монастырь закрыт, большая часть его построек была разрушена в 1930-е гг. В монастыре был устроен санаторий, в 1939 году его использовали для размещения интернированных польских военных. В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещали немецких военнопленных. После войны монастырь стал тюрьмой, а позже психиатрической больницой. В настоящее время монастырь находится в руинах.

Спасо-Прилуцкий монастырь

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь - один из крупнейших монастырей Севера, великолепный архитектурный ансамбль древней Руси. Он находится на северо-востоке от города Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой расположен. Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на русском севере - с XVI по XVIII век включительно.

Спасо-Прилуцкий монастырь основал в конце XIV в. (между 1377 и 1392 годами) преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец города Переяславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV в., ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков.

Устроение Дмитрием новой обители близ Вологды нашло поддержку у московского князя Дмитрия Донского, поскольку отвечало стремлению Москвы утвердиться в северных землях. Значение монастыря как форпоста Московского княжества в борьбе, в первую очередь с Новгородом, за овладение Севером хорошо понимали и все последующие московские князья, а затем и цари, которые не оставляли его своими дарами, заботились о его благосостоянии. Спасо-Прилуцкий монастырь был важным военно-стратегическим пунктом, расположенным на пути, ведущем из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города. Москву интересовало не только его стратегическое, но и торговое значение: в Вологде, а значит, и в Прилуках, скрещивались пути в Москву и Новгород.

Московские князья и цари, равно как и другие богатые лица, жертвовали Спасо-Прилуцкому монастырю земли, деньги, церковную утварь и т.п. Сокровища монастыря вскоре привлекли внимание соседей - устюжан и вятчан. От конца XIV и начала XV веков сохранились известия об их нападениях на монастырь, сопровождавшихся в том числе разграблением монастырского храма.

В XV - XVI веках Спасо-Прилуцкий монастырь являлся одним из крупнейших и наиболее известных на Севере. Об этом, в частности, свидетельствует повсеместное почитание его прославленных святынь: иконы "Димитрия Прилуцкого с житием" работы выдающегося художника древней Руси XV-XVI веков Дионисия (написана между 1485 и 1503 гг.) и так называемого Киликиевского креста, который, согласно преданию, в XIV веке был принесен преподобным Дмитрием Прилуцким из Переяславля и водружен на месте основания Спасо-Прилуцкого монастыря. (Ныне оба памятника находятся в Вологодском краеведческом музее?)

Известно, что Иоанн III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ Преподобного Димитрия Прилуцкого, почитавшийся чудотворным. После победы в казанском походе он украсил икону золотом и серебром, вернув ее монастырю 3 июня 1503 г. Чудотворный образ Димитрия Прилуцкого был торжественно встречен в Вологде и препровожден в Спасо-Прилуцкий монастырь. На месте сретения образа, в память об этом событии, в Вологде была построена церковь Дмитрия Прилуцкого, переосвященная впоследствии во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены. Ежегодно в этот день совершался крестный ход из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Великие цари и князья неоднократно ездили в монастырь на богомолье. В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре "у чудотворцев" был князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иоанн Грозный в 1545 г. приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход.

Игумены монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 г. - Бориса Годунова и в1613 г. - Михаила Федоровича.

В 1812 г., при вторжении французской армии в Москву, в продолжении трех месяцев в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.

Первоначально все постройки обители были деревянными, однако, обладая значительными средствами, необходимыми для благоустройства, Спасо-Прилуцкий монастырь ранее многих современных ему обителей начал украшаться каменными строениями. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с одноименной колокольней. На рубеже XVI - XVII в.в. в монастыре создаются и другие каменные постройки - трапезная палата с Введенской, теплой церковью и главные северные Святые ворота с надвратной церковью во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата.

В начале XVII в, в эпоху "Смутного времени", монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам со стороны интервентов и прочих "воровских" людей, когда, в частности, была уничтожена значительная часть древнего монастырского архива. Но, несмотря на разрушения и разорения, монастырь быстро восстанавливался и отстраивался. Так, во второй половине XVII века здесь вновь развернулось интенсивное каменное строительство. Возводится мощная каменная ограда с башнями, надежно обезопасившая монастырь от вражеских набегов; сооружается новая высокая колокольня, вертикальная доминанта комплекса, а также различные жилые и хозяйственные постройки. Всё последующее строительство на территории обители в XVIII - XIX веках было незначительным и ограничивалось лишь отдельными перестройками и надстройками келейных и хозяйственных корпусов.

Кроме каменных зданий в XVII и XVIII веках территорию Спасо-Прилуцкого монастыря заполняло множество всевозможных деревянных построек. Среди них были и жилые, но главным образом - хозяйственные. Все эти деревянные строения не сохранились, а между тем именно они когда-то придавали монастырю вид зажиточного древнерусского городка с его развитым феодальным хозяйством.

Монастырь окружён каменными стенами, постройка которых велась в XVII веке. В плане образуется неправильный четырёхугольник общей протяжённостью 950 метров с башнями по углам и в середине западной стороны. Толщина стен превышает 2 метра, высота доходит до 7 метров. С наружной стороны стен имелись три яруса бойниц: арочные для подошвенного боя, длинные, тонкие в среднем ярусе, косые и узкие в верхнем ярусе. Венчание стен по древней традиции сплошное, не расчленённое на отдельные зубцы. В северной стене имеется въезд в монастырь, Святые ворота, с надвратной церковью Вознесения. Кроме Спасского собора, на территории монастыря находятся: Введенская церковь (XVI век), Успенская церковь Александро-Куштского монастыря, соборная колокольня (приблизительно 1644 г), церковь Екатерины (1830 г.), могила поэта Батюшкова К.

Современный архитектурный ансамбль сложился после перестройки 1846 г. В 1924 г. монастырь закрыли, а в монастырских зданиях разместилась воинская часть. В 1979 г. Спасо-Прилуцкий монастырь стал филиалом Вологодского музея-заповедника, а в 1991 г - действующим монастырем Вологодской епархии. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим, но часть построек открыта для показа посетителям. Кроме того, в стенах обители находится могила К.Н.Батюшкова, русского поэта начала Х1Хв.

Таким образом, Спасо-Прилуцкий монастырь является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1861 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...