Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №9. Салтыков-Щедрин. Сказки (Коняга, Дикий помещик, Богатырь)



Салтыков-Щедрин. Сказки (Коняга, Дикий помещик, Богатырь). Проблематика + поэтика.

Родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в селе Спас-Угол, Тверской губернии, в семье богатых помещиков. Его детство и молодые годы были свидетелями самого разгара крепостнического права. В семье полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Крепостническое «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у самих помещиков. Позднее, родные – мать, братья, сестра, знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. В произведениях Салтыкова-Щедрина изображены также те крепостные, в окружении которых проходило его детство. Он придавал огромное значение впечатлениям, вынесенным из родного «крепостнического гнезда».

С помощью сказок легче было донести до народа революционные идеи. Фантастика, гипербола, гротеск, зоологические маски – основные сатирические приёмы, к которым прибегает автор в сказках. Комический эффект создаёт перенесение человеческих черт на животный мир. Аллегория Щедрина прозрачна и смела.

Проблематика:

1. Особенно открыто и резко говорится о том, что революция неизбежна, в сказке «Богатырь». Иванушка-дурачок перешибает кулаком дупло, где спит гнилой «богатырь», веками державший в кабале «многострадальную и долготерпеливую» страну. Обращается Салтыков к былинному эпосу, переосмысливая его в духе своей политической идеи, намекая на исторические судьбы русского самодержавия. Сиднем сидит, беспробудно спит в дупле богатырь, но вместо того, чтобы во сне сил набраться и выйти на борьбу с супостатами, оказывается, что, пока спал богатырь, гадюки у него "туловище вплоть до самой шеи отъели".

Богатырь — герой одноименной сказки, сын бабы-яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г. В "Богатыре " история российского самодержавия изображается в образе гниющего богатыря и завершается полным его распадом и разложением.

2. Сказка «Коняга» - подлинный гимн многострадальному русскому крестьянству. Так, Коняга – олицетворение не только одного замученного бедняка – рабочего, но и всего крестьянства в целом, отягощенного изнурительным трудом и мрачной жизнью, лишенностью счастья. Подобно Коняге, люди мучаются, не жалея себя и своих сил, и ради чего? Кто из них, по-настоящему, задумывается о будущем своих усилий, мыслей и желаний?
Я думаю, что «бедный народ» не замечает всю горесть потерь и трат сил впустую, слепо веря во что-то хорошее и в какое-то общее счастье.
Не даром сказка названа именно «Коняга», ни «Конь», ни «Конюшка», а именно «Коняга». Что говорит и всей тяжести и жестокости жизни, о тех условиях, что сделали из коня – Конягу, о тех условиях, в которых не возможно было жить иначе.

3. В сказке «Дикий помещик», написанной в 1869 году, Щедрин очень остро ставит проблему послереформенных взаимоотношений дворян-крепостников и крестьянства. «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!». Курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!». И земля, и вода, и воздух – всё его стало!». Дикий помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности – продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает лишь после того, как возвращаются его крестьяне.Народ в сказках Щедрина горько размышляет об общественных отношениях в России. Все они ясно видят, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым.

4. Сказка «Пропала совесть», наверное, одна из вышеперечисленных более направлена к человеку конкретно, в его душу и сердце, чем к одним лишь правящим верхушкам. Брошенная, никому ненужная совесть находит временный приют у людей из различных слоев общества: сначала у нищего пьяницы, затем у владельца кабака, у квартального надзирателя, и, в конце концов у железнодорожного изобретателя, отставного откупщика. Каждый персонаж проходит «испытание совестью», и не выдерживает его. Несчастная совесть приживается лишь в сердце невинного ребенка, и по сей день растет в нем, крепнет. Салтыков – Щедрин ставит вопрос нравственности и духовности, иронически уязвляет весь русский народ в корысти.

Поэтика и особенности языка:

-Сюжет сказок Салтыкова-Щедрина фольклорен, поскольку здесь добро противостоит злу, хорошее — плохому. Однако привычные грани между этими двумя понятиями стираются, и даже положительные персонажи оказываются наделенными негативными чертами, которые потом высмеиваются самим автором.

- Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, чтобы сделать свое произведение доступным читателю, поэтому близость к фольклору проявляется и в образном строе, что дает ему возможность прямо использовать эпитеты, а выбирая животных для аллегории, опираться также на басенную традицию.

- Изображение “призрачности” выполнено с помощью гротеска (соединение несоединимого), который является в сказках важным источником комического эффекта. Чрезмерная жестокость политического режима и полное бесправие народа действительно граничили с волшебством, с фантастикой. Так, например, в сказке “Дикий помещик” Щедрин в уродливо-комическом виде показал апогей как нравственного, так и внешнего “запущения” человека. Помещик “оброс волосами, ногти у него стали, как железные”, он начал ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельно звуки”, “но хвоста еще не приобрел”.

- Очень активно использует Щедрин гиперболу. Щедрин показывает, как человек, помещик, превращается в дикое животное, питающееся мухоморами.

- Иногда - хотя и не так часто и явно, как другие средства художественного изображения, - Салтыков-Щедрин использует антитезу (противопоставление). Это можно увидеть на примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Генералы столько “денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать”, а мужик получил “рюмку водки да пятак серебра”.

- Важной в понимании сказки является авторская ирония, благодаря которой раскрывается позиция автора. Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках. Например, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” учитель каллиграфии не может различить сторон света.

- Язык всех сказок Салтыкова-Щедрина отличается особой афористичностью. Писатель не только активно использует элементы фольклора (пословицы, поговорки), уже устоявшиеся в языке, но и сам привносит в него новые выражения, например: “Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности”, “собственно не был зол, а так, скотина”.


Своими сказками Салтыков-Щедрин хотел пробудить народ к активной борьбе против самодержавия. Сатира Салтыкова-Щедрина – это одно из самых значительных явлений русской литературы середины девятнадцатого века, и она остаётся современной и по сей день, так как те проблемы, которые он затрагивал в своём творчестве, остаются животрепещущими и для нас.


Билет №10

Тютчев. Основные темы: природа, любовь, философия, лирика, родина.

Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. Некрасов открыл этот поэтический талант публикацией стихотворений в «Современнике», сделав дипломата, чиновника, автора политических записок известнейшим поэтом-лириком России. Среди ведущих тем лирики Ф. И. Тютчева можно выделить темы любви, родины, природы и «космоса».

Даже такое светлое и прекрасное чувство, как любовь, Тютчев описывает двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее «очарованье. Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страсти («И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огонь желанья»). Но одновременно человеческую сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной, роковой страсти, "буйной слепоты", "борьбы неравной двух сердец", «поединка рокового». Любовь для поэта - всегда борьба двух людей:


«Как в буйной слепоте страстей
О, как убийственно мы любим,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!.»





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2569 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...