Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выводы по второй главе



С помощью проанализированных античных материалов мы попытались реконструировать мифо-эпический образ Атланта. Анализ художественно разноэтапных слоев эпического предания об Атланте подтверждает идею о том, что от одной стадии к другой эпос претерпевает существенные изменения, главное из которых – переход от поэтики мифологизирующей к поэтике демифологизирующей 138). Этот переход обусловлен эволюцией эпического художественного сознания – эпического синкретизма, в основе которого - единство образа и значения, вымысла и реального факта. Она выражается в постепенном распаде единства образа и значения.

Образ бога, Титана Атланта (или сына Титана), держащего небо или колонны неба и земли - это ядро античного мифа об Атланте, его древнейший слой.

Самое древнее предание о Титане Атланте изобилует сакральными космическими мотивами, которые являются признаками мифологического архаического эпоса.

Прежде всего, главными действующими лицами в древнем предании об Атланте являются боги. Все события происходят на «космическом», божественном уровне: война, противостояние между богами, двумя божественными поколениями (Титанами и Олимпийцами). Перед нами повествование о древнейшей эпохе царствования богов и о смене, судьбе божественных поколений.

Безусловно, важной чертой мифологического эпоса является и мифологическая, сакральная модель мира, образ мира в древнем эпосе об Атланте. Прослеживаются мифологические представления о верхнем и нижнем мире (нижний мир – царство мертвых - Тартар, Эреб, куда отправлены Зевсом древние боги). Верхний мир – обитель новых богов, олимпийцев. Причем этот мифологический мир и его основные уровни присутствуют ни где-то на далеком вторичном заднем плане повествования. Это - реальный космический фон, на котором разворачиваются действия. Встречается мифологический образ Мирового древа, соединяющего верхний и нижний миры. Его персонификация – Титан Атлант (колонны неба и земли, небесный свод, которые он держит).

Также наблюдается архаический тип идеализации эпических героев. Они наделены качествами, выражающими идеал самого древнего типа эпической героики: дерзость, своеволие, высокомерие, хитрость, - качества богоборцев (Прометей, Менетий, Атлант), а также родство, связь со стихиями, титаническая сила, гигантизм, гибельный коварный ум (Атлант).

Наличие признаков мифологического эпоса в древнем предании об Атланте свидетельствует о присутствии в мифе реального факта – факта мифологического сознания, для которого характерна вера в миф, на которой основано синкретическое единство образа и значения.

Для более поздних стадий развития эпического предания характерно переосмысление традиционных, древних мотивов образа Атланта. Оно выражается в начале демифологизации и десакрализации образа Титана, выполняющего в древнем эпосе космические функции.

Так, на смену «кознодею», древнему Титану, знающему бездны всего моря и несущему колонны неба и земли, или небосвод, приходит царь, или владыка западного моря, по происхождению герой, который принес людям первые знания о небе и звездах.

Тот факт, что деятельность Атланта перемещается из космоса в социум, а его мифо-эпические функции приобретают социальный, культурный, мирный оттенок, свидетельствует об эволюции эпического художественного сознания. Она приводит к трансформации мотивов древней мифологической архаики в мотивы, характерные для эпохи героической мифологии, а также к смене типа идеализации эпического героя (от архаического к героическому). Эстетика героизма проявляется в характере занятий Атланта: они направлены на гармонизацию мира, окружающего пространства, на познание законов природы.

Позднее эпическое предание об Атланте окончательно переходит к демифологизирующей эстетике и поэтике: оно представляет его простым смертным мужем, которому, соответственно, и свойственны функции, занятия смертного человека – занятия науками, прежде всего, астрологией, что является реминисценцией традиционной связи Атланта с небом, искусством, обыденными хозяйственными работами. Атлант-смертный муж и его функции и качества – это выражение эпического идеала самого позднего типа эпической героики – мирной.

Таким образом, поэтика позднего эпического предания об Атланте обусловлена окончательным распадом единства образа и значения. Древний образ бога или героя Атланта, который держит небо, представляется вымыслом, художественным образом, не имеющим реального, мифического значения. Но, тем не менее, постоянно, на протяжении всего развития его эпического образа, сохраняется мотив той или иной связи Атланта с небом, трансформируясь, видоизменяясь, наполняясь новым содержанием.

Глава 3. Черты древнегреческого эпоса в повествовании об Атлантиде





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...