Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомеровский вопрос. Литература Древней Греции



Литература Древней Греции

1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

1 Архаический до 500 до н.э. эпос и лирика Гомер Гесиод ямбическая и элегическая лирика мелическая
2 Аттический V-VI до н.э. драма Эсхил Софокл Еврипид Аристофан ораторы
3 Эллинистический IV-I до н.э. проза Менандр Каллимах Феокрит
4 Эпохи римского владычества до IV н.э. разное Плутарх Лукиан

Особенности:

1. мифологическая тематика (из связи античного мира с общинно родовым обществом)

2. философское осмысление действительности, мифологию используют как «арсенал», как средство раскрытия действительности

3. традиционность образов и ситуаций, не тормозящая лит развитие, а позволяющая углублять раскрытие содержания, обусловленного идейными целями и задачами времени

4. непосредственная связь с УНТ, позднее – обращение к письменности для фиксации

5. преобладание стихотворной формы и её тщательная разработка

6. постоянная близость к фольклору

7. чел – основной объект художественного изображения

8. отражены особенности и эволюция художественного восприятия действтельности

9. строгая система жанров, возникающих последовательно и одновременно

10. традиционная система стилей

11. метрическая система

Гомеровский вопрос

-проблема возникновения и создания гомеровских поэм

· жил в «семи городах», приписывавших себе честь быть родиной

· время жизни - различные датировки, начиная с XII и кончая VII вв. до н. э.

· фантастические легенды: внебрачное рождение от бога, личное знакомство с миф-ми персонажами эпоса

· имя «Гомер» = «слепец», изображался слепым

· собирательный характер имени - ему приписывались многие произведения и эпические и стихотворные. С V до н. э., с зарождением исторической критики, начинают отделять «подлинного» Г.→ «И», «О» и «Маргит», не дошедшая до нас пародийная поэма о герое-дурачке.

· В более позднее время отдельные античные ученые Г. приписывали только «И», «О»-другой автор, но большинство: обе Г. Различие в стиле – Г. составил «И» в молодости, а «О» на склоне лет.

· текст гомеровских поэм прошел три этапа: целостный и законченный в устах самого Г.→ искажения со стороны рапсодов → редакция Писистрата – восстановила целостность, не имея уже возможности устранить противоречия между отдельными песнями.

· до XVI в «И» и «О».были образцом и нормой художественного творчества, предметом «подражания» и «соревнования» для позднейших поэтов.

· В эпоху классицизма развилось отрицательное отношение. Критика отыскивала недостатки, главное – невыполнения «правил» эпической композиции классицизма – нет единого плана, героя, повторения и противоречия. Аббат д`Обиньяк доказывал, что «И» - соединение самостоятельных песен об осаде Трои, что Г. не было, а было много слепых певцов, исполнявших эти песни. Современники не поддержали.

· 1-я научная постановка «гомеровского вопроса» - Вольф, 1795 «Введение к Гомеру» (эпоха Просвещения). «И» - свод разных песен, сочиненных в разные времена и разными поэтами.

· Немец Гердер к XVIII считал Г. народным поэтом, песни которого были записаны из уст позднейших певцов. Доказывает:

1. сравнительно позднее развитие письменности у греков, VII — VI вв. до н. э.

2. античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате

3. отдельные вставки и противоречия в поэмах

· 123 собрание отдельных песен. Единство и целостность поэм лежит в самом материале, в мифе, и не требует единого автора. Большинство песен принадлежит Г., позднее – просто добавляли.

· 1796 немец Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал вывод: худ. целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». → результат коллективного творчества народных поэтов.

· После появления труда Вольфа исследователи «гомеровского вопроса» разделились на два лагеря – вольфианцев (= аналитики), считавших, что отдельные части гомеровских поэм сложены различными певцами и искали эти отдельные части, и унитариев («единый» Г.).

· Позднее было доказано, что:

1. письменность была уже в VIII в.

2. сообщения о писистратовской редакции – домыслы → не первая запись.

· Последователи Вольфа:

1. Лахман (1837) «песенная теория» -), делил «И» на 16 самостоятельных песен.

2. Кирхгофф (1859)- «теория компиляции» - эпос состоит из более мелких эпосов.

1. в «И» и «О» имеются наслоения различного времени в пестром смешении.

2. несомненны элементы единства: построение сюжета, обрисовка действующих лиц.

3. неувязки, противоречий в движении сюжета, не доведенных до конца мотивов и т. л.

4. Песенная теория ошибочна, эпическое творчество поднимается на более высокую ступень по сравнению с песней, и она не может возникнуть из механического объединения песен. Создаваясь на основе песенного материала, поэма представляет собой творческую переработку этого материала в соответствии с более высоким культурным уровнем и более сложными эстетическими запросами.

5. Конкретная история сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.

В основе поэм лежат циклы мифов. Это скорее мифологические поэмы, чем исторические. Со временем мифы все больше вытесняют факты.

Вероятно, Гомер был народным певцом (homerus – слепой). Это слепые инвалиды, зарабатывающие так на жизнь. Аэды – и исполнители, и поэты (Гомер), рапсоды – только исполнители.

«Илиада»

В основе произведения – история Троянской войны:

На свадьбу Пелея и Фетиды не пригласили богиню раздора Эриду. Она обиделась и незаметно бросила на стол во время пира яблоко с надписью «прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита стали спорить. Зевс посоветовал спуститься на землю и спросить у человека. Богини спросили у троянского (Троя=Иллион) царевича Париса, который пас овец. Гера пообещала власть, Афина – мудрость и славу, Афродита – красивейшую жену. Парис отдал яблоко Афродите. Остальные обиделись.

Прекраснейшей девушкой была Елена (дочь Зевса и Леды, нимфы), (история с лебедем), жена спартанского царя Минелая. Афродита помогла Парису ее выкрасть. Менелай и его брат Агамемнон поплыли к Трое → война на 10 лет.

Греки (=ахейцы, данайцы): Ахилл (сын Пелея и Фетиды,), Агамемнон (предводитель), Нестор (мудрый старец), Аякс, Одиссей, Диомед. Троянцы – гл. – Гектор (старший сын Приама)

Одиссей придумал подсунуть коня, чтобы «умилостивить Афину». Жрец Лаокоон сообразил, в чем дело, но его не послушали. Его задушили две змеи, посланные Герой и Афиной. Победа греков, но они тоже не очень рады: Ахилл пал от руки Париса, Агамемнона убили по возвращению жена с любовником. Менелай и Елена – долго шатались, Одиссей – возвращался с приключениями.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 364 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...