Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Права человека и международная защита прав человека



Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение потребностей человека. Права человека – универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются, как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Признаки прав человека:

1) Возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека.

2) Складываются объективно и не зависят от государственного признания.

3) Принадлежат индивиду от рождения.

4) Имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух).

5) Являются непосредственно действующими.

6) Признаются высшей социальной ценностью.

7) Выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его содержания;

8) Представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

9) Их признание, соблюдение и защита является обязанность государства.

Международная защита прав человека. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий – это нравственный фундамент любого общества.

Россия тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Исходные положения декларации гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение).

Конституция России предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). В частности если все судебные инстанции пройдены, лицо может обратиться в европейский суд по правам человека.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями; второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.).

27. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие и основные признаки.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество – это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельных, самостоятельных и независимых индивидов, выступающих как частные лица, свободная от прямого действия публичной власти. В социальном плане – это семья и частная жизнь. В экономической сфере – это частная собственность, предпринимательство. В духовной – это свобода совести, право на религиозные объединения. В сфере управления – это местное самоуправление.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Признаки гражданского общества: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; самоуправляемость; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; всеобщая информированность;, реальное осуществление права человека на информацию; базирующаяся на принципе координации жизнедеятельность; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство; сильная социальная политика государства

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Общество существовало задолго до появления государства и обходилось без него. Однако с расслоением общества, появлением новых социальных институтов возникла необходимость в государстве. Государство является социальным институтом общества, наряду с другими негосударственными структурами (ОМС), и призвано выступать лишь его слугой. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время соперничества между ними не должно быть. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции по ведению общих дел. В целом существования гражданского общества без государства невозможно.

Принципы гражданского общества:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

28. Соотношение права и морали: единство, различие, взаи­модействие, противоречия.

Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу. Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали состоит в том, что:

1) Они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

2) Они преследуют одни и те же цели и задачи - совершенствование общественной жизни, развитие личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) У права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения;

4) Право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

5) Право и мораль представляют собой надстроечные категории, обусловленные экономическими, политическими и иными факторами, что делает их социально однотипными;

6) Они выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Право - возведенная в закон нравственность.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования. Правовые нормы создаются государством. Нормы морали вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. В отличие от права мораль носит неофициальный характер.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. За нарушение права наступает юридическая ответственность. Нарушение морали влечет воздаяние – нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание). Здесь четкой процедуры нет. Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей.

6. Они различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы и т.д.

9. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

Взаимодействие права и морали. Право и мораль социально и функционально взаимодействуют. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих н.п.а. оценки права и морали сливаются. Это и неудивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали.

Противоречия между правом и моралью. Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Например, парень и девушка, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей, пять лет. С первых дней она ежемесячно вносила на его сберкнижку часть своей зарплаты. Впоследствии, не сойдясь характерами, разошлись. Парень оставил деньги себе. Фактически закон не нарушен, морально общество его порицает.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 707 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...