Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Преступность без жертв



Другой формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игры. Не­смотря на то, что общество относится к ним более терпимо, чем к тяжким преступлениям, социологи ищут возможности по их ограни­чению и сокращению. Ведь с проблемой проституции, например, тесно связаны такие социальные вопросы, как здоровье нации, обществен­ный порядок, социальная и молодежная политика, тендерные отно­шения и др.

Проституция. Термин «проституция» происходит от латинского глагола prostituire, что означает выставляться публично. Социологи выделяют три модели социального контроля за проституцией:

· прогибиционизм, т. е запрет и уголовное преследование лиц, за­нимающихся проституцией и организующих ее;

· правовое регулирование проституции, в том числе полицейский и медицинский надзор;

· сочетание преследования и регламентации проституции.

В России XVIII столетия сложилась система запрещения прости­туции. Указами Петра I, Екатерины II и других императоров уста­навливался строгий контроль за «непотребством», виновных высы­лали, наказывали телесно или принудительно заставляли трудиться.

Чиновники Российской империи XIX в. осуществляли контроль за проституцией с помощью правового регулирования. Но наряду с этим существовала система регламентации. Так, в 1843 г. в Петербур­ге был образован врачебно-полицейский комитет для осуществления надзора за женщинами, занимающимися проституцией, а в 1844 г. приняты правила для публичных женщин и содержательниц бор­делей. Согласно этим правилам проститутки получали в полиции вместо паспорта желтый билет и ставились под особый контроль врачей. В течение XIX в. врачебно-полицейский надзор был установ­лен и в других крупных городах России.

В советский период борьба с проституцией велась в основном с помощью запретов. Считалось, что проституция при социализме не имеет социальной базы, и поэтому она административно преследова­лась (выселение) и уголовно наказывалась (от 2 до 5 лет с конфиска­цией имущества).

Советская статистика не публиковала данные о проституции. Со­хранились лишь исследования 1920-х гг. По данным социологиче­ского опроса 1924 г., в Москве социальный состав проституток соста­вил (в %):

· из аристократии — 5;

· из средней буржуазии — 4;

· из интеллигенции — 5;

· из мелкой буржуазии — 26;

· из пролетариата — 60.

Из основных причин занятия проституцией были названы сле­дующие (%):

· нужда — 51;

· изнасилование — 25;

· понуждение — 10;

· жажда наслаждений — 6;

· прочие — 8.

В постсоветской России осуществляется модель правового регу­лирования проституции. В Кодексе административных нарушений РФ предусмотрен штраф за занятие проституцией. Кроме того, орга­ны милиции ставят проституток на учет, однако пока не осуществля­ется действенного медицинского контроля. Это влечет за собой такие проблемы, как распространение венерических заболеваний (особен­но страшен СПИД), употребление и продажа наркотиков, увеличе­ние числа брошенных детей и др.

Наркомания. Другим видом преступления без жертв является наркомания. Традиция выращивания и потребления наркотиков насчитывает, по крайней мере, 2,5 тыс. лет. Об опьянении скифов «дымом плодов», как вином, писал еще Геродот. Наибольшее распростра­нение культура потребления наркотиков получила на Востоке — в Индии, Китае, арабском мире. В Европе и Америке потребление наркотических веществ получило быстрое распространение в колониальную эпоху. Этому способствовали развитие химии, транс­порта, миграции людей, достижения в медицине (например, изобре­тение шприца). В настоящее время крупные центры выращивания наркотических веществ существуют в Индокитае, Колумбии, Афга­нистане.

Десятки миллионов людей в развитых и развивающихся странах потребляют наркотики. В США, например, их более 30 млн. чел. Не обошла проблема наркомании и Россию. По оценкам экспертов, к концу 2002 г. число российских наркоманов возросло до 3-3,5 млн. чел., а возраст впервые пробующих наркотик снизился до 11 лет. Это серьезная угроза здоровью и генофонду нации. Проблема наркома­нии связана с такими социальными и политическими проблема­ми, как детская смертность, отказ от новорожденных детей, снижение уровня образования, открытость государственных границ для про­никновения торговцев наркотиками, несовершенное законодательство, любая работа милиции, таможни по противодействию выращиванию, транспортировке, сбыту, распространению наркотических веществ.

В Россию наркотики начали поступать в начале XIX в. из Китая (опий) и Средней Азии (опиумный мак, индийская конопля). Уже в конце века российские врачи не только констатировали наличие проблемы наркомании, но и пытались выработать меры по ее реше­нию. Новый толчок к распространению наркотиков дали Революция и гражданская война. К 1921 г. число беспризорных детей в России достигло 7,5 млн. из них, по оценкам исследователей, 10% принима­ли наркотики. Наркомату здравоохранения пришлось открыть спе­циальные медико-педагогические учреждения — психоневрологиче­ские школы (в Ленинграде, Москве, Воронеже, Саратове, Казани и других городах). К 1921 г. была установлена уголовная ответствен­ность за посев и распространение наркотических культур, сбыт нар­котических веществ.

В настоящее время проблема распространения наркотиков в Рос­сии обострилась. Крупномасштабное производство наркотических ве­ществ началось в Восточной Европе (Чехия, Польша, Венгрия). Уве­личивается производство и потребление наркотиков в приграничных с Россией странах: в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, на Даль­нем Востоке.

Санкт-Петербург всегда был одним из центров по производству синтетических наркотиков. В настоящее время в городе подпольно производятся барбитураты, амфетамины, ПЦП, ЛСД, МДМА, ДОБ и их различные производные: эфедрой («мулька»), первитин («винт») и др. В структуру потребления кроме синтетических входят и опиа­ты (маковая «соломка», анаша и др.).

В конце XX — начале XXI в. проблема наркомании в России при­няла общенациональный масштаб. Потребление наркотиков особенно широко распространилось в среде подростков как из малообеспечен­ных, так и из обеспеченных семей, работающей и учащейся молоде­жи, детей (особенно беспризорных), безработных и бомжей. Если в 1985 г. на учете состояло 25,7 тыс. потребителей наркотиков, то в 1992 г. уже 53,9, а в 1997 г. — 148,9 тыс. В 1997 г. было соверше­но более 185 тыс. преступлений, связанных с наркотиками (в том числе 175 тыс. — незаконное изготовление, хранение и сбыт; около 2,5 тыс. — незаконный посев; около 1000 — организация и содержа­ние притонов потребления наркотиков). Последние цифры говорят о том, что статистика поставленных на учет наркоманов не дает пол­ной картины распространения наркотиков в России.

Существует тесная связь между потреблением наркотиков и зара­жением вирусом СПИД, гепатитом С, передающимися через внутри­венные инъекции в условиях антисанитарии и несоблюдения мер безопасности.

В настоящее время в науке существуют различные подходы к изучению проблем распространения и потребления наркотиков. С точ­ки зрения социологического подхода определяющими являются со­циальные факторы: социальные условия (бедность, безработица), социалыюе положение (низкий статус, стремление к обогащению), натурные и религиозные традиции. Сторонники психологического подхода в центр внимания ставят индивидуальные факторы: получе­ние удовольствия, наслаждения, стремление к душевному комфорту, попытки ухода от реальных проблем. Биологические концепции нар­комании объясняют это явление на основе физиологии человеческо­го организма и ее влияния на поведение личности.

Обстановка в современной России характеризуется такой сово­купностью условий и факторов, которые способствуют распростра­нению наркомании. Это имущественное расслоение населения, со­циальная дезорганизация (аномия), потеря жизненных ориентиров и перспектив представителями некоторых социальных слоев, идео­логическое размежевание общества и его идейная неустойчивость, рост безработицы, бродяжничества, социальной неустроенности, снижение уровня образования и общей культуры у целых социальных групп и страт, изменение норм и ценностей многих субкультур (в пер­вую очередь молодежи), снижение социального контроля в школе, семье, на производстве.

Главными направлениями противодействия наркомании счита­ются политические мероприятия (создание национальных программ борьбы с распространением наркотиков, принятие необходимых за­конов, выделение бюджетных средств и т. д.), правовые и админист­ративные меры (борьба с выращиванием, производством и сбытом наркотических веществ и сопутствующими преступлениями), здра­воохранительные меры (психологическая и медицинская реабилита­ция, профилактика наркозависимых, пропаганда здорового образа

жизни).

Алкоголизм. Следующей формой девиантного поведения, не считающегося преступлением, является алкоголизм. В древних обществах алкоголь, как, впрочем, и некоторые наркотики (например, ядовитые грибы), использовался в ритуальных целях. У древних греков римлян были даже боги вина (Дионис, или Вакх, и Либер). В античности вино перед употреблением наполовину разбавляли водой, разрешалось употреблять алкоголь только мужчинам с 30-летнего возраста. В Средние века крепкие напитки были привилегией богатых. Крестьяне и ремесленники выпивали в основном по праздникам. С от­рытием производства этилового спирта (XVIII в.) низшие классы общества развитых стран получили возможность частого употребления алкоголя. С этого времени проблема алкоголизма становится общественно значимой.


В России аналогичные процессы начинаются с эпохи Петра I (XVIII в.). Продажа крепких алкогольных напитков была очень вы­годна, и государство сразу взяло ее под контроль. Питейные сборы составляли главную статью дохода в государственном бюджете. Со­бирались они с помощью системы откупов (отчислений государству определенной доли прибыли с каждого виноторговца), замененной в 1819 г. на государственную монополию. Но Управление виноторгов­ли действовало неэффективно (питейный доход снизился на 24%), и в 1827 г. был осуществлен возврат к откупной системе. Доходы гос­бюджета выросли, но и проблема пьянства, особенно среди русского населения, обострилась. Поэтому в 1845 г. для великорусских и си­бирских губерний была введена акцизно-откупная система, включа­ющая государственное регулирование производства спиртных на­питков (акцизный сбор) и частное (откупной сбор) содержание питейных заведений. Во время Великой реформы (1862) был осуще­ствлен переход на акцизную систему. В связи с вступлением России в Первую мировую войну был принят «сухой закон» — запрет на производство и продажу спиртных напитков. В 1919 г. СНК РСФСР продлило этот запрет, однако уже в 1921 г. СНК для пополнения бюджета начал выдавать разрешения на изготовление и продажу спиртных напитков, а в 1925 г. отменил «сухой закон». После завер­шения НЭПа (1929) в СССР вводится государственная монополия на производство и торговлю спиртными напитками. В советскую эпо­ху предпринимались две попытки государственного ограничения про­дажи крепких напитков (Постановления ЦК КПСС 1972 и 1985 гг.), однако они не решили проблем пьянства и алкоголизма, так как на­селение «компенсировало» снижение продаж водки самогоноваре­нием. В постсоветский период был осуществлен переход на акциз­ную систему.

Потребление спиртных напитков в России XIX в. находилось на уровне 4 литров абсолютного алкоголя на человека в год. Перед за­претом (1913) — 3,9 л/чел. в год. В советское время потребление спиртных напитков упало до 2,2 л/чел. в год (1940), а в послевоенное время вновь начался рост: 1960 г. — 3,8 л, 1970 г. — 6,6,1980 г. — 8,5 л. В постсоветское время наблюдалось снижение производства алко­гольных напитков (1990 г. — 5,3 л, 1995 г. — 4,0 л) с одновременным повышением доли крепких напитков (до 74 и 85% соответственно) и резким увеличением продаж сахара (очевидно, для самогоноваре­ния). В настоящее время производство и продажа крепких спирт­ных напитков стабилизировались, снизилась закупка сахара населением, резко увеличилось потребление пива. Все это соответствует мировым тенденциям.

Социальные последствия систематического пьянства весьма серьезны. Оно служит причиной скандалов, разводов, психических 6олезней, несчастных случаев, производственных травм, различных преступлений. Более 40% тяжких преступлений в России совершается в нетрезвом состоянии. Причиной почти 50% разводов является пьянство. Пьянство родителей крайне негативно отражается на воспитании и дальнейшей судьбе детей. Оно является причиной врожденных болезней детей, отказа родителей от детей, насилия над ними, детской беспризорности и детской преступности.

Некоторые социальные последствия алкоголизма в России представлены в табл. 6. Алкоголизация населения связана с историческим периодом, переживаемым обществом. Так, все четыре кризиса, связанные с освобождением личности и ослаблением социального контроля (отмена крепостного права, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., хрущевская «оттепель» и перестройка), приводили к росту пьянства и сопутствующих ему негативных социальных последствий. Социологи объясняют это социальным беспокойством, т. е. неуверенностью, неприспособленностью общества к социально-политическим изме­нениям. На индивидуальном уровне быстрые социальные изменения вызывают стресс, неадекватную, часто агрессивную реакцию, для преодоления которой нередко требуется алкоголь.

Социологи чаще всего подразделяют пьющих людей на три типа:

· Социально пьющие. Это люди, употребляющие алкоголь «как все»: по праздникам и за компанию. Они не испытывают тяги к выпив­ке. В народе таких называют «выпивающие».

· «Тяжелые». Отличаются склонностью к частому употреблению, но стараются «держать себя в рамках», не показывать свою сла­бость окружающим. В народе их называют «пьющие».

· Хронические алкоголики (по-простонародному — «хроники»). По­стоянно и систематически пьют, что скрыть очень трудно. У хро­нически пьющих людей в первое время заметно повышается барь­ер опьянения. Они гордятся тем, что могут выпить бутылку водки и более и не чувствовать опьянения. Это и есть первая стадия ал­коголизма. На второй стадии происходит резкое снижение барье­ра опьянения, но вырабатывается потребность в систематическом потреблении алкоголя. Таким людям достаточно одной рюмки, но они принимают ее часто. На третьей стадии вырабатывается по­требность в постоянном алкогольном опьянении. Алкоголик, во­время не «принявший» рюмку, болезненно переживает алкоголь­ный синдром и может быть опасным для окружающих.

Таблица 6

Показатели            
Койки наркотические на 100 тыс. чел. . — 2,6 4,9 2,4
Метаалкогольные __ -      
психозы на 100 тыс. чел.            
Прогулы на работе на 100 тыс. чел.   4,5 2,5 1,6 1,2 4,8
Смертность на 100 тыс. чел. Несчастные случаи, отравления травмы, связанные с пьянством - -   141 12,3 133,7 12,3 236,6 39,2
Преступления в состоянии опьяне­ния в % от числа преступлений 24,3    
Осуждены за нарушение антиалко­гольного законодательства (%) 15,4 9,0
Направлены на принудительное лечение 11,2 8,4

Борьба с алкоголизмом ведется государственными структурами (ограничение производства и продажи спиртного, антиалкогольная пропаганда и агитация, улучшение социальных условий труда и бы­та и т. д.), общественными и медицинскими организациями. Боль­шое влияние на алкоголиков могут оказать их родные и близкие. Очень важно при этом самоограничение. Ему может способствовать своевременная информация о вреде алкоголизма для здоровья и со­циальных последствиях пьянства.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...