Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Движение предания об Атланте с запада на восток



Как показывает изучение античных источников, мифо-эпическое предание об Атланте бытовало в разных регионах античной ойкумены: в Аркадии (Северный Пелопоннес), в Беотии (Средняя Греция), во Фригии, во Фракии.

Несмотря на то, что рассмотренная нами локализация Атланта на крайнем западе является наиболее древней и традиционной в античной литературе, многие исследователи мифа об Атланте не склонны считать ее первичной.

В «Реальной энциклопедии классических древностей» первоначальным местом локализации Атланта названа Аркадия. Именно эта древняя земля на Севере Пелопоннеса дает ключ к пониманию легендарной фигуры Атланта и основных мотивов его мифо-эпического образа. Природа и береговой ландшафт Пелопоннеса способствовали возникновению мифа об Атланте, который держит небо в саду богов – в своем царстве: «С какой стороны ни посмотри на пелопоннесский береговой ландшафт, всюду можно видеть мощные массивы скал аркадского высокогорья, всюду возвышаются как башни могучие горные стены, и кажется, что они врезаются в небо. И как естественно для пелопоннесцев сказать: там, наверху, высоко в горах, где сад богов, куда не может войти ни один смертный, стоит огромный великан и держит на себе и на уставших руках небо, чтобы оно не упало на землю!».

Гипотеза об аркадском происхождении сказания об Атланте аргументируется примерами из античного мифа и эпоса: на горе Киллена в Аркадии родились дочери Атланта Атлантиды; Майя, аркадская богиня земли, дочь Атланта, родила на Киллене Гермеса; Атлант живет на аркадском Таумасионе; его дочь аркадская героиня Майра; дракон из сада Гесперид носит имя аркадской реки Ладон; в Аркадии Атлант - родоначальник пелопоннесских владык 93).

Немецкий исследователь 19 века Е.Герхард в статье «Властитель Атлант в мифе о Гесперидах» доказывает, что есть греческий ландшафт мифа об Атланте, восходящий к догомеровской и догесиодической традиции.

Это тот самый ландшафт, где была совершена более чем половина геракловых подвигов, те бросающиеся в глаза места в Северном Пелопоннесе. Именно в тех землях, в которых Немея и Лерна, Стимфалос, Эриманфос и Киренея подтверждали славу Геракла, были килленские горы как первоначальное местожительство Атланта, дети которого то Плеяды, то Наяды, то Майя пользовались авторитетом. Никакая другая легенда об Атланте, не исключая мифа о Титанах, не имеет доказательно более раннего возраста, никакая другая не может быть пригодной для того, чтобы можно было найти что-то об отношении Атланта к Гераклу, как в мифе о Гесперидах, чтобы доказать это первоначально и одновременно на идиллической почве.

Герхард убежден, что первоначальная локализация Атланта – Северный Пелопоннес, Аркадия, как свидетельствуют географические названия, связанные с мифом о подвигах Геракла – постоянного персонажа мифа об Атланте 94) .

У отечественного исследователя античного мифа о Титанах Я.Э. Голосовкера первоначальная локализация Атланта также не вызывает сомнения. Это – счастливая Аркадия, которую опоясывают каменной грядой высокие аркадские горы, отделяют от угрюмо-бурных морей и печальных долин. Титан-исполин Атлант и его семь дочерей Плеяд живут на Чудо-горе, где есть невиданный сад, недоступный для смертных. Перед входом в сад стоит великан, счастливый Атлант, и на поднятых руках держит небо.

Миф об аркадском Титане Атланте распространялся с востока на запад: в 8 в. до н.э. греки, выходцы из Фокеи, устремились на далекий запад по следам финикийцев, и вышли в Атлантику, в океан. Они привезли из Эллады своих эллинских богов и мифы. Они плавали вдоль Северо-Западных берегов Африки, видели блаженные Канарские острова и вплетали в древние сказания своей родины новые сказания – свои опоэтизированные ливийские встречи.

Вот как попал аркадский Титан Атлант из Аркадии в Африку, в Малый Сирт, а затем встал небесным столпом запада против такого же небесного столпа Востока – горы Кавказ 95).

Изучение античных источников свидетельствует о том, что Аркадия – это земля, где процветала древняя, догреческая культура, земля, где возникли самые древние античные мифо-эпические образы и предания.

Так, нередко Аркадцы фигурируют в источниках как Προσέληνοι - «Предлунные», народ, который древнее, старше, чем Луна. Согласно преданиям, Аркады приносили в жертву богам дуб, листок дуба и белого коня. Питались они жареными желудями. Один из аркадских царей (имя его в источнике не сохранилось), возможно, даже сам Атлант, впервые изобрел астрологию и календарь 96).

Географ Страбон рассказывает, что в древнейшие времена на земле Аркадии существовала великая культура: «Аркадия лежит в середине Пелопоннеса; большая часть занимаемой ею территории гористая. Самая высокая гора в Аркадии – Киллена, во всяком случае, некоторые утверждают, что ее перпендикулярная высота достигает 20 стадий, другие же считают, что около 15.

Аркадские племена – азаны, паррасии и другие, - по-видимому, древнейшие среди греков. Однако в силу полного запустения страны не стоило бы говорить о ней подробно, ведь города, прежде знаменитые, разорены постоянными войнами, земледельцы, обрабатывавшие земли, исчезли еще с тех времен, когда большая часть городов объединились в так называемый «Великий Город». Теперь же сам «Великий Город» испытал судьбу, описанную поэтом: «Город Великий великой стал лишь пустыней теперь» 97).

Однако точка зрения на аркадские корни мифа об Атланте не позволяет рассматривать предания об Атланте и Атлантиде как единую догреческую мифо-эпическую традицию: она приводит к выводу о более древних истоках образа Атланта по сравнению с образом Атлантиды, о том, что образ Атланта – царя и героя-эпонима западного Океана более позднего происхождения. По мнению ученых, разделяющих эту точку зрения, миф об Атланте распространялся с востока на запад.

Кроме того, из этих аргументов следует, что Атлант – это античный, греческий мифо-эпический образ.

Те предания, которые связывают образ Атланта с Аркадией, свидетельствуют о том, что там начинается мифо-эпическая история Древней Греции: предки ее самых знаменитых героев и богов (например, гомеровских, сражающихся под Троей) связаны с этой древней землей на Северном Пелопоннесе. Но еще более интересен тот факт, что знаменитые гомеровские герои, как ахейцы, так и троянцы, ведут свое происхождение от Атланта, царя Аркадии.

В Северном Пелопоннесе, в Аркадии, было много мест, имеющих отношение к Атланту и его потомкам. По преданию, в пещере горы Киллена, в Аркадии, дочь Атланта Майя родила от Зевса Гермеса 98).

Павсаний в «Описании Эллады» сообщает, что «здесь есть памятники Тегеата, сына Ликаона и Майры (Μαίρα), жены Тегеата; о Майре говорят, что она дочь Атланта, о которой Гомер упоминает в словах Одиссея, обращенных к Алкиною, о пути в Аид и о том, сколько душ он увидел там».

«В 30 стадиях от города Птолис находятся развалины селения Майры и гробница Майры, дочери Атланта» 99).

Но все эти факты можно рассматривать всего лишь как подтверждение бытования предания об Атланте-родоначальнике, первопредке в этом регионе. На наш взгляд, они не являются достаточным доказательством пелопоннесских корней образа Атланта.

Согласно традиции, которую передает Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях», Атлант был первым царем Аркадии.

Согласно «Римским древностям», история Троянского народа начинается на Пелопоннесе, на земле, которая теперь называется Аркадия.: «Атлант становится первым царем (βασιλεύς) в Аркадии, и живет возле горы, которую называют которую именуют Кавкония - Καυκώνιον όρος. У него было 7 дочерей, называемых Плеядами, которые ныне помещены на небеса. На одной из них, на Электре, женился Зевс. У них родились два сына - Иасион и Дардан. И вот Иасион остается неженатым, а Дардан приводит жену Хрису, дочь Палланта, у которой рождаются от него два сына – Идей и Деймас ('Ιδαίος καί Δείμας). Они некоторое время царствовали в Аркадии, получив царство Атланта по наследству. Затем, когда начался великий потоп, и долгое время невозможно было обрабатывать землю, люди поняли, что уцелевшая земля не способна прокормить всех. Они разделились на две части. И те, кто остались в Аркадии, назначили царем Деймаса, сына Дардана, а остальные покинули Пелопоннес великим походом» 100).

Далее говорится, что именно потомки Атланта, Дардан и Идей, переселившись из Аркадии в Азию, установили там новые религиозные культы и основали новые города и страны, в частности Фригию и Троаду (Трою). Таким путем предание об Атланте и его потомках из Аркадии переходит все дальше на Восток, в Малую Азию, во Фригию: видимо, поэтому Атлант иногда фигурирует в преданиях как Идейский Дактиль. Ида – знаменитая культовая гора во Фригии, Дактили – древние божества, спутники богини Реи, жившие на горе Ида во Фригии: «Переплыв через пролив, который теперь называется Геллеспонт, они заселились возле места, которое позднее назвали Фригией, и Идей, сын Дардана, взяв часть войска в горы, которые теперь Иды ('Ιδαία) называются по его имени, соорудил здесь святилище (ιερός) Матери богов (μητρί θεών) и установил священнодействия (όργια) и таинства (τελετάς), которые и в последующие времена продолжали существовать во всей Фригии; Дардан же в земле, которая называется теперь Троада (Τρωάδι) основал город, носящий то же имя, что и он, присоединив к нему земли царя Тевкра, от которого древняя земля называлась Тевкрида» 101).

Необходимо отметить, что Атлант является родоначальником знаменитых героев Трои – Лаомедонта, Гектора, Анхиса, Энея: они ведут свой род от Атланта. Так что это подтверждает слова Дионисия Галикарнасского о том, что история троянского народа начинается на Пелопоннесе, в Аркадии.

Согласно античным преданиям, семь дочерей Атланта, которые, соединившись с богами, стали родоначальницами знаменитых древнегреческих героев, появились на свет именно в Аркадии, на горе Киллена.

Согласно Аполлодору, от дочери Атланта Стеропы и Тантала происходят знаменитые ахейские герои. Их генеалогия такова: от Стеропы и Тантала рождаются Ниоба и Пелоп. От Пелопа и Гипподамии, дочери Эномая родились Атрей и Фиест, а от них – Агамемнон и Менелай 102) (более подробно о потомках Атланта см. в приложении 1).

Именно по имени Пелопа, потомка Атланта, который властвовал в Элиде, а затем во всей южной Греции, южная Греция стала называться Пелопоннесом (полуостров Пелопоннес).

Таким образом, царь Аркадии Атлант является родоначальником нескольких древних народов – троянцев, фригийцев, ахейцев. Он выступает как первый царь, праотец всего пелопоннесского древнегреческого населения и, следовательно, в рассмотренных преданиях он и его дети являются олицетворением догреческой культуры на Пелопоннесе 103).

Предание об Атланте бытовало также в Беотии (Средняя Греция), где было много мест, связанных с Атлантом.

Так, согласно Павсанию «В Танагре есть место, именуемое Полос (Небесная ось) (ο Пόλος); тут, говорят, жил Атлант и исследовал то, что находится под землей, и то, что совершается на небе» 104).

В Беотии Атлант опять же выступает как мифический родоначальник. Его потомки: Гирией, сын Атлантиды Алкионы и Посейдона, эпоним из Гирии, его брат Антас, эпоним из Антедона, Лик и Никтей, сыновья Келено, принадлежащие к Фиванцам.

С Беотией связано также предание о семи Плеядах, дочерях Атланта, преследуемых охотником Орионом, пока они не превратились в голубей и не были вознесены Зевсом на небо в виде созвездия 105).

Сохранилось предание об Атланте как о варваре и жителе Востока – фригийце, которое встречается у Климента Александрийского в «Строматах»: «Некоторые из историков передают такие баснословные рассказы, будто из так называемых Идейских Дактилей (οι 'Ιδαίοι δάκτυλοι) появились первые мудрецы. Этим древним Дактилям приписывают изобретение букв, называемых Эфесскими, и музыкального ритма… А Дактили эти были Фригийцы и варвары. Геродот повествует, что знаменитый Геркулес был гадатель, что он обращался среди природы и от Атланта, Фригийца и варвара, принял колонны космоса» 106) .

В свою очередь Геродот упоминает реку во Фракии (Фракия - область в Северной Греции, пограничная со Скифией и Македонией), которая называется Атлант, среди притоков Истра: «Арар же, Напарис и Ордесс протекают в промежутке между первыми двумя и впадают в Истр. Эти притоки Истра берут начало в самой Скифии. Река же Марис течет из страны агафирсов и впадает в Истр. На севере с вершин Гема стекают три большие реки: Атлант, Аврас и Тибисис. Далее в Истр впадают текущие через Фракию и страну фракийских кробизов реки Африс, Ноес и Артанес» 107).

Так Атлант в различных версиях античного мифа совершил переход с запада на восток.

Таким образом, проведенный анализ античных источников подтверждает теорию мифо-эпического вымысла, основанного на реально бывшем. Географическое местоположение Атланта и Атлантиды, связь Атланта с конкретным географическим регионом, частью ойкумены, его принадлежность к определенному этносу обозначены вполне определенно: они предстают как точные достоверные факты, географические сведения, описания регионов, стран, народов, или существовавших в действительности (отражение в предании факта бытия), или реальных с точки зрения наличия веры в их существование у людей, живших в ту древнейшую эпоху, когда складывалось предание (факт общественного сознания). Это свидетельствует о наличии истины факта в эпическом предании. С другой стороны, достоверные географические сведения подчеркивают удаленность Атланта и Атлантиды, их изолированность от мира живых, тем самым указывая на древность предания, на его догреческие истоки: в предании об Атланте и Атлантиде, об отдаленных заповедных землях, где он царствовал, нашли отражение представления древних людей о золотом веке, идеализируется далекое прошлое (факт общественного сознания). Так в этом предании объединяются два момента – с одной стороны географические сведения имеют познавательную и информационную функцию, являются истиной (αλήθεια), с другой – они служат художественным средством создания мифо-эпических образов, эпической характеристики Атланта и Атлантиды, тем самым составляя вымысел, основанный на истине, достоверных сведениях (μύθος).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...