Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ситуационный анализ. Следующий материал представляет собой анализ алюминиевой отрасли России



Следующий материал представляет собой анализ алюминиевой отрасли России. Оцените, в каких случаях в данной отрасли возникает конфликт интересов различных видов государственной политики и каким образом он преодолевается.

Одним из основных направлений при формировании корпоративной и государственной промышленной политики в России на протяжении последних 10 лет стало целенаправленное создание крупных интегрированных структур на основе технологически и кооперационно связанных промышленных хозяйствующих субъектов, выпускающих или способных обеспечить выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке продукции. Так, в настоящее время ситуация на рынках черной и цветной металлургии контролируется вертикально-интегрированными структурами.

Стержень таких структур, как правило, составляют открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации на основании Указов Президента РФ в 1992—1995 гг. на базе крупных государственных промышленных предприятий бывшего СССР, расположенных на территории России. В процессе приватизации предприятий по добыче и переработке цветных металлов и ликвидации монополии государства произошло усиление рыночной власти многих хозяйствующих субъектов и образование новых компаний, занимающих доминирующее положение, но уже частного характера. Кроме того, в этот период возобладала концепция того, что для экономической безопасности страны необходимо продолжать интеграционные процессы.

Поэтому для осуществления контроля над такими субъектами и обеспечения единства экономического пространства и свободы экономической деятельности в стране должна проводиться конкурентная и антимонопольная политика в зависимости от сложившейся ситуации на конкретном рынке.

Российская алюминиевая промышленность — один из крупнейших производителей первичного алюминия (2-е место после США в лице Alcoa), в 2004 г. — обеспечивала 14% мирового производства и более 20% мирового экспорта. При этом 60% сырья для производства алюминия импортируется. Это означает, что российская алюминиевая промышленность глубоко интегрирована с мировым алюминиевым рынком.

Поэтапное становление российского алюминиево-глиноземного рынка происходило через приватизацию предприятий, скупку мелких пакетов акций этих предприятий физическими лицами и многочисленными малоизвестными компаниями из оффшорных зон, дальнейшую консолидацию ранее скупленных мелких пакетов акций предприятий в более крупные пакеты, процессы горизонтальной интеграции, и только затем — процессы создания крупных вертикально-интегрированных структур.

Отсутствие правовой основы для раскрытия антимонопольными органами истинных владельцев оффшорных компаний привело к тому, что все предприятия по добыче и переработке бокситов и нефелинов, по производству глинозема и первичного алюминия, на момент создания крупных вертикально-интегрированных структур, оказались в руках неизвестных собственников из оффшорных зон. До начала 2000 г. рынок первичного алюминия являлся умеренно концентрированным и немонополизированным. Однако процессы интеграции, произошедшие за 1992—2002 г., привели к тому, что рынок первичного алюминия стал высококонцентрированным.

До настоящего момента на алюминиево-глиноземном рынке России действовали три крупных вертикально-интегрированных структуры — ОАО «Русский Алюминий», ОАО «СУАЛ» и ОАО «Металлург», на долю которых приходилось более 90% рынка. Это крупные экспортно-ориентированные структуры, функционирующие в условиях жесткого дефицита сырья и активной конкуренции иностранных транснациональных алюминиевых корпораций на мировых рынках алюминия. Вопрос гарантированного обеспечения предприятий сырьем и сбыта продукции для этих структур — это вопрос их выживания, поэтому они вынуждены развивать смежные отрасли российской экономики, прежде всего рудодобывающие отрасли и машиностроение, вовлекая их в свои структуры.

Это означает, что на алюминиево-глиноземных рынках будут нарастать процессы, связанные с изменением состава и размеров данных структур за счет предприятий, обеспечивающих полный технологический цикл производства продукции из алюминия и его сплавов — от добычи руды до производства алюминиевых консервных лент, тарелок и пивных банок, а также процессы жизнедеятельности предприятий. На таких рынках также существует острая конкуренция, в том числе за доступ к производственным мощностям, в ряде случаев, сопоставимая по значимости с конкуренцией на рынках бокситов, глинозема и первичного алюминия, и требующая не меньшего контроля со стороны антимонопольных органов. Нельзя не отметить, что большинство предприятий, входящих в крупные вертикально-интегрированные структуры, не имеют на соответствующих товарных рынках долю более 35%, что делает невозможным применение антимонопольными органами норм соответствующих статей Закона «О защите конкуренции».

Исключение составляют искусственно созданные предприятия-монополисты в ряде взаимосвязанных технологических цепочек. Развал производственной кооперации предприятий бывшего СССР, сокращение финансирования государственных заказов и потребительских возможностей привели к тому, что ряд предприятий был вынужден выделять из своих структурных подразделений дочерние компании. В результате этого на рынке появилось много компаний-монополистов, производящих уникальную продукцию. Примером здесь может служить товар «Порошок алюминиевый вторичный», на рынке которого более 65% занимает ОАО «Богословский алюминиевый завод» — филиал ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания».

На указанных рынках происходит много нарушений антимонопольного законодательства в части злоупотребления предприятиями доминирующим положением, но отсутствие систематизации этих рынков делает сложной процедуру возбуждения дел по ст. 5 Закона о конкуренции. Это особенно критично для независимых участников рынка, участвующих в той или иной степени на различных стадиях производственного процесса, и для потребителей продукции, не участвующих в производственном процессе и не входящих в вертикально-интегрированную структуру.

Наметилась также тенденция наращивания активов вертикально-интегрированных структур за счет активов иностранных предприятий. С целью обеспечения стабильности поставок своей продукции крупные металлургические структуры приобретают предприятия автомобильной, судостроительной и авиационной промышленности. Актуальными и требующими немедленного решения являются проблемы доступа к ключевым мощностям, находящимся в собственности вертикально интегрированных структур, в первую очередь — вопросы доступа независимых производителей к рудным мощностям интегрированных компаний.

Проблема заключается в том, что металлургические компании, входящие в состав интегрированных компаний, отдают предпочтение переработке «собственных» бокситов и глинозема (добытых предприятиями этой же металлургической компании), либо перерабатывают бокситы и глинозем других вертикально интегрированных структур по принципу замещения в зависимости от расположения месторождений и самих перерабатывающих заводов. Заводы (в общем случае они действуют в рамках стратегии, выбранной «головной» компанией) не имеют достаточно стимулов, несмотря на наличие в некоторых случаях свободных мощностей, к приему и переработке «чужих» бокситов и глинозема, в том числе продукции независимых производителей.

Даже наличие свободных мощностей отнюдь не гарантирует данным предприятиям и предприятиям-конкурентам доступ к этим активам, в том числе с целью инвестирования в развитие производственных мощностей. Существует острая необходимость инвестирования в строительство Средне-Тиманского бокситового рудника и реконструкцию мощностей по добыче бокситов на ОАО «Севуралбокситруда», что (при существующих объемах производства алюминия) позволит обеспечить до 70% потребности российской алюминиевой промышленности в бокситах и вдвое сократить дефицит глинозема в стране. По данным экспертов, только строительство железнодорожной инфраструктуры вместе с рудником потребует 500 млн долларов США. В то же время доступ к производственной инфраструктуре ОАО «Боксит Тимана» усугубляется фактическим отсутствием внутреннего рынка бокситов и глинозема. Собственники бокситов и глинозема вынуждены, как правило, реализовывать их на условиях трансфертных цен металлургических компаний, заниженных в целях «оптимизации» налогообложения.

Тесно связан с указанными вопросами и вопрос организации равного доступа к инфраструктуре поставок готовой продукции (металла первичных переделов и проката), в большинстве случаев находящейся в собственности вертикально интегрированных структур. Аналогичная ситуация имеет место и для независимых металлургических предприятий, не входящих в состав вертикально-интегрированных компаний, где, например, существует проблема получения (продажи) ресурсов (сырья) по рыночным ценам, в том числе и по причине отсутствия внутреннего рынка сырья. Следствием этого является устранение с рынка экономически активных предприятий, способных обеспечивать занятость, привлекать инвестиции в реальный сектор и развивать рынки.

Серьезным событием на рынке стало слияние ОАО «Русский Алюминий», ОАО «СУАЛ» и Glencore в компанию «Российский алюминий», которая будет работать в 17 странах мира на пяти континентах. «Российский алюминий» займет почти 100% российского рынка этого металла. При рассмотрении слияния ФАС применил целый ряд новых подходов. Во-первых, был обеспечен беспрецедентный уровень прозрачности обсуждения этой крупнейшей сделки и ее последствий (разумеется, при строгом соблюдении коммерческой тайны). Был проведен опрос всех крупных потребителей, свои предложения представили все заинтересованные министерства и ведомства. Впервые в России было признано, что рынки бокситов и глинозема являются мировыми.

Опасения потребителей, вызванные монополизацией внутреннего рынка, ФАС планирует снять, обязав компанию: продавать алюминий по ценам Лондонской биржи металлов (при наценке на транспортировку и логистику к цене биржи (максимум 4—5%)), сохранить обязательства по всем существующим контрактам и в течение 20 лет согласовывать изменение объемов производства, цен на алюминий и сделки по слияниям и поглощениям с антимонопольными органами на рынке. Предписание ФАС содержит подробный перечень довольно жестких требований по обеспечению всем потребителям недискриминационных условий получения сырья и удовлетворению потребностей в продукции.

В ходе рассмотрения сделки было также достигнуто понимание необходимости отмены импортной пошлины в 10% на ввоз алюминия. Объем потребления металла в России, по данным НП «Алюминий», составляет 600—700 тыс. тонн в год (5 кг на человека в среднем в мире), в то время как «Русал» и СУАЛ выпускают в совокупности около 4 млн тонн алюминия в год.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...