Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №13. Петербург Достоевского. Символика в образе Петербурга.Петербург Достоевского



Петербург Достоевского. Символика в образе Петербурга.Петербург Достоевского. Символика в образе Петербурга. Петербург Достоевского. Символика в образе Петербурга.

В романе "Преступление и наказание" особое место занимает образ Петербурга. Этот образ важен для понимания как романа “Преступление и наказание”, так и всего творчества великого писателя. Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Но Петербург Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория.

1. Духота. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича о нехватке воздуха.

2. Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства. Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони, косая, темная, неприятная во всех отношениях. Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.

3. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Желтые обои, мебель, лица, стены домов отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

4. Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В них задумываются и совершаются убийства. Перекресток - крест. Площадь - место, символизирующее раскаяние. В комнате Раскольников уверен, что сможет совершить убийство, выйдя на улицу, считает свои недавние рассуждения смешными. Из этого можно сделать вывод, что Петербург для Достоевского - это город убийств, ужасов и людского одиночества.

Жизнь города трагична. Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, которая бросается с моста в воду.
В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал “страшные, отчаянные вопли с улицы”: “из распивочных пьяные выходят”. Это - реальность. Но столь ж реально рисуется и его бред: “Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику...” Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.

А вот и другая сцена: “склонившись над водою”, смотрит Раскольников “на последний розовый отблеск заката”. Вдруг он вздрогнул, пораженный “одним диким и безобразным явлением”. Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар - все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал “городом полусумасшедших”.
Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец.
“Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург - это “немой и глухой” город, давящий все живое. Картина хаотично перемещающихся по Сенной площади людей напоминает муравейник, в котором слабый погибает, а сильный ожесточается еще больше.
В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зл а, против ненормально устроенного современного ему общества.

Изображение города имеет важное композиционное значение. Через весь роман проходят картины тесноты, толкучки, грязи, зловония. Духовная атмосфера Петербурга представляет собой мир всеобщего раздражения, злобы, насмешки. Петербург Достоевского – олицетворение морального уродства, духовной пустоты, преступления и жестокости.

Образ Петербурга становится не только равноправным героем романа, но и центральным, т.к. он во многом объясняет двойственность Раскольникова, провоцирует его на преступление, помогает понять других героев романа.

Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. Билет №14

Мотивы возникновения теории Раскольникова. Двойники Раскольникова.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1133 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...