Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Инфракрасными называют невидимые глазом лучи с длиной волн выше 760 нм. Проникая сквозь целый ряд веществ -- некоторые лаки, краски, смолы, эбонит, тонкие слои дерева, кожу, бумагу, цветную тушь, задымленную атмосферу и ряд мутных сред, -- инфракрасные лучи сильно поглощаются водой, туманом и не проникают сквозь краски, содержащие сажу, включая типографскую, через графит, упаковочную черную фотобумагу и ряд других веществ.
Для инфракрасных лучей, по сравнению с видимой частью спектра, сильно изменяется отражательная способность целого ряда веществ. В связи с этим при фотографировании в инфракрасных лучах можно выделить целый ряд деталей, совершенно неразличимых глазом в видимых лучах спектра.
Съемки в инфракрасных лучах производятся на инфрахроматические светочувствительные материалы с использованием плотных красных (например, из стекол КС-10, КС-18) или специальных черных светофильтров (типа ИКС-1, ИКС-3), исключающих влияние на фотографический слой лучей видимой части спектра.
Фокусные расстояния обычных фотографических объективов для инфракрасных лучей несколько удлиняются (на 0,1--0,5%). При съемке удаленных объектов объективами малоформатных фотоаппаратов и условии диафрагмирования до 1:8--1:11, эта разница может не учитываться.
Современные объективы для наводки на резкость при съемках в инфракрасных лучах имеют специальный дополнительный индекс красного цвета на шкале метража, обозначенный буквой R, при помощи которого и производится наводка по расстоянию до предмета, для чего после наводки на резкость необходимо установить полученное значение дистанции напротив данного индекса.
Инфракрасная фотопленка используется в научной и технической фотографии, но она может быть полезной также и для изобразительных целей. Фотоснимки на этой пленке имеют еще более драматический характер, поскольку она фиксирует эффекты, которые в природе совершенно невидимы. Инфракрасная черно-белая фотопленка обычно экспонируется с темно-красным светофильтром, хотя существуют и специальные инфракрасные светофильтры, которые совершенно непроницаемы для видимого света. Как упоминалось ранее, хлорофилл очень сильно отражает инфракрасные лучи, в то время как другие вещества и материалы (например, вода и дорожные покрытия) их поглощают. Синий свет неба не содержит инфракрасной составляющей. В результате ландшафт, сфотографированный на инфракрасной пленке, выглядит как освещенный лунным светом с чернильно-черными небом, водой и дорогой и ослепительно-белой листвой на деревьях и кустарниках. Инфракрасное излучение меньше поглощается дымкой, чем видимый свет, и панорама отдаленных видов передается с пугающим контрастом, с полным отсутствием воздушной перспективы.
Инфракрасная цветная пленка является системой с условным цветовоспроизведением. На настоящей цветной пленке красный передается красным, зеленый — зеленым, синий — синим, а инфракрасный — черным (будучи невидимым). Инфракрасная цветная фотопленка чувствительна к инфракрасному, красному и зеленому свету. Темно-желтый светофильтр, поглощающий синий свет, не пропускает его к эмульсии. На слайде инфракрасное излучение регистрируется как красный цвет, красный — как зеленый, зеленый — как синий, а синий — как черный. Главной причиной разработки подобного материала были потребности сельского хозяйства: живая растительность сильно отражает инфракрасные и зеленые лучи света. Они передаются на слайде с условным цветовоспроизведением как красный + синий, т. е. в пурпурно-красном цвете. Высохшая или погибающая растительность не отражает инфракрасного излучения и передается в зеленовато-синем цвете. Инфракрасная цветная фотопленка применяется и для других целей, например в криминалистике и в аэрофотосъемке.
Фотографы, занимающиеся изобразительной фотографией, заинтересовались этим материалом как средством получения причудливых искажений в воспроизведении цветов. Без светофильтра инфракрасная цветная фотопленка дает совершенно непривычные результаты — большинство цветов изображения сосредоточено в областях спектра от фиолетовой до пурпурно-красной. Появляется несколько насыщенных цветов, и результаты совсем не похожи на те, которые получаются при использовании пленки для искусственного освещения без светофильтра при съемке днем. Со светло-оранжевым фильтром синие цвета передаются голубыми (вместо темного сине-серого), листва — весьма насыщенным пурпурно-красным, а красные детали (которые обычно. отражают инфракрасное излучение и передаются желтыми с желтым фильтром) оказываются почти белыми. С красным светофильтром получается изображение, составленное главным образом из цветов от красных до желто-зеленых. Инфракрасный светофильтр, который для видимого света непрозрачен, создает изображение только в красном цвете, имеющее такие же тональные соотношения, как и отпечаток с черно-белой инфракрасной фотопленки. Со светло-зеленым фильтром изображение приобретает цвета главным образом от голубого через синий к фиолетовому. С темно-зеленым светофильтром изображение становится почти одноцветным — темно-синим.
Один и тот же сюжет, сфотографированный на обычную цветную фотопленку для дневного света и на инфракрасную фотопленку (обе пленки фирмы «Кодак»). Маскировочная ткань под цветочным горшком не была обработана составом, отражающим инфракрасные лучи. Чехол тропического шлема был обработан таким составом.
Относительная спектральная чувствительность панхроматической и инфракрасной пленок (с подходящим инфракрасным светофильтром).
При съемках на цветную инфракрасную пленку необходимая экспозиция в большой степени зависит от цвета светофильтра и цветовых характеристик освещения (включая, конечно, содержание в нем инфракрасного излучения). Будет ли экспозиция правильной, зависит также и от типа фотоэлемента экспонометра. Фотосопротивления из сернистого кадмия (CdS) чувствительны к инфракрасным лучам и обычно дают правильные показания. Селеновые фотоэлементы (применяемые в фотоэкспонометрах без батареек) и кремниевые (все экспонометры системы ТТЛ с батарейками) значительно менее чувствительны к красному и инфракрасному излучению, и их показания могут быть существенно сдвинуты в сторону передержки. Экспозиции, измеренные такими фотоэлементами, будут, возможно, достаточно правильными около полудня на открытом воздухе. Утром или вечером экспозицию следует уменьшить примерно на полступени, а при искусственном освещении (богатом инфракрасным излучением) сократить примерно на одну ступень.
Следует отметить, что при любой экспериментальной работе подобного типа следует вести записи обо всех экспозициях. При использовании с описанными выше светофильтрами и, конечно, с любыми светофильтрами для особых эффектов, упомянутыми в этой главе, цветные и черно-белые инфракрасные фотопленки могут дать множество необычных эффектов даже при фотографировании большинства земных объектов. Но вы можете быть уверенными в успехе только в том случае, если ваши фотоснимки сделаны на основе вашего собственного опыта.
Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 504 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!